Россия в Семилетней войне. Часть 14

Глава VIII.
Завершение Семилетней войны в Европе

Но даже и при том, что после 1759 года Российская империя лишь имитировала своё участие в борьбе против Пруссии, на завершающем этапе Семилетней войны превосходство антипрусской коалиции в силах стало подавляющим. Снова дадим слово Архенгольцу: «Фридрих, лишенный помощи, без всякой надежды, стойко шел навстречу своей гибели, казавшейся неизбежной…Во всех опустошенных прусских областях был недостаток съестных припасов, а оставшегося еще в магазинах запаса не хватило бы даже и на одну кампанию. Кроме того, не было ни рекрутов, ни лошадей, ни многих других военных принадлежностей. Военных снарядов было еще достаточно, точно так же, как и денег, но препятствия, связанные с перевозкой огромного количества пороха и ядер, становились все больше…Коронованный мудрец, теснимый со всех сторон подавляющим превосходством неприятельских армий, ожидал своей жестокой судьбы. Не было надежды на великодушие врагов, которые, не думая о славе народа и потомства, напрягали все силы могучих держав, чтобы раздавить одного человека своим колоссальным союзом. Несомненно было то, что Пруссия перестанет существовать как самостоятельное государство, и Фридрих не обманывал себя тщетными надеждами». Пруссия была на краю гибели.
И в этот cамый момент 5 января 1762 года умирает российская императрица Елизавета Петровна. На престол вступает Пётр III (1728–1762), племянник Елизаветы Петровны по матери и сын северогерманского голштинского герцога – по отцу. Он был ярым поклонником прусского короля.
И уже 5 мая 1762 года в Санкт-Петербурге представители Российской империи и Пруссии мирный договор, по которому Россия выходила из войны, возвращала прусскому королю все территории, занятые нашими войсками, и становилась союзником Пруссии. Фридрих II был спасён. Немецкие историки называют эти события «Вторым чудом бранденбургского дома».
И здесь необходимо отвлечься вот на какое обстоятельство. Повествуя об участии России в Семилетней войне, автор этих строк ни разу ничего не сказал об интригах при петербургском дворе, столь ярко показанных, к примеру, в мини-сериале про приключения гардемаринов. Почему? Да просто потому, что он глубоко убеждён, что эти интриги не имели никакого ПРИНЦИПИАЛЬНОГО значения. Россия вступила в войну ради совершенно понятной цели – не допустить опасного для неё усиления Пруссии. А после Кунерсдорфа нужно было решить иную проблему – сохранить Пруссию как сильный противовес Австрии. И настало время для подписания Петербургского договора. Российская империя предала своих союзников по антипрусской коалиции? Истинная правда! Но, простите, задача дипломатов – защищать интересы своего государства, а не благодетельствовать всё человечество. Так что вопросов к Петербургскому договору у автора нет.
Проблема заключалась совершенно в другом. Пётр III иррационально-восторженно преклонялся перед всем прусским, Кунерсдорф прошёл совершенно мимо его сознания. Видимо, он так и не вышел из детских представлений о жизни.
И это восторженное преклонение  нового императора перед всем прусским не могло не оскорблять до глубины души кунерсдорфских победителей – фронтовиков Семилетней войны. Итог был закономерный: 9 июля 1762 года Пётр III был свергнут с престола гвардией, арестован, а уже 17 июля умер при непонятных обстоятельствах (убит?) в Ропше. На престол вступила его супруга, вошедшая в историю под именем Екатерина II (1729–1796). Она расторгла союз с Пруссией, но возобновлять войну с Пруссией отнюдь не стала. Что касается отношений Российской империи с Пруссией, то, несмотря на расторжение заключённого при Петре III союза, они оставались образцовыми вплоть до конца XIX столетия!
Оставшись без своего русского союзника, Австрийская империя и Франция оказались в безнадёжном положении: шансов победить Фридриха II в новых условиях у них не было никаких. 15 февраля 1763 года во дворце Губертсбург в Саксонии был подписан мир, согласно которому восстанавливалось довоенное статус-кво в Центральной Европе. Надежды Вены и Парижа на сокрушение Пруссии потерпели полный крах.
Продолжение следует...


Рецензии