Автобиография фрагменты

В декретном отпуске я  находилась больше 3х лет. Года четыре,кажется.В 4 года мы отдали малыша в детский садик-сначала в тот , что ближе.потом в тот ,где работала моя подруга и его крестная мама Светка.Подруга пыталась и меня устроить на работу  в тот детский садик,вакансий музработников не было, и меня заведующая согласилась принять  на работу воспитателем. Я с собеседования сразу решила поехать в центргорода для оформления медкнижки,зашла только домой за документами.Всё это пешком: садик находился  в 10 минутах от нашего дома. По дороге на остановку транспорта я наступила на камешек или на корень дерева –и в итоге перелом 5 плюсневой кости гипс на полтора месяца. Помню-супруг привез меня к врачу, а от него –уже с гипсом –нёс меня на руках две автобусных остановки :своего рода подвиг.Впрочем,своя ноша не тянет;

Недели через две после накладывания гипса я стала выходить из дома,  на костылях и с палочкой,точнее,с массивной тяжелой палкой с набалдашником, оставшейся от бабушки. Сначала я ходила на близкие расстояния, а потом осмелела и стала ходить даже за молоком в магазин недалеко от управы нашего района,в который ежедневно привозили  особое –и очень  качественное –молоко для детей,продававшееся только по талонам из детской поликлиники. В те благословенные времена и молоко в молочной кухне на деток выдавали.и творожок с кефирчиком,-в маленьких баночках ,стерильных и стеклянных. Детское питание тоже выдавалось бесплатно.Получилось так,что мы это вообще не покупали : и детское питание ,и молочко с молочными продуктами:  мы терпеливо ходили в детскую поликлинику за необходимыми справками и рецептами,а каждое утро-на молочную кухню. Лекарства детские тогда тоже были бесплатными,правда,эти бесплатные лекарства никто никому не приносил в клювике на блюдечке с голубой каёмочкой: требовалось время терпение время и желание искать их по аптекам города.Ну что ж,в этом плане я никогда не ленилась: ноги в руки- и вперед ; Со временем находилось всё. РЕАЛЬНО ВСЕ.Даже дефицитный тогда и тогда уже дорогущий церебролизин. Массажи кстати ему тоже делали бесплатно. В детскую поликлинику мы с ним ходили часто,чаще всего именно я. Мы были дисциплинированными родителями,врачей слушали, ну и врачи охотно шли  нам навстречу.Пока было холодно и я восстанавливалась после родов-ходил супруг,а  потом,  как потеплело и я оклемалась полностью, то стала ходить я. Наша доктор одно время давала нам даже два комплекта таких талонов: отказалась в нашу пользу одна из наших соседок: они молока не пили по религиозным соображениям: были сектантами секты виссариона. Вскоре они вообще продали свою квартиру и переехали в Сибирь, к своему гуру.Деньги за квартиру, подозреваю, они вручили именно ему. Один раз молока не было.Не привезли и все,более того-пустили слух, что  молока больше не будет. Народ запаниковал.Ну а я пошла прямиком в управу-благо по дороге-и нашла там заведующего по соцвопросам, точнее не его, а его секретаршу. Секретарша отнеслась ко мне скептически. Она сказала, что  заявление я написать могу, конечно, но она лично в успехе не уверена мягко говоря . Ну а я пожала плечами и наваяла там свой  очередной шедевр на листе формата А4. На второй день молока в магазине было-хоть залейся…Читал ли он? Не знаю.Проникся? тоже не уверена.Но результат, как говорится, налицо.Вот так. 

 
Ладно, проехали.Так вот,я отлично помню, что после перелома недели две не выходила из дома,а когда вышла, то до избирательного  участка,расположенного в соседнем доме(там находился кооперативный техникум) я   шла на костылях почти полчаса :уж очень мне хотелось сказать своё «фэ» тогдашней власти во главе с ельциным. Таких желающих,как выяснилось годы спустя,по стране было очень много –больше, чем полстраны.Ну да ладно.Хватит о политике: как говорил великий Альфред де Мюссе, «Политика-камень, привязанный к шее литературного произведения».Не будем этот камень утяжелять,пожалуй.

…На кафедру я вернулась, когда Серёже  было 4 года. Там меня ждали, и все там было, как и раньше.Работали, отдыхали, общались. Состав кафедры почти не изменился,умерла только пожилая преподавательница и вместо неё взяли молодую девушку. Еще через несколько  лет умерла наша Наталья Дмитриевна.  Она уже несколько лет как была на пенсии.но 40 лет стажа в помойку не выкинешь. Хоронили её мы всей кафедрой. Институт выписал автобус  и деньги на поминки. Думаю,ректор выделил бы материальную помощь и родственникам,да некому было выделять:  после неё никого не осталось. Её смерть считаю загадочной и непонятной.Они с мужем много лет жили вдвоем  в однокомнатной квартире в двух шагах от института.Это была милая и трогательная пожилая пара, очень счастливая,несмотря на бездетность. Она всю жизнь трудилась,была активной и почти  ни чем не болела,не жаловалась даже на сердце и на давление.Но вот как-то летом её муж Коля упал на улице и скоропостижно умер.Его потеря была для нашей Натальи Дмитриевны ударом. Но не думаю.что смертельным. Она все же оставались крепкой и здоровой.Но тут нежданно-негаданно заявилась её племянница из деревни и пригласила любимую тетушку погостить . А там в деревне тетушка почему  - то упала и сломала вроде руку. А потом,  полежав с этой травмой в постели пару недель, вдруг ни с того ни с сего умерла. А любимой племяннице в наследство досталась тетушкина квартира-разумеется.это все произошло совершенно случайно.Ага…так я и поверила!!!

Помню эти поминки как сейчас. Дождливым октябрьским днем после обеда мы всей кафедрой погрузились в институтский автобус и поехали в деревню.Ехали долго.Самые грустные подробности опустим. Потом мы пришли в старенький деревенский дом с соответствующей старенькой обстановкой.Помню, наш Эдуард Орестович , глядя на эту обстановку,вздохнул  и сказал : «всю жизнь все для детей…»А потом мы прошли за роскошный –надо отдать должное-стол.Помянули хорошо,с душой,но осадочек, как говорится, остался.Этому были две причины: первая-на тех поминках были и несколько –совсем мало 2 или три –родственника Коли-её мужа.Так вот  -  прямо за столом один из них встал и попросил отдать им хотя бы Колины вещи-видимо,  те не пускали их на порог, наследством делиться не лежали и даже носильных вещей родственникам мужа не отдали хотя бы как память.Это все произвело на на всех тягостное впечатление.Ну а потом…так уж получилось,что я прошла в одну из комнат дома, кажется, поискать свою сумку.Или еще что-то, не помню.И помню- комнате, куда я вошла, было две женщины .Одна из них была племянница Натальи Дмитриевны – та самая. Вторую я не знала.Моего прихода они явно не ждали и  при моем появлении вдруг принялись прятать какой то пузырек с лекарством. Если б они его не прятали, я бы и внимания не обратила. И потом - у них был такой виноватый и испуганный вид…С тех пор я думаю: уж не ускорили они конец своей родственницы? Да и нет? Не знаю.Не мне судить.Богу отмщение –Он и воздаст .Или уже воздал…
Не знаю.

(продолжение следует…)


Рецензии