Максимка

В кабинете директора школы тишина, лишь негромко тикают настенные часы. Хозяйка кабинета, худощавая дама с короткой стрижкой и в строгом костюме, устало откинулась в кресле: - Что за день! То стеллаж в библиотеке сломался, то посудомоечная машина в столовой задымилась, и ещё санэпидстанция с проверкой собираются к нам… Так, а время – скоро кончится шестой урок, нужно будет собирать учителей, обсудить план мероприятий на ближайшее время.
Наконец долгожданный звонок, и школа сразу наполнилась звонкими детскими голосами.
Пока директор разбирала свои бумаги, прошло совсем немного времени, и в кабинет вошла Ольга Сергеевна, классный руководитель в 6 "а" классе. Взволнованная, испуганная, и сразу огорошила:
- Татьяна Михайловна, у нас беда!
Директор подняла голову: - Ну что ещё, господи? Садитесь, успокойтесь и расскажите свою беду. Опять что-нибудь разбили, сломали?
Ольга Сергеевна горестно вздохнула: - Если бы это… У меня мальчишки подрались. Максим Травкин здорово отлупил Валерку Кедрова.
Директор побледнела, встала, и руки трясутся: - Да Вы понимаете, что произошло?! Вы знаете, кто отец у Валерки?
- Знаю, Татьяна Михайловна, в этом весь ужас. Он владелец мебельного комбината, и он наш спонсор…
Директор прервала её: - И такой спонсор – мы на него молимся. Вы видели, как у нас актовый зал отделан? Всё его мастера, и материалы его, а ещё спортплощадку какую сделали!.. Он и в Департаменте образования уважаемый человек. И если он на нас сейчас обидится… Вы понимаете, он ведь нас в порошок стереть может; и Вы, и я вылетим с работы!
Она села, обхватила голову руками и замерла. Что же теперь делать?
- Ольга Сергеевна, а я не пойму, ведь Валера Кедров в классе самый крупный мальчик, как же Травкин его отлупил, он ведь меньше его на целую голову? Такой, худенький, тихий мальчишка, сроду за ним ничего такого не наблюдалось… Вот что: позовите мне их обоих, будем разбираться. Ольга Сергеевна ушла, и вскоре вернулась с двумя мальчишками. Какие же они разные: не по возрасту крупный, рослый Валерка Кедров: под левым глазом расцветает знатный фингал, губа разбита. Стоит, угрюмо склонив голову, и обиженно сопит.
Его противник, Максим Травкин – полная противоположность; рыжий, весь усыпанный веснушками, тщедушный мальчуган, едва достающий до плеча своему супостату, смотрит открыто, не прячет глаза.
- Ну что, бойцы, чего же вы не поделили, из-за чего сцепились?  - стараясь быть спокойной, спросила директор. – Травкин, в чём дело?
Рыжий с презрением глянул на Валерку: - Заслужил он, вполне заслужил. За убийство ему досталось.
Директор поперхнулась: - Что-о?.. К-какое убийство, что ты говоришь?!
- А такое: он на наших глазах из рогатки трясогузку убил. За что? И ладно бы какая ему польза была; съел бы её или шубу сшил из неё, так нет, просто так убил.
- И что, из-за этого его бить надо?
- Ещё как надо! Мало я ему вломил, надо было больше, да нас девчонки разняли.
- Так, оба отправляйтесь в класс и ждите Ольгу Сергеевну, а мы тут пока немного задержимся. И помните: после драки кулаками не машут!
Мальчишки ушли. Директор устало опустилась на диван: - Значит, так – завтра вызывать родителей обоих. Только у Кедрова желательно лучше маму; с ней, я думаю, проще будет договориться, всё же как женщина она скорее поймёт. Господи, страшно подумать, если сам этот грозный папаша Кедров против нас ополчится, тогда… тошно представить!..
Ольга Сергеевна вздохнула: - Ну а у Травкина бабушку вызову.
- Нет, не бабушку, здесь нужно родителей!
- А нет у него родителей; оба погибли в авиакатастрофе – вертолёт упал, когда летели на нефтяную платформу. Тогда все погибли. Максим ещё совсем маленький был. Вот и растит его бабушка, Елена Даниловна.
Татьяна Михайловна вздрогнула, перекрестилась: - Господи, царствие им небесное! Бедный мальчишка… А ведь хороший он человечек, да и дрался-то он, если честно сказать, по-справедливости. Ну что же делать, пригласите бабушку, всё же надо как-то замять это дело.
Вечером Ольга Сергеевна позвонила бабушке, попросила зайти после уроков: есть разговор. По телефону не будем, просто приходите, очень нужно.
- Господи, что случилось, Максим? Почему меня вызывают? – встревожилась бабушка. Узнав, в чём дело, устало махнула рукой: - Ну что с тобой поделаешь… Ладно, разберёмся.
Назавтра, после шестого урока, ученики разошлись по домам, и в классе остались только директор, Татьяна Михайловна, классный руководитель Ольга Сергеевна и Валерка Кедров. Левый глаз его совершенно заплыл и расцвёл лиловым цветом, губа тоже распухла.
Вскоре появился и Максим со своей бабушкой, Еленой Даниловной. Директор посматривала на часы – ждали маму Валеры. Ох, что-то будет…
И вдруг в класс вошёл высокий молодой мужчина. Короткая стрижка чёрных волос, кожаная куртка, джинсы. Директор побледнела: вместо мамы Валеры приехал сам Денис Петрович, отец! Господи, как теперь быть?!.
Поздоровались, директор представила всех присутствующих.
Мужчина сел, внимательно посмотрел на Максима: - Так это ты, боец, с Валерой дрался?
Максим встал и спокойно ответил: - Я.
Денис Петрович с интересом на него глянул: - А что-то у тебя не видно следов боя? Или ты где-нибудь в секции занимаешься? Бокс, самбо, карате?
- Нет, нигде не занимался, да и эта драка у меня впервые в жизни, раньше не приходилось.
Кедров удивился: - Слушай, а как же получается, Валера гораздо крупнее тебя, выше, как ты с ним справился?
- А потому что злой я тогда был на него, ужасно злой; вот, наверное, от злости и сила появилась, я ему и навалял.
- Ну а теперь расскажи, в чём причина, чего не поделили?
Максим упрямо поджал губы: - За дело я его! За убийство!
Отец встревоженно глянул на Валерку: тот съёжился, опустил голову.
- Ну-ка, давай поподробнее! Что произошло?
Максим вздохнул: - Он из рогатки трясогузку убил. Просто так убил, без всякой цели. Пусть бы для еды или ещё для чего-то нужного, а то просто, без всякого смысла.
Денис Петрович повернулся к сыну: - Валера, как ты это объяснишь, зачем ты её убил?
Валерка поднял голову: - А чо такого, она ведь не в Красной книге, их вон сколько бегают везде…
- Да-а, интересная у тебя логика. Слушай, а ведь ты тоже не в Красной книге, так может, и тебя тоже… из рогатки, а?
Немного помолчали, потом Кедров встал. Статный, плечистый, с квадратным подбородком – серьёзный мужчина. Он подошёл к Максиму: - Ну что же, на тебя никакой обиды не имею, ты поступил правильно, по-мужски! Дай руку!
Максим протянул ему ладошку, и она утонула в здоровенной лапище Кедрова.
- Валерий, иди сюда!
Валерка нехотя подошёл. – Ну что, ты всё понял? Ты, парень, получил урок, теперь будешь помнить, что так делать нельзя! Никакую живую душу просто так не убивай! А теперь давайте мириться, ну?..
Мальчишки пожали друг другу руки.
- Садитесь, и давайте запомним: кто старое помянет, тому глаз вон!
Педагоги сидели молча, не веря своему счастью: вместо жуткого скандала такое действо, кто бы мог подумать?
Кедров вдруг обратился к Максиму: - Слушай, а ты рыбалкой занимаешься?
Мальчишка улыбнулся: - Да, я это дело люблю. Но я ещё только ротанов ловил, у нас в пруду другой рыбы нет.
- А ты с нами на рыбалку поедешь? На серьёзную рыбу?
Максим растерянно оглянулся на бабушку… Та удивлённо глянула на Кедрова – не шутит ли?
- Ну что, отпустите парня с нами, с ночёвкой? – улыбнулся папаша.
- Ну, коль не шутите, отпущу! С таким мужчиной не страшно! – засмеялась бабушка.
Вечером, после таких переживаний, Максим не стал, как обычно, играть на компьютере, а сразу лёг спать. Елена Даниловна сидела, вязала ему носки, и всё вспоминала сегодняшний случай в школе. А Максимка безмятежно спал, чуть приоткрыв рот, тихонько посапывая.
Что-то вдруг вспомнилось, как она когда-то, когда ему было 4 года, пришла из магазина, а мальчонки нет. Огляделась, окликнула – нет… И тут заметила в прихожей, в углу, наволочку, а в ней что-то шевельнулось… Спрятался от бабушки, хитрец! Ну что же, давай…
- Ох, где же мой мальчик? Наверное, на улицу ушёл, покинул меня. Как же я теперь без него жить буду? – запричитала бабушка. – Да, а что это здесь какой-то мешок с мусором, пойду-ка я его на помойку выкину, что он здесь мешается?
Она взяла это «мешок» и понесла к двери; из него раздался испуганный вопль: - Бабушка, не выбрасывай меня!
- Ох, господи, так это ты здесь, милый! А я-то, старенькая, глазки-то у меня уже плохо видят, вот и не углядела, хотела выкинуть…
Мальчонка вцепился в неё и разревелся у ней на груди: - Ты меня чуть не выкинула!
- Максимка, милый, ну прости, я ведь уже старенькая, мне уже 43 года…
- Бабушка, не будь старой, не будь старой! И никогда меня не выкидывай, я тебе ещё пригожусь!..
             ----------------------------------------------------
Два дня они вместе готовились к рыбалке: бабушка готовила одежду, сапожки, припасла бутерброды и термос, а Максимка достал из кладовки бамбуковую удочку, проверил. Сейчас уже ничего другого не хочется, скорей бы суббота…
И вот в точно назначенное время у подъезда остановился роскошный чёрный джип, коротко посигналил. Бабушка поцеловала своего Рыжика, и он бегом спустился вниз. За рулём сам Денис Петрович, а сзади Валерка. – Ну что, рыбаки, поехали?
Максим впервые ехал на такой машине. Мимо мелькали столбы, деревья, дома, негромко звучала автомагнитола. Потом Денис Петрович выключил музыку: - Итак, мы едем на озеро, на рыбалку. Только чур, мужики: во время рыбалки не шуметь. Говорить вполголоса или даже шёпотом. Вы ведь учили по биологии естественный отбор? У рыб он так проявляется: которая рыбёшка глупенькая, то ей недолго плавать, кому-то на обед она скоро попадётся. А которая поумней, та осторожна, и вот она-то и вырастает до серьёзных размеров. Так что крупная рыба – не дура, и с ней нужно вести себя тихо и стараться не показываться. Сиди себе тихонько за кустом, чтобы тебя не видно было, и помалкивай, тогда и поймаешь чего-нибудь достойного. А будешь шуметь, бегать по берегу – тогда в лучшем случае мелочишка для кошки будет.
На озеро приехали уже ближе к вечеру. Мальчишки под руководством Дениса Петровича ставили палатку; Максиму впервые это пришлось делать. Потом собирали хворост, и здесь пришлось учиться складывать костёр. А ещё в пластмассовом ведёрке размешали прикормку из молотых сухарей, и вскоре вся она была брошена в залив.
- А когда же ловить будем? – спросил Максим. Кедров усмехнулся: - Сегодня мы только готовимся, а ловить утром будем. А пока давай готовить удочки.
Максим собрал свою старую бамбуковую удочку; вся она уже потрескалась от времени, от отца осталась. Кедров её не одобрил: - Нет, Максим, это несерьёзно. Катушки у неё нет, а без катушки неудобно ловить, да и леска у тебя вся пожелтела от времени, серьёзная рыба её легко порвёт. Убирай её совсем, не годится. Вот, возьми эту удочку: - он протянул мальчишке красивую импортную, с катушкой, и помог привести её в рабочее положение, научил пользоваться катушкой. И вот так, за рыбацкими хлопотами, прошёл вечер. Ужинали уже при свете костра.
- А теперь, рыбаки, спать! Завтра на самом рассвете клёв начинается, так что сейчас нужно выспаться!
После стольких впечатлений уснули мгновенно.
Утром, ещё в полумраке, Кедров разбудил мальчишек: - Не шуметь, господа! Быстро одеваемся, а обувь сейчас – только сапоги, там роса на траве.
Максим вылез из палатки: холодно, над озером плотный туман, едва видны ближние деревья. И вдруг на озере, совсем рядом, кто-то сильно ударил по воде. Кедров улыбнулся: - Это щука кого-то хватанула. Она всегда так атакует из засады.
Снова развели прикормку, понемногу стали кидать в воду, забросили удочки. Вскоре Валерка вытащил неплохого окунька, потом и Максим такого же вытащил, и дело пошло. Уже не замечали прохлады, сырости, всех охватил азарт. Денис Петрович вытащил славного леща, а вскоре и Максиму повезло: удилище согнулось в дугу, кто-то сильно сопротивлялся, нарезая круги. Наконец показался на поверхности широкий бок: лещ!
- Максим, подтяни его выше, дай ему воздуху глотнуть, тогда он присмиреет! – посоветовал Кедров. Наконец рыба уже в руках: какая же она красивая! Чешуя здоровенная, как пятак, с бронзовым отливом.
- Славно ты его добыл! Здесь, пожалуй, пара килограммов будет!
Вскоре Максим поймал ещё одного, немного поменьше. У Валерки кто-то утащил леску в коряги, крючок оборвал. Ну что же, рыбалка не бывает без этого…
Клёв постепенно затих, когда солнце поднялось уже довольно высоко. Наловили неплохо, приятно посмотреть – лещи, плотва, окуни.
После завтрака немного отдохнули, Кедров сфотографировал мальчишек с уловом, и поехали домой. Максим с Валеркой уже были неразлучные друзья; и не подумаешь, что недавно дрались…
У подъезда Кедров остановил машину, вылез: - Ты вот что, Максим: удочку эту возьми в подарок, ты с ней уже освоился, у тебя хорошо получается. Вот твоя добыча, да ещё и моих окуней забери, нам столько не надо. Ну, будь здоров, желаю удачи!
Он крепко пожал руку мальчишки, сел в машину, поехали.
Бабушка обрадовалась и очень удивилась такому улову: - Раньше ты всё этих ротанов приносил, мелочь такую, а здесь-то какие красавцы! Ну, нажарю я тебе с лучком; а окуней, пожалуй, на уху пустим, как думаешь? Кормилец ты у меня, Максим, вон сколько рыбы принёс!
Потом посмотрела в окно, грустно вздохнула: - Бывают же Мужики…


Рецензии
хороший рассказ, Александр!
И среди высокопоставленных людей попадаются порядочные люди.

Григорий Рейнгольд   30.01.2024 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Григорий! Буду рад видеть Вас на своей странице, надеюсь скучать не придётся!
С уважением Александр Макаров 6

Александр Макаров 6   30.01.2024 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.