Как научиться красиво говорить и писать

Из моих дневников прошлых лет.
  Тетрадь с оранжевыми цветами на джинсовом фоне.

Я записывала до интернета много своих мыслей, историй, идей. В частности, по темам обучения, писательской(журналистской) работы. Что-то для себя, сугубо дневниковое, а что-то и для будущих публикаций, как в ту пору полагала, что буду работать в СМИ, прессе, практически так и вышло, но на бумажные издания пришлось только самое начало, в провинциальной частной газете, а дальше, с 2011г. всё переместилось в Интернет, впрочем, не только для меня. Бумажные публикация и издания приветствую, и сама бы не прочь, однако и они стали практически платными для всех желающих издаваться, и читателей бумажной периодики уменьшилось  наверное в сотни раз, если их еще вообще кто-то читает, а не просто выписывает по старой памяти(к тому же из-за сокращения аудитории подписчиков цены взметнулись).

Дневники журналиста(писателя), можно и так. Вот одна из таких невыдуманных историй. Перепечатываю в формате как есть, с минимальными правками и сокращениями.

20 апреля 2009г.

Ценное упражнение по стилю. Раньше я его практиковала.
Как-то одна десятиклассница, говорившая по-русски малограмотно, с крайне бедным словарным запасом, спросила меня:могу ли я ей помочь говорить по-русски также грамотно и красиво, как...я. "Говорить, как ты" Мы были на ты.  Имя её называть не стану, да и забыла, а назовём скажем Иркой.
 Я ответила ей, что есть один нетрудный, интересный и эффективный метод. По сути, даже почти единственный метод постоянного совершенствования в языке, в стиле, умении красиво и изысканно говорить и писать.

У неё загорелись глаза:какое?!
- Узнаешь в понедельник, как встретимся.
В понедельник я захватила с собой три классических романа русских и зарубежных авторов, новую тетрадку и ручку.
Я объяснила своей добровольной ученице свой Метод. Читай роман, держа рядом тетрадку, простой карандаш и шариковую ручку. Читай с увлечением, как обычно, но не пропускай ничего, читай сплошняком, в том числе описания природы и прочее, что обычно многие пропускают. И также читай чуть медленнее, чем обычно. Впитывай в себя красоту и богатство текста большого писателя, а не только следя за сюжетом.
Простым карандашом слегка пометь особо впечатлившие тебя фразы, словосочетания, новые для тебя слова, а, может быть, и целые абзацы с заинтересовавшими тебя мыслями(цитаты).

Работай так с каждой главой романа, с рассказами, поэзией и любыми текстами. Поверь, это совсем не нудно и не скучно. Наоборот:ты будешь получать двойное удовольствие о чтения. И чем дольше ты будешь практиковать этот метод, тем сильнее он будет тебе нравиться. Это войдёт в привычку, в потребность.

Сейчас ты читаешь  только ради сиюминутного удовольствия слежения за сюжетом, интригой, совершенно н е  з а м е ч а я - языка автора. И тебе это всё равно:классический ли это роман/рассказ или дешевый стилистически ничтожный детектив, мелодрама, какие теперь так много издают. Последнее тебе даже больше нравится - в силу бедности языка автора. Классика же раздражает изысканностью стиля, обилием непривычных сложных конструкций речи, слишком литературных слов, в том числе архаизмов, вышедших из бытового употребления.

Но пройдет немного времени и ты начнешь получать наслаждение от вкушения изысканнейших явств Классики. Стимулируй же этот процесс - и стараясь включать хоть 5-10% из записанного в свою речь.
Так учили многие писатели. Например, Марк Твен вел такие тетрадки и считал, что усвоил новые слова, только употребив их в речи и письме не менее трех раз. Этот пример привел Дейл Карнеги в своей книжке об ораторском и писательском мастерстве. О том, как обогатить свой устный и письменный язык. Постепенно твоя речь преобразится - и письменная, и устная.

Итак, за чтение!
Я дала ей книги, тетрадь, карандаш и ручку.
Да, а значение непонятных слов ты можешь узнать:от учителя, от других людей образованных, из словарей, например, из словаря иностранных слов. Никогда не пропускай непонятных слов - и их также записывай.

С этими напутствиями я отпустила её. Обещав помогать и подсказывать, следить за её прогрессом.

Поначалу она с энтузиазмом взялась за дело. Но вскоре её увлекла интрига приключенческого романа(я принесла ей такие, чтобы ей не было скучно). И она бросила. Ей оказалось трудно одновременно и погружаться в чтение, в сюжет - и отслеживать стилистические красоты. Ещё трудней ей было записывать их. Лень...

Она честно призналась мне уже на третий день, что это работа не для неё.
Что ж, "Царских путей в геометрию нет", как ответил античный ученый-математик на вопрос царя, нельзя ли как-нибудь полегче освоить заинтересовавшую его науку геометрию.

 6 сентября 2021

Продолжение следует. В след. раз странички далее.

http://proza.ru/2021/09/06/1123
Как научиться красиво говорить и писать

http://proza.ru/2019/12/11/16
Из дневника. Список беллетристики за 2003-04

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/165454.html


Рецензии