Жизнь села Николаевки под омофором свт. Николая

История храма во имя святителя Николая Чудотворца села Николаевка (Афросимово).

  Происхождение названия села: первоначальное название поселение получило от рядом находящегося Берёзового лога — Берёзовец. Деревня была владельческая. До революции в России так называли селения, находящиеся в частном владении. Принадлежала капитану Николаю Герасимову. Позднее деревня стала именоваться по имени помещика — Николаевка. В обиходе продолжало использоваться также старое название Берёзовец. В 1790-х годах Николаевкой владел уже другой помещик — капитан Николай Афросимов. В это время первое название деревни из обихода вышло окончательно. Деревня стала именоваться Николаевка (Афросимово).
Месторасположение и быт жителей: Село расположилось на правой стороне реки Олым, по обе стороны Берёзового лога. Олым в жаркое время, в самых мелких местах бывала глубиной в 2 аршина (1,42 м.), шириной 5 сажень (10,67 м.). В реке водилась рыба: щуки, окунь, плотва, лини, караси. Рыбу крестьяне ловили для помещичьего домашнего обихода. Воду для питья и домашнего хозяйства жители брали из реки. Почва чернозём, местами глинистая, наилучший урожай давали овёс и рожь. На полях водились птицы: перепёлки, стрепеты, жаворонки. При водоёмах: дикие утки, кулики. Крестьяне занимались хлебопашеством, состояли на сдельщине с помещиком, на которого запахивали 80 десятин земли (87 га.), а оставшуюся на себя. Женщины помимо полевой работы занимались домашним рукоделием: пряли лён, посконь (мужское растение конопли) и овечью шерсть, ткали холсты и сукна для своего хозяйства и на продажу. На реке Олым стояла мучная мельница, работавшая круглый год, за исключением весеннего половодья. Ежегодно мельница приносила помещику доход 200 рублей.
   Нужда жителей села в собственной церкви: До возведения собственного храма, жители деревни были прихожанами церкви в честь святого великомученика Георгия села Орехово. Надо отметить, что люди, не имея церкви в своём селе, шли, преодолевая немалые трудности в соседнее. Православный народ жил церковной жизнью, участвовал в Таинствах. Младенцев –крестили, вступающие в брак — обязательно венчались, всех умерших, кроме исключительных случаев — отпевали, люди регулярно причащались. Им приходилось преодолевать дальнее расстояние от Николаевки до приходского храма. По пути протекала река Кастюра и пролегали три буерака. Преодолевать все эти препятствия приходилось с большими трудностями. Николаевские жители терпели нужды в требах: молебнах, освящениях, панихидах.
Совместное решение о строительстве новой церкви в честь святого Николая Чудотворца: В связи с существующей проблемой, помещики деревень: Николаевки (Афросимово) — капитан Николай Афросимов; Богоявленской (Котовки) — прапорщик Петр Чуйков; Спасской — подполковник Ермолай Широков, с приказчиком Ефимом Малогорским, и однодворцами этих деревень, пожелали построить деревянных храм во имя святителя Николая Чудотворца в деревне Николаевке. В приход новой церкви захотели войти более сотни (110) дворов. Святитель Николай всегда пользовался особым почитанием на Руси, в честь него основано множество храмов.
Формирование двух отдельных приходов — в Орехово и Николаевке: За вычетом выше указанных деревень в приходе села Орехово осталось три сотни дворов. Владыка Тихон, епископ Воронежский в донесении Святейшему Синоду отмечал: «…по мнению моему, обе церкви содержаться могут не скудно; наипаче, когда один комплект священно и церковнослужителей от старой церкви будет отделен к новой…». Определением от 4 сентября 1786 года, Святейший Правительствующий Синод приказал: «… В помянутой деревне в означенное наименование, на основании представления его преосвященства построить (церковь), и к оной одного священника с причтом из приходу села Орехова перевести дозволить…».
   Благоустройство храма в последующие годы: более чем через четыре десятка лет (41 год) деревянное здание храма было перестроено в капитальное каменное сооружение. Занимался строительством сын помещика Николая Афросимова, Лев Афросимов. К этой церкви считался приписным храм Святителя Димитрия Ростовского села Богоявленского (Котовка). В приходе были деревни: Петровская, Новоольшанские выселки (впоследствии — село Олым), Веровка, Спасовка». Прихожан 700 душ.
Церковное здание перед революцией: Согласно страховой оценки Николаевской церкви села Николаевка (Афросимово) за 1910 год: церковь кирпичная, длина вместе с колокольней — 14 сажень (29,87 м.), наибольшая ширина 7 сажень (14,94 м.), высота до верха карниза 4 сажени (8,53 м.). На церкви, кроме купола, 4 малых главы. Дверей — 6. Иконостас длиной и высотой 4,5 сажени (9,6 м.). Колокольня в один ярус, высотой 3 сажени (6,4 м.). Церковь не отапливалась, построена в 1827 году. Новая церковно-приходская школа построена в 1912 году. Дом священника деревянный, построен в 1914 году.
   Трагические революционные события. Гонения на церковь: С тех пор, как власть захватили большевики, Церковь оказалась в тяжёлых условиях. Властям были чужды традиционные духовные ценности православного народа. Их целью являлось утверждение идеологии коммунизма. Церковь — хранительницу истинных духовных традиций, воспринимали как помеху и конкурента в борьбе за ум и душу народа. Повсеместно закрывались храмы. Церковь, и вообще все связанное с религией, стало объектом издевательств и преследования. Храмы грабили, оскверняли и разрушали проявляя невиданные ненависть и цинизм.
   Закрытие и разрушение храма: В архивном фонде отдела управления Воронежского губисполкома в списке действующих церквей Землянского уезда по состоянию на 25 августа 1922 года значится Николаевская церковь в с. Николаевка (Афросимово), здание каменное. Договор с уисполкомом, не заключен. Изъято церковных ценностей: весом — серебра — 2 кг. 179 гр. Храм был закрыт между 1924 и 1928 годами. Этот вывод можно сделать исходя из того, что по административному делению на 1924 год Николаевка имеет статус села, а на период 1927 — 1928 годов, Николаевка уже имеет более низкий статус деревни. Документов о закрытии храма в архивах не выявлено. Здание храма было разрушено полностью.
   Выявленные имена священно — церковнослужителей: протоиереи: Николай Оскоченский; Михаил Оскоченский; Василий Буянов; диакон Пётр Попов; псаломщики: Василий Анохин; Иоанн Девицкий; пономарь Пётр Митропольский.


Рецензии