Никола - праздник большой

        Пришло время для традиционной темы "Как я провёл лето". Скажу кратко, лето я провела за работой, разной работой: от вёрстки фотокниги до ремонта квартиры. Почти незаметно промелькнул сезон сбора садовых ягод: вопреки своему обыкновению я быстро разобралась с урожаем, а с чем не разобралась - пристроила по родственникам. Родственники - чудесные люди, их помощь в этом случае неоценима. Случались у меня и выходные, о них-то речь и пойдёт.
Мои папа с мамой собрались на Великорецкий крестный ход, вернее, на ежегодный праздник святителя Николая в селе Великорецкое. Несмотря на гору нависающих дел я увязалась с ними. Ехать предстояло на машине 900 км до славного города Вятки. Активная фаза сборов, как водится, наступила около полуночи, а старт был намечен на пять утра. Я постаралась как можно быстрее закидать вещи в дорожную сумку, решив, что заморачиваться вопросом "что из еды взять в дорогу" уже поздновато, а что-нибудь перехватить можно будет и на заправках. А вот мама рассудила по-другому. Утром, когда родители заехали за мной, я, садясь в машину, увидела на заднем сиденье сумку-холодильник внушительных размеров. Экономия и здоровая еда - вот мамин девиз.
        День был прекрасный, дорога по случаю субботы не сильно загружена, так что километры залитых солнцем лесов и полей резво бежали нам навстречу. Во время проездов через небольшие города яндекс-навигатор приятным голосом сообщал среди прочих ценных указаний: "Впереди камера-носорог". Я долго хихикала над этим, пока не сообразила, что девушка из навигатора просто неправильно ставит ударение, и сообщить она пытается о наличии впереди камеры и знака ограничения скорости на сорок км/ч. На стоянках мама кормила нас всякой вкуснятиной, раздавая тарелки с кашей и намазывая каждому масло на хлеб. Девочки! Только вы поймете, что я хочу сказать. Обычно мы сами ухаживаем за ближними своими, заранее прикидывая, что взять, сколько и кому. Сидеть и ничем таким не заниматься, позволяя позаботиться о себе - это блаженство.
        Постепенно промелькнули Ярославская, Костромская области (дороги, кстати, приятно удивили), мы въезжали в Кировскую. Мой папа родом из самой Вятки, а его прадед с прабабушкой жили в деревне, недалеко от города. Вот эту-то деревню, родину предков, где бывал в отрочестве, папа твёрдо вознамерился на этот раз найти. В прошлые его приезды в эти места поиски заканчивались неудачей. А почему? А потому что в деревеньку эту, стоящую на высоком берегу Вятки, как выяснилось, просто нет дороги. Вот нет и всё. Есть тракторная колея через клеверное поле, причём настолько виляющая, что непонятно в каком состоянии был тракторист, и куда он вообще ехал. Порасспросив местных автолюбителей, которые подтвердили, что есть такая деревня "вот где-то там", папа решился отправиться в полуизвестность. Благо новая подвеска и полный привод это позволяли. Классика жанра: дороги нет - есть направление. Риск полностью себя оправдал: через некоторое время наша машина стояла на берегу Вятки, в той самой деревне. Не передать словами то ощущение, когда видишь перед собой дом своих предков, обитавших здесь 100 лет назад. Конечно, дом подновлён и не выглядит древним сараем, но он  - тот самый. Жаль, что вдоволь насладится видами нам помешали местные комары - не чета нашим городским задохликам.
        Утром 6 июня солнце жарило с самого утра. На подъезде к Великорецкому начались пробки. Оказывается (ну, это я удивляюсь, в первый раз же), событие настолько значимое, что народу сюда съезжается великое множество. Под стоянки отведены огромные площади, парковкой занимаются гаишники. От стоянки до центра села километр ходу по шоссе. Вдоль дороги стоят палатки участников многодневного крестного хода, пришедшего сюда накануне. В центре Великорецкого три каменных храма 18-19 вв. Мы движемся мимо них далее, к часовне святителя Николая на берегу реки Великой, где по традиции в этот день совершается литургия. Это ещё полтора километра, но уже по лесу. Напуганная комарами накануне, я прихватила с собой пиджак, как позже выяснилось, совершенно зря. А бутыль воды, несмотря на то, что оттягивала сумку, оказалась очень кстати, как и сама сумка. Подозреваю, что свекровь, сшившая мне её, воспользовалась заклятьем незримого расширения.
        Праздник в Великорецком - это мероприятие из разряда тех, про которые говорят "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Спускаясь по лесу к реке в общем людском потоке, я и представить не могла, что это ещё далеко не все, пришедшие сюда паломники. На половине дороги заслышалось чтение часов, разносимое динамиками по округе. Все встрепенулись и прибавили шагу. С опушки на пригорке открылся вид на человеческое море, всё пространство между рекой и часовней было заполнено людьми. Часть паломников стояла под сенью леса, те, кому не хватило места под деревьями, раскрыли над головой зонтики. Я не стала искать место в тени, и потом ещё долго "сияла" красотой своего обгоревшего лика. В этом людском море мы с родителями временно потерялись (в целом за этот день мы раз десять потерялись-нашлись), но об этом сейчас не хотелось беспокоиться. Служба святителю Николаю располагала к другим мыслям.
        В этом году праздник в Великорецком выпал не только на воскресенье, но и на шестую неделю по Пасхе. Всё это в сочетании с прекрасной летней погодой выглядело подарком от Святителя, который, как известно, большой специалист по оным. После службы состоялся молебен на реке Великой с последующим купанием желающих. Я очень желала войти в прохладную воду, но купальных принадлежностей с собой не было, выручил широкий шарф.
        Напряжение праздника спало, захотелось есть. Мы неспешно поднимались через лес обратно. То тут, то там попадались чьи-то ноги, торчащие из палатки, а то и просто из кустов: участники крестного хода отдыхали перед ночным выходом в обратный путь. На окраине Великорецкого вдоль дороги выстроились палатки с сувенирами, в основном местного производства, а также со всяческой снедью, от беляшей до шашлыка. Пока родители заказывали обед, я, естественно, протащилась по всем лоткам с "хэндмейдом". Люблю ярмарки, особенно в хорошую погоду.
        ...Потом были и Трифонов монастырь, и встреча с папиной роднёй, и посещение кладбища. Хотя Вятка город-полумиллионник, я бы не назвала её оживлённой, в московском понятии этого слова. Чувствуется в ней какая-то неторопливость, степенность, опрятность. Старинные церкви, архитектурные изыски прошлых десятилетий - всё это буквально за каждым поворотом. Вятка очаровала меня своим провинциальным колоритом. Интересно было наблюдать за её жизнью из окна машины, как бы исподтишка. Вот стоят барышня и кавалер, оба из бронзы, но кажется, сейчас раскланяются - памятник Дымковской игрушке. А вот другая барышня со своим кавалером, но сцена драматическая - разговор на повышенных тонах, - и барышня резко и быстро хлопает кавалера по щеке. Се ля ви.
        ...А потом был последний вечер в гостинице, прохладный душ, приготовленный мамой ужин и белоснежная постель. Паломничество - на то и есть паломничество, что оно даёт возможность что-то переосмыслить. После всего увиденного пятидневный крестный ход по пересечённой местности уже не кажется такой дикой идеей.
        Поездка с родителями - это то, что время от времени необходимо каждому взрослому. Когда ты уже давно сама себе и мама, и папа, родительская забота воспринимается как настоящая ценность.


Рецензии