Ложное солнце, полярная мистика и мифология
24 января 1597 года летописец экспедиции Баренца Геррит де Веер (Геррит де-Фер) вместе с капитаном Якобом ван Хемскерком увидели следующее: «..пошли к берегу моря, на южную сторону Новой Земли, где сверх нашего ожидания я (первым из нас) увидел край солнца. Мы немедленно вернулись домой сообщить эту радостную весть Виллему Баренцу и остальным товарищам. Виллем Баренц; мудрый и опытный штурман, не хотел придавать никакой веры этому сообщению, говоря, что раньше чем через 11 дней, по приблизительному расчету, солнце в этой широте появиться не может. Мы наоборот утверждали, что видели солнце. По этому вопросу возникли различные споры» (Геррит де-Фер. Плавания Баренца. – Л., 1930 // http://az.lib.ru/d/defer_g/text_0010.shtml). Итак, голландцы увидели солнце, хотя по законам астрономии была еще полярная ночь. Что это было? Сам Геррит де Веер жалуется в дневнике: «Мы .. спрашивали друг друга, не ошиблись ли мы в счете времени. Однако это казалось нам невозможным, так как каждый день, не пропуская ни одного, мы отмечали все случившееся и всегда пользовались нашими стенными часами, а когда они замерзали, то песочными, рассчитанными на двенадцать часов. Кроме того мы прибегали к разным другим расчетам для измерения верного времени» (там же). Т.е. первое мнение о случившемся – это ошибка и галлюцинация. Затем Геррит де Веер приводит астрономические выкладки, доказывающие, - нет, они не ошиблись. Но откуда тогда 24 января взялось солнце, которое по современным данным должно было появиться только 15 февраля? Мнения о галлюцинации или ошибке быстро рассеялись, поскольку 27 января «в ясную погоду, мы все увидели над горизонтом полный диск солнца. Тут стало совершенно ясно, что мы видели его и 24 числа» (там же). Но это не разрешает загадку, почему солнце появилось над горизонтом более чем за 2 недели, чем ему предписано законами астрономии? Учтем, что это был конец 16 века, и представление об универсальности законов природы далеко еще не победило. Поэтому неудивительно, что моряки экспедиции Баренца были склонны думать, что попали в такие места, где законы природы, вероятно, иные: «И по этому поводу были высказаны различные мнения, а именно, что это противоречит всем древним и новым писателям и даже закону природы и шарообразности земли и неба» (там же). А что тут можно было предположить в то время? Что закончился мир законов и начался мир мистики. Где же ему начаться, как не в полярных широтах, о мире которых почти ничего достоверного известно не было? В таких условиях даже белый медведь покажется мистическим существом (а белые медведи весьма досаждали экспедиции Баренца).
Сражение с медведем предстает тут как цитата из древнего эпоса. Вот, например, что случилось 6 сентября 1595 года: «в утреннюю пору некоторые из матросов отправились на материк за камешками, похожими на алмаз, которых много на острове Штатов. Во время этих поисков к двоим из них, собиравшим вместе, незаметно подошел тощий белый медведь и схватил одного из них за затылок. Тот, не зная в чем дело, начал кричать: "Кто меня хватает за затылок?" Товарищ его, искавший камешки в пещере, поднял голову, чтобы посмотреть, в чем дело, увидел страшного медведя и закричал: "Друг, это медведь!" и одновременно с этим восклицанием быстро убежал. Медведь тотчас раздробил зубами голову другому и высосал кровь. Остальные бывшие на берегу моряки, человек 20, тотчас сбежались сюда, чтобы освободить товарища или по крайней мере отнять его труп у медведя. Когда они, приготовив ружья и пики, подходили к зверю, пожиравшему труп, свирепый и неустрашимый медведь напал на них и, выхватив одного, растерзал несчастного так, что остальные, увидев это, разбежались. Мы с корабля и фрегата заметили, что наши бегут к морю; тотчас сели мы в лодки и изо всех сил стали грести к берегу, чтобы спасти наших. Прибыв туда, мы увидели горестное зрелище: наших товарищей, жестоко растерзанных медведем. Тут, ободряя друг друга, мы стали сговариваться, чтобы, объединившись вместе, напасть на медведя с ружьями, тесаками и пиками, и чтобы никто не уходил. Но не все были одинакового мнения. Некоторые говорили, что наши товарищи уже умерли и что мы можем захватить медведя, не подвергая себя явной опасности; если бы мы еще могли спасти товарищей от смерти, тогда следовало бы спешить, теперь же незачем так торопиться; медведя надо захватить, но нужно быть осмотрительными, так как предстоит иметь дело со свирепым и прожорливым зверем. Тогда трое из моряков вышли несколько вперед, а медведь все же продолжал терзать труп, презирая нашу толпу, хотя нас было человек тридцать. Трое вышедших вперед были: Корнелий Якобсон, шкипер с корабля Виллема Баренца, Лиллем Гизий, штурман фрегата, и Иоганн фан Нуффелен, писец Виллема Баренца. Они трижды разрядили свои ружья, но не имели никакого успеха. Тогда упомянутый писец, выйдя несколько вперед, чтобы иметь медведя на расстоянии выстрела, пробил пулей голову зверя около глаз, однако медведь продолжал держать труп за затылок, поднял голову и начал несколько шататься. Тут писец и один шотландец ударили его тесаками так, что те сломались, а медведь все еще не хотел выпустить добычу. Наконец подбежал Виллем Гизий и изо всех сил ударил медведя по носу своим ружьем; тогда, наконец, медведь с громким ревом рухнул на землю, а Виллем Гизий, вскочив на его тушу, перерезал ему горло» (там же). Разумеется, этот полярный мир населен и другими чудовищами: «Пристав к одному из .. островов, они нашли там около двухсот морских чудовищ, катавшихся на песке на солнце, которых сами они называют Walruschen, a Олай Магнус - моржами. Эти морские чудовища гораздо больше быков, живут в море, кожу имеют наподобие тюленей, с коротким волосом, пасть их подобна львиной; они держатся по большей части на льду, имеют четыре лапы и лишены ушей; убить их можно с трудом, только ударом по вискам; производят они одного или двух детенышей. Если промышленники случайно застанут их на ледяных глыбах с детенышами, то моржи бросают их в воду, потом спрыгивают в воду сами, подхватывают детенышей лапами, и, то погружаясь, то выплывая, ускользают. А если они хотят сопротивляться, то, бросив детенышей, с огромною силою плывут к лодке, как это раз испытали наши, находясь в немалой опасности. Именно морж чуть не вонзил зубы в корму лодки, стремясь притянуть ее к себе, но наши подняли крик и он в испуге удалился, подхватив опять своих детенышей лапами» (там же). Да, современный человек имеет дело с обыкновенными белыми медведями и моржами, но в то время эти малоизвестные звери в неизведанных землях могли казаться и казались человеку участниками апокалиптической драмы и отголосками библейского левиафана.
Что же касается солнца, явившегося раньше положенного срока, то уже великий астроном Иоганн Кеплер в 1604 году предположил, что «таким же образом, как в стекле лучи отражаются от верхней поверхности, хотя и не ограниченной, также могут отражаться в воздухе от его верхней поверхности, чтобы голландцам на Новой Земле вместо Солнца мог видеться его призрак» (Цит. по изд.: Хотимский Д. Эффект Новой Земли, или История одного миража // Наука и жизнь. — 2020. — № 6. — С. 33). Лишь спустя 400 лет этот эффект (получивший названия эффекта Новой земли) был объяснен научно: при тихой и ясной погоде образуется слой тёплого воздуха над приземным холодным; граница этих двух слоёв становится «зеркалом», от которого, отражаясь многократно, лучи солнечного света достигают территории полярной ночи. Кстати говоря, 4 июня 1596 года моряки Баренца наблюдали еще одно загадочное явление, связанное с Солнцем, т.н. «паргелий»: «мы заметили удивительное явление на небе, а именно: по обе стороны солнца видно было еще по солнцу, и эти три солнца пересекались двумя радугами; затем видны были еще две радуги: одна широко окружала солнце, а другая рассекала его посередине, причем нижняя часть большей радуги, окружавшей солнце, возвышалась над горизонтом» (Геррит де-Фер. Плавания Баренца // http://az.lib.ru/d/defer_g/text_0010.shtml). Напомним, часто паргелий - один из видов гало, выглядит как светлое радужное пятно на уровне Солнца. Сегодня считают, что оно возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере. Но в ту эпоху, конечно, и внезапный восход солнца во время полярной ночи, и паргелий – все это для арктических путешественников могло служить лишь аргументом в пользу «незаконности» полярного мира с его неподвластными человеческому разуму чудесами. Познакомься тогда европейцы с мифологией северных народов, они не были бы совершенно удивлены. Например, у эскимосов северное сияние — души умерших детей, играющие на небе в мяч, дождь — слезы душ умерших, переселившихся в верхний мир. Разумеется, европейцы даже в 16 веке пытались придерживаться естественных объяснений природных явлений. Но, оказавшись в таком необычном мире, как мир Арктики и полярных областей, они были более склонны допускать сверхъестественное в свои объяснения. И если в этом мире возможно восхождение Солнца, когда оно не должно восходить, и два ложных солнца наряду с настоящим (да еще с радугами), и если этот мир населен чудовищными неведомыми существами, смертельно опасными для человека, то отсюда уже не так далеко, чтобы вместе с полярными народностями видеть в северном сиянии души умерших детей. Пожалуй, элемент мистики в полярных исследованиях сохранялся вплоть до начала 20 века, ибо это был загадочный и малопостижимый для людей космос. И гибло в этом космосе намного больше людей, чем сегодня во время полетов в космос надземный..
Свидетельство о публикации №221090601044
Игнат Меренков 22.09.2021 20:58 Заявить о нарушении