Интерпретации трудов Палласса

Фальсификация. Актуальный Паллас. Интерпретации трудов Палласа.


Предметом нашего исследования стала выявленные факты искажения первоисточников или же их прочтения по своему разумению или хотению  в так называемой научной работе «История Кабарды и Балкарии в научном наследии Петра Симона Палласа», авторы статьи Е. Г. Муратова,
Ф.А. Эржибова: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, № 173 E-mail: lena gm@mail.ru, ershibowa@yandex.ru.

В статье отмечается, «По замечанию Палласа, в своей работе кроме собственных наблюдений он также использовал сведения и классификации горских народов из трудов предшественников – Гербера и Гюльденштедта, при этом полагая, что исправил неточности в отношении образа жизни и обычаев горцев, имевшиеся в исследованиях последнего. Среди авторов, которым хорошо было известно положение дел в этой области Кавказа и на информацию которых можно положиться при составлении своей работы…»
Паллас возможно и опирался на работы Гербера и Гильденштедта, только эту ситуацию авторы статьи интерпретировали по своему, и работы Палласа и положения о том, что писали Гильденштедт и Гербер.

И прямо таки отеческая забота и восторг того, что «Академик П.-С. Паллас не только проявил внимательное и уважительное отношение к результатам научных работ своих предшественников,
взяв на себя нелегкий труд по сохранению научного наследия этих ученых, но и как того требовали академические стандарты, указал все источники информации и работы коллег, которые использовал при составлении своего исследования…»

Возможно, так и было. Но  вместе с тем надо отметить, что в работе  «Научное Наследство», работа о П.- С. Палласе, в научной серии работ Российской Академии наук, Москва, Наука, 1999г.,отмечается, что:«Небольших знаний достаточно, чтобы видеть, до какой степени в
научном смысле устарело сочинение Палласа, даже его прямые указания
историко-археолого-географического свойства переполнены ошибками...», с. 17.

И это действительно так оно и есть.Ведь сам Паллас если взять его исследования относительно балкарцев и карачаевцев, не посещал их местожительства, а списал  свое видение этого вопроса, частью у другого академика Гильденштедта.

Это тоже положительно, только почему, авторы статьи Е. Муратова и 
Ф. Эржибова, пишут не то, что сам Паллас писал, а пишут то, что, как они сами проецируют этот вопрос.
Авторы предваряют свою статью комментарием: «Что касается данной статьи, то в ее основу положены собственные переводы с немецкого интересующих сюжетов по первому лейпцигскому изданию [Pallas 1799].
Мы тоже прежде чем  высказать свои суждения предметно перевели работу Палласа:
 «Второе путешествие де Палласа, или путешествия по Российской империи,
в 1793 и 1794гг.», второй том, Париж,Гийом, принт-Весы в Жермене- " а, 4,
ДЕТЕРВИЛЬ, книготорговец, Верхняя фюзиль, д., 1811.
Second voyage de Pallas, ou Voyages entrepris dans les gouvernemensm;ridionaux de l'empire de Russie, pendant les ann;es 1793 et '94. Item Preview.Second voyagede p a t, t, a s.tom.

Вот один из эпизодов того, что пишут в своей статье Муратова, Эржибова: «Сообщаемые П.-С. Палласом историко-этнографические сведения отличаются точностью и обстоятельностью. Черкесы (адыги) описываются ученым на 20 страницах. Он дает полную картину территориального расселения черкесских племен, несмотря на то, что лично побывал лишь на сравнительно небольшой территории и вглубь их земли не проникал…» И ни более.

Почему?

Потому, что авторы не стали указывать на работу "Известия Кавказкаго отдела Императорскаго Русскаго Географическаго общества" Том IV. Тифлисъ. 1875-1877., где красной строкой все материалы книги на 1746 год о взаимоотношениях двух кабардинских группировок Баксанской и Кашкатовской пронизаны мольбой "Арасламбекъ (Кайтукин-Х.Т.)особливо пишет, что посылал с прошением въ Ея Императорскому Величеству брата да сына о трехъ делахъ, из которыхъ главнон было, чтобы испросить место жить на Баксане...", с.125.
А если вспомнить Книгу Большого Чертежа 1627 года, то Баксан и Кашкатав это территория Пятигорских черкас - Беш Тау Эл (Балкарии).

Фраза: "несмотря на то, что лично побывал лишь на сравнительно небольшой территории и вглубь их земли не проникал…»

А куда ещё мог Паллас проникнут, если вся территория Кабарды на 1746 г., это низовья рек Баксан и Малка?!
 
Эти исследования однозначно говорят, что кабардинцы в период XVII в. и первой четверти XVIII в., расселялись ранее не на той территории, которую описал Паллас.

А, что же пишет сам Паллас, и о чём многозначно умолчали  Муратова, Эржибова под  значением «полную картину территориального расселения черкесских племен, несмотря на то, что лично побывал лишь на сравнительно небольшой территории и вглубь их земли не проникал…»

Паллас писал: «Сегодня под названием Большая и Малая Кабарда называется вся русская земля Черкесов (Пятигорских черкесов-Беш Тау Эл (Балкарии) - Х.Т.

Кабардинцы считают себя арабами  по происхождению; возможно, они являются остатками тех армий, которые древние Халифы отправили на Кавказские горы.

Но мы не можем точно определить, то время, когда черкесы распространились вдоль Кубани в окрестностях Бештау. Их самих называют -Адиге, имя, общее для всех их племён.

Общее и первоначальное происхождение их принцев восходит к определенному происхождению, которое они отвергают. - рисуют, как очень могущественный Хан.

 Они предполагают, что древний город Шантир, расположенный между ручьями Непил и Псиф, был его резиденцией. Посмотрите генеалогическое древо князей Большой и Малой Кабарды, напротив.

Их история и происхождение полны неопределенности.

 Похоже, что когда-то они, как и большая часть жителей Кавказа, находились под властью князей Грузии.

Они перешли под власть крымских Ханов в шестнадцатом веке, после распада этого царства, когда Мингрели, Гуриэль и Абаза отделились от него. затем лис перешел под защиту русских.
Но в семнадцатом году они снова оказались под игом Крыма, и когда в 1718 году, Хан проник в глубь Кабарды.

(До 1720 года, до миграции кабардинцев на территорию Балкарии, кабардинцы жили на левом берегу реки Терек - Х.Т.).

 Они расположились на горах, которые граничат с рекой Баксан,  в самых узких проходах этих входов ущелья в каменные укрепления, которые до сих пор называют крымскими стенами.
Они пообещали этому Хану выплатить ему новые взносы; кроме того, они предупредили его о многих молодых девушках, которые должны были принести этим татарам большое количество крепких напитков в день заключения договора. Но они воспользовались глубоким сном или пьянством (мусульмане-татары алкоголь не пили-Х.Т.) и напали на них.

Затем они снова прибегли к защите русских и до сих пор были только турецкими вассалами.

Генерал-майор Де Фабрициан, который часто общался с ними, установил границы между левым берегом Малка и Тереком (На равнине – Х.Т.).

С тех пор они расширились до Подкумы; самыми  мирными являются те, кто остается внутри страны, на границе.

Они были еще христианами шестьдесят лет назад; они как бы в магометанстве; но они не усердны и сильно невежественны.

Семья Атауажуков, на сегодняшний день самая могущественная из семей их князей, расположена недалеко от Баксана.

Семья Мисост, менее могущественная, но все еще не преданная нашей империи, сильно пострадала от постоянных хлопот первой.

Семья Дшамбулатов живет у подножия гор Кашкатау, в городе крепости-Черек (Урочище Кашхатау на реке Чегем – Х.Т.)…»

Наш комментарий:

 Как видим Кабарда на 1793 год расселяется  от реки Баксан и до реки Чегем, с границами определенной русскими левый берег Малки и Терека.

К легендам о государстве Кабарда

Сказать, что это государство Кабарда могут рассуждать только кабардинские историки. Сказать, что это велико-черкеские княжества, кто так утверждают,  работают в КБИГИ, это такой научный центр, где пишут кабардинские мифы. Судите сами: Нет единого правителя, нет единого центра, нет установленных поселений и их названия, все определяется по месту, куда поехал князь какой-то, все туда. Нет центра ремёсел, где куют эти знаменитые «Большие ножи», нет денег, нет армии, нет чиновников и т. д.

Паллас:

«Дворяне ( usden) делятся на бывших рыцарей и добытых дворян (из уздена ),  наиболее выдающимися семьями  древней знати являются семьи Кудена  и Тамби, которые восходят к Гнардуку, и семьи Баруквы, Сасаруквы и Эльмурсы, которые восходят к Анзору.

Границы Черкесов Малой Кабарды простираются от правого берега Терека до верхнего левого берега Сунжи.

 Обе семьи своих принцев Таусултан и Гиластан происходят от Кануки.
Первый из них- настоящий  центр, а второй - в деревнях Ахлоу и Мудароф-кабак, расположенных недалеко от гор, через которые проходит дорога в Грузию.

Общие черкесы, и особенно кабардинцы, живут в деревнях, которые они часто меняют, в течение некоторого времени либо из-за плохой чистоты, либо из-за того, что они больше не находят в них достаточно безопасности;

затем они забирают лучшее дерево вместе со своей рухлядью и всем остальным.
Затем они ищут месторасположение жилья, чтобы основать там новую деревню; когда река не заполнена водой.


Его называют на языке Пачи (Пши-Паша от турецкого. С кабардинского «Пши»- главный, верхний Баш – то есть палка (Баш на кабардинском языке – Палка- Х.Т.),; дворянин   « уорк», на Татарском языке;  крестьянина зовут на черкесском языке тлохокотл, на Татарском языке Чагар.
Воду они берут против того места, где они обосновываются, они берут ее из ближайшего ручья с помощью каналов и небольших дамб, которые они строят с таким же успехом, как крымские татары.

Дома, соприкасающиеся друг с другом, образуют несколько круглых или квадратных корпусов, общих для всех животных. Эта обширная дверь ведет только к одной двери, дома, которые в некотором роде служат ее защитой,  (от обычно уединенного принца), вмещают несколько сторон.


Выгребные ямы, разбросанные по всей сельской местности, вырыты в земле
под хижинами круглой формы.

Вокруг деревни видны стоги сена и ржи, окруженные живыми изгородями; отбитая рожь хранится в больших плетеных манжетах, подвешенных под навесами.

Черкесская нация, как правило, очень красива; мужчины, как и все говорящие люди, очень высокие, стройные, и стройные выше бедер.
Они владеют саблей с большим мастерством; у них маленькая нога, очень сильное запястье, и они очень воинственные римляне.

Мы узнаем это - на физиономиях некоторых них  черты их ногайских матерей…»

Муратова, Эржибова: «Прежде всего Паллас (кабардинцев-Х.Т.) представляет их воинственным народом. Он пишет, что «воинственный народ черкесов живет в предгорьях Кавказа и простирается до соседней красивой равнины, откуда он вытеснил прежних ее жителей и подчинил себе большую их часть» [Pallas 1799: 372], а «история и происхождение не известны» [Pallas 1799: 376].

А, что доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Кабардино-Балкарского госуниверситета Е. Г. Муратова, разве не знает, что на этой равнине раньше жили балкарцы?

Полагаем, что знает. Так, как её следующий опус раскроет её знания:

«Не меньшее значение рассматриваемый труд Палласа имеет и для изучения истории балкарцев, особенно, если учесть незначительное количество ранних источников по этой проблеме.
Как и его предшественники, Паллас находит балкарцев высоко в горах, в верховьях рек Аргудана, Черека и Чегема, описывая их локализацию по отдельным ущельям. Помимо уточненных сведений о количестве дворов и расселении балкарцев-басиан (1236 семей в 9 поселках) и чегемцев (368 семей – в 11 поселках), большое внимание, как того требовала программа академических экспедиций, Паллас уделяет характеристике их религиозных представлений…»

Обратите внимание на следующие слова Муратовой «для изучения истории балкарцев, особенно, если учесть незначительное количество ранних источников по этой проблеме…»

Это означает, что профессор Муратова замалчивает, что в ранних сведениях о балкарцах сказано. Обратимся к одной из таких ранних работ, таких как: «Книга Большого Чертежа» 1627 года.

«… РОСПИСЬ РЕКЕ ТЕРКУ»

А в реку в Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой. А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
 А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, Сербина, М.1950.

Балкарцы это место называют – Бештамак, то есть устье пяти рек: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек. А себя называют: Беш Тау Эл, то есть – Пятигорская страна.

В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельства также отражены. «Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим. И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое),  с.29, КРО, Том 2.

 Балкарское название «Бештамак»  упоминает и   И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг»:

« Провинция Бассияния»

Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека…

В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку.
В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…», с.48-49.
То есть реки вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан», с.29-30.

Он же пишет: «…Малкар – по –басиянски; Балкар-по-черкесски; собственно Бассияни-по грузински… Часть живёт у Аргудана, большая – на Череке (притоке Терека).
На В. провинции – Осетинская Дугорен (Заметьте не Кабарда, а Дугорен – Х.Т.), на Ю. – имеретинская Раджа, на С. – часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау…», с.224.

В 1773 году одно из обществ Балкарии, Малкар граничила на  севере с Кабардой по горе Кашхатау при реке Чегем.
Как пишет профессиональный историк Е.Н. Кушева в книге « Народы Северного Кавказа и их связи с Россией»: «… Насколько знаю, ни в одном из документов, XVI – XVII вв., исходивших от адыгов или написанных из их слов, это название, как самоназвание, не встречается, хотя местность «Пять гор» упоминается часто…», с. 145.

Вслед за описанием Книги Большого Чертежа, 1627 года, следует описание первых посольств, в Сванетию, Имеретию.

 И первые геологические изыскания на территории Балкарии, которые подтверждают, что на означенной территории живут балкарцы и карачаевцы. В этом исследовании мы отталкиваемся от 1627 года, хотя есть и более ранние упоминания. В русских документах 1629 года, в отписках Терского воеводы И.А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке залежей серебряной руды на территории Балкарии. И.А. Дашков в своей отписке в январе 1629 года сообщил в Посольский приказ, что в Черекском ущелье живёт народ «балкары».  с.27, «Очерки истории Балкарского народа». Кабардино-Балкарское Книжное издательство. Нальчик, 1961.

Когда в 1639 году московские послы шли в Сванетию через Баксанское ущелье, они застали здесь карачаевские аулы…», с.28, «Очерки Балкарии…» 

Интересен для нас документ «Статейный список о пребывании посольства в Имерети.1650 года.22 мая-1651г.26 июля.», где говорится о дигорцах и их связях с кабардинцами.
«…Жилище их (дигорцев –Х.Т.) в горах, вверх по реке Урух, а владелец у них Алкас Мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. А в кабаке, сказали, жильцов дворов по двести и больше. А для оберегания ясак дают Алегуке да Ходождуке мурзам Черкасским и Зазаруке мурзе Анзорову, с кабака по десяти коров или быков, да по ясырю, да по лошади доброй, да с двора по овце суягной, да по четверику пщеницы, да по четверику проса. А до первого их владенья до дигор, от Зазарукина кабака половина дня ходу…»

А вот, что пишут о балкарцах в этих же статейных списках : «…Майя в 13 день (1650 –Х.Т.) государевы послы Микифор и Алексей и грузинские и меретинские послы пошли от Зазаруки в Болхары (Балкары –Х.Т.), а с ними в провожатых терские служилые люди, стрельцы, и новокрещены, и окоченя. И ночевали под горами, на речке Суенсу (Сукан суу – Х.Т.). И наутрея с того места послы, государеву казну подняв на вьюки» пошли тою же речкою Суенсою меж гор, узкою и нужною дорогою и шли половина дни. И вышед из гор, ночевали под теми же горами, на той же речке Суенсу, две ночи. А, едучи, перебродили тое речку во многих местех с большою нужею, и лошади со вьюки попадали многие. Маия в 17 день с того места пошли послы Микифор и Алексей с государевою казною в Болхары. И везли казну послы на своихь лошадех, а сами шли пеши. И пришли в Болхары того же дни. И приняли государевых и меретийских послов болхарские мурзы с честью. А те мурзы не под государевою рукою живут, сами о себе…», с.70-71, Полиектов М., Посольство Стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652. 1926г., Тифлис.

Это и не все источники, что мы привели о балкарцах к сведению профессора Е. Муратовой!

Е. Муратова: «Как и его предшественники, Паллас находит балкарцев высоко в горах…»

Так рассуждает доктор исторических наук Е. Муратова, у которой львиная доля её «научных работ» о Балкарии.

Профессору Муратовой, думаем, что знакома работа  Гильденштедта «Географическое и Статистическое описание Грузии и Кавказа из Путешествия Г-на Академика И. А. Гильденштедта чрез Россию и по Кавказским горам, в 1770, 71, 72 и 73 годах», издано по повелению Императорской Академии наук, Въ САНКТПЕТЕРБУРГЕ, 1809 года.
 На странице 146, сей работы о Балкарии написано: «Округи сей нагорной части и сего народа суть следующее:
1. Малкаръ по Базiански, Балкаръ по Черкески, собственная Базiания по Грузински. Меньшая часть лежит при реке Аргудане, а большая при Чесеке (Черек-Х.Т.),  впадающем в Терек. К востоку граничат с ним Осетинскiу Дугоры, к югу Имеретинская Радша (Рача-Х.Т.), к северу часть большой Кабарды называемой Кашкатау…», с.147.

Наш комментарий: Начнём с того, что с 1720 года, с момента миграции кабардинцев с Терека и Кумы, на территорию Балкарии, которая называлась Бештау Эл. Ко времени (1794), которое описывает Паллас, территория Балкарии, сократились, но балкарцы ещё живут на равнине рек Аргудан, Черека, Налчыкъ, в предгорьях Чегема, Басхана, Малки.
 В 1794 г., Басияния (Балкария) граничит с большой Кабардой на севере «называемой Кашкатау».
Местность,  называемая Кашкатау это современный Чегемский район КБР, поселок Звёздный, который расположен в предгорье Кабардино-Балкарии.
Вот так пишут историю в Кабардино-Балкарии историки, преподающие в учебных заведениях республики, считающиеся «высокообразованными работниками» и дающие консультацию о высоко живущих в горах балкарцах.
С термином Кашкатау у кабардинских историков всегда происходит замутнение памяти, и они же норовят считать, что «Кашкатау это при реке Черек», Черекского района.
Их этому учат Муратова, Эржибова в своей работе о Палласе: «Подвластные князей Джамбулатовых жили у подножия горы Кашкатау, из которой вытекает Черек…»

Наиболее полно и точно о том, где находится гора Кашкатау и расселении кабардинцев пишет С.Броневский в своей работе «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823 г.:

«…Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт  род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…»
Из приведённых работ, документов очевидно одно-Кашхатау, где поселился кабардинский владетель Асламбек Кайтукин находится при реке Чегем.», с.85-86.

То есть, те же границы, что описывает господин Паллас, но по корректировке кабардинских исследователей Муратовой, Эржибовой,  балкарцы, якобы живут высоко в горах!


Муратова, Эржибова, Паллас: «дает полную картину территориального расселения черкесских племен, несмотря на то, что лично побывал лишь на сравнительно небольшой территории и вглубь их земли не проникал...» А куда он должен вглубь территории проникнуть? Паллас всё описал.

Муратова, Эржибова: «В XVII в. они снова признали власть Крыма, и когда попытались стряхнуть это ярмо в начале XVIII в., крымский хан вторгся с войсками в Кабарду. Черкесы, укрывшись за каменными валами в узком ущелье верховьев Баксана, ночью напали на крымский лагерь, убили хана и рассеяли его армию…»
Профессор Муратова правит Палласа: «здесь речь у Палласа идет о событиях 1708 г., вошедших в историю под названием Канжальская битва...»

На самом деле Паллас пишет: «В 1718 году, Хан проник в глубь Кабарды.

(До 1720 года кабардинцы жили на левом берегу реки Терек - Х.Т.).

 Они расположились на горах, которые граничат с рекой Баксан, в самых узких проходах этих входов в каменные ущелья, которые до сих пор называют крымскими стенами.
Они пообещали этому Хану выплатить ему новые подати; кроме того, они предупредили его о многих молодых девушках, которые должны были принести этим татарам большое количество крепких напитков в день заключения договора. Но они воспользовались глубоким сном или пьянством (мусульмане-татары алкоголь не употребляли -Х.Т.) и напали на них…»

Здесь два искажения.

Первое – Муратова, предумышленно искажает текст Палласа, правит дату на искомую 1708 год, так называемой «Канжальского  сражения», которое, также является мифом созданным в КБР. Смотрите «Канжальское сражение. Миф или реальность?» - история и политика, 17.09.2020,  © Copyright: Хадис Тетуев, 2020, Свидетельство о публикации №220091700775.
Это сражение ни Гербер, ни Гильденштедт в 1708 году, а тем более, как «Канжальское сражение» или же, что оно произошло на Баксане, никто не отмечает.

Это серьёзное искажение исторических фактов, которое взаимосвязано с созданием конфликтных межнациональных столкновений тех людей, которые доверяют «научности» статьи таких как,
Е.Г. Муратова, и другой стороны, тех, кто знает, что это миф.
Создание ситуации влекущей межнациональные столкновения в Кабардино-Балкарии, вот к чему может привести некорректное написание научных работ работниками КБГУ интерпретирующих события под определенный народ.

Возвращаясь к данным Палласа «В 1718 году…» Возможно, эти данные «1718» он взял у местных кабардинских князей, как и о подвластности горских народов.

Ведь, по сути,  Паллас, он первый исследователь, который пишет «В XVII в. они снова признали власть Крыма, и когда попытались стряхнуть это ярмо в начале XVIII в., крымский хан вторгся с войсками в Кабарду. Черкесы, укрывшись за каменными валами в узком ущелье верховьев Баксана, ночью напали на крымский лагерь, убили хана и рассеяли его армию…»
Возвращаясь к истории крымского хана, который требовал со своих подвластных кабардинцев в 1718 году, сама эта дата показывает, что Палласу в 1794 году, совсем не было известно о так называемом «Канжальском сражении». Что, якобы,  кабардинское ополчение, якобы « в тяжёлых, многомесячных, кровопролитных сражениях разгромило 100 тыс. армию крымского хана Каплан-Гирая…»

Вот какие данные тщательно скрывает доктор исторических наук Елена Георгиевна Муратова, профессор КБГУ. Ведь каждому должно понятно, что если Паллас, Гербер, Гильденштедт, Штедер, на чьи работы нас отсылает работа Палласа и сама Муратова, такого сражения у Баксана не знали до 1794 года!

Палласу дали сведения о том, что в 1718 году крымский хан приходил за данью на Баксан.

А дело было так, в 1719-1720 гг. хан Саадет Гирай приходил за данью к своим подвластным кабардинцам с требованием «4000 ясырей да сверх того, чтоб за все заплатили, что в то число, как войско ханское побили (1708г., при горе Талал на реке Терек-Х.Т.). И кабардинцы  с ответом послали  к хану от себя 3-х человек лучших узденей и обещали дань за бесчесть ханское 1000 ясырей, и дань хотели давать по прежнему коли не перейдёт через Кубань…»
По этой отписке кабардинцев видно, что «кабардинцы от мирового масштаба сражения 1708 года, где побили 100 тыс. крымскотатарское войско» оробели от нескольких тысяч отряда Саадет-Гирая в 1719 году, и река Кубань, граница расселения кабардинцев, а не Малка, Баксан и Чегем!

А тем временем «И оных посланных узденей хан у себя удержал, а к Кабарде стал ближитца…», АВПРИ. Ф.115. Кабардинские дела. Опись 1.1720г. Д.1. Л.97.
Среди кабардинских владетелей произошёл раздор тех, кто готов платить ясырь и дань, и тех, кто был против – Росламбек Кайтуков. Чтобы избежать расправы над собой и своими близкими Кайтуков со своим людом бежит в 1720 году  «в крепчайшие места в урочище Кашкатав», на территорию Бештау Эл (Балкарию).

По сути, данные Палласа  о 1718 г., что«Черкесы, укрывшись за каменными валами в узком ущелье верховьев Баксана, ночью напали на крымский лагерь, убили хана и рассеяли его армию…» послужили для кабардинских историков  приписать к Палласу, слова, которые он не писал применительно к 1708 году.
Б. Х. Бгажноков, директор тогда Института гуманитарных исследований  КБР (КБИГИ), автор книги-мифа «Канжальская битва и политическая история Кабарды», Нальчик, издательство М. и В. Котляровых, 2008 год, пишет: «Чтобы остановить (1708-Х.Т.) дальнейшее продвижение крымско-турецких войск, здесь между горным хребтом и р. Баксан, были заблаговременно построены мощные стены или заграждения из камней.
П.-С. Паллас и Ф.Д. Монпере пишут, что их остатки сохранялись ещё в конце XVIII – начале XIX в. под названием «Крымских стен», с. 29. Ссылка №70  на работу «Паллас «Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг.//АБКИЕА, с.218.
Эта ссылка на сборник АБКИЕВА, 1974, Нальчик, ещё раз подтверждает, что кабардинские историки внесли существенные искажения исторических фактов этот сборник во многие работы этого издания, что практически обесценивает выпуск «АБКИЕА», 1974г. 

Авторы, Бгажноков и Муратова продолжили искажение исторических документов и самой истории Российской Федерации, в том числе Балкарии и Кабарды, тем самым являясь соучастниками самой масштабной фальсификации в истории России – мифа «Канжальская битва»!

В первом издании в Кабардино-Балкарии работы «Палласа ««Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг.//АБКИЕА, сс.214-224, о Балкарии и Карачае нет ни единого слова, хотя в работе самого Палласа о них тоже сказано.

Как всегда Муратова ищет факты, где можно написать уничижительно о балкарцах и карачаевцах, не зря она в тандеме с кабардинским расистом А. Хашировым, пишет о восхождении на гору Эльборус в 1829 году.
Статья Е.Г. Муратовой, Ф.А. Эрживовой: УДК 930  DOI: 10.31143/2542-212X-2018-3-12-28  «ИСТОРИЯ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ПЕТРА СИМОНА ПАЛЛАСА» опубликована в 2018 году.
В 2019 году Е.Г. Муратова совместно с А. Хашировым пишет «научную» работу
« Георгий Арсеньевич Емануель и народы Центрального Кавказа (1826-1831)», КБГУ, 2019г.
В этом же 2019 году Аскер Хаширов опубликовал книгу «Первовосходитель на Эльбрус: факты и вымысел», Нальчик, Издательская типография «Принт Центр», где на странице 531, своей книги эмоционально восклицает: « Никогда, ни в какой исторический  отрезок времени, земли и пастбища вдоль Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…»

Е. Г. Муратова, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории КБГУ, где ваша научная этика, о которой говорится, что: «Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями.
 В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах…»

Профессор Е. Г. Муратова нарушает научную этику.  Она неоднократно  допускает искажение сведений из книги Палласа, которую она исследовала в соавторстве с Ф. А. Эржибовой.

  В цитируемой ими работе Палласа есть сведения, что « Карачаи, Каршаги, Карачеры или Карачолы; это народ, ногайцы, обосновалась в долине, богатой растениями,в северной части подножия Эльбурус, недалеко от истоков Кубани…», которую, Муратова, как учёный сокрыла и не обнародовала, зная о той характеристике, которую дал А. Хаширов о карачаевцах и балкарцах.

Е.Г. Муратово целенаправленно старается принизить балкарцев, для этого она искажает работу Палласа: «Кратко, но очень точно Паллас харатеризует экономику балкарских обществ. «У них изрядное скотоводство, но пользуются вместо лошадей разновидностью мула, которую они называют «кадир». Пашня, вследствие ее недостатка, является у них самым большим богатством, ее обрабатывают усердно и кропотливо удобряют. Они выращивают просо и овес, последний используют для приготовления напитка и на корм мулам…»

В книге Палласа, в оригинале написано: «У них довольно много рогатой скотины, но вместо лошадей они используют  мулов, которых они называют кадра, тщательно обрабатывают  пахотные поля, которые являются непревзойденными, и поэтому они считают их первым из своих богатств;

 они сеют в нем просо и овес, из которых готовят напитки, и выращивают корм для своих мулов.

Они выращивают несколько полей ячменя и проса, но очень, много пшеницы; козы овцы составляют большую часть их стада.

Они собирают богатый мед, опьяняющий мед.

Карачаи и Малкары  разводят отличную породу мелких, и выносливых лошадей(1794г.); Те из них,  и балкар, или Малкар, также называемые Бассианами, названы в честь их вождя Бассиана.

Они добывают железные рудники, из которых плавят минералы. Каргашин (свинцовый камень) содержит богатую шахту этого металла, которую можно найти на поверхности земли и из которой они производят пули; они также готовят селитру и продают порошок.

Торговля, которую балкарцы перевозят Рача, состоящие из войлочных толстых сукон, шкур куницы, лисы и других, которые они обменивают на каменную соль, большие хлопчатобумажные ткани и т. д…»


Продолжение следует


Хадис Тетуев, 06.09.2021г.


 


Рецензии