О предках писателя Н. С. Лескова
Я никогда не бывал в этом селе и затрудняюсь с точностью определить его положение, но знаю, что оно в лесной полосе Орловской губернии, именно в Трубчевском или Карачевском уезде, где-то неподалёку от большого села Брасова, о котором я в детстве слыхал рассказы тётки моей, вдовой попадьи Пелагеи Дмитриевны.
Полагаю, что Лески было село бедное, потому что во всех воспоминаниях тётки об её детстве и детстве моего отца главным образом всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова.
Отец мой, Семён Дмитриевич Лесков, "не пошёл в попы", а пресёк свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу. Огорчение имело тем большее место, что места сдать было некому, потому что другой брат моего отца, а мой дядя, был убит в каком-то семинарском побоище и из-за какого-то ничтожного повода. Но отец мой был непреклонен в своих намерениях и ни за что не хотел надеть рясы, к которой всегда чувствовал неодолимое отвращение, хотя был человек очень хорошо богословски образованный и истинно религиозный. Место было передано "зятю", то есть мужу матушки Пелагеи Дмитриевны, который вскоре умер, и левитский род Лесковых в селе Лесках пресёкся, но зато появился Лесков в орловском приказничестве." - читаем в Автобиографической записке Н. С. Лескова.
В настоящее время село Лески, где издавна жили предки Николая Семёновича Лескова по отцу, служившие священниками в местной церкви, располагается в Навлинском районе Брянской области.
По словам А.Н.Лескова, сына писателя, о родне с отцовской стороны в семье знали мало, "бабки по отцу точно и вовсе не было; даже имя её не сбереглось". На то были свои причины: отец писателя по окончании Севской духовной семинарии, в 1808 или 1809 г., был изгнан отцом из дома за нежелание быть священником, больше никогда в родном селе не бывал и вспоминать о нём не любил.
Согласно воспоминаниям А. Н. Лескова, дед писателя Дмитрий Лесков скончался в родном селе в самом начале 1820-х гг., следом там же умерла его жена.
Метрических книг церкви с. Лески за вторую половину XVIII – первую половину XIX в. в Государственном архиве Брянской области (далее - ГАБО), к сожалению, не сохранилось, однако имеются ревизские сказки священнослужителей Карачевского уезда за 1795 и 1815 гг. (т. е. 5 и 7 ревизий). В них удалось обнаружить ряд сведений о предках и родственниках писателя.
Так, в ревизской сказке причта двуприходной Казанской церкви с. Лески Карачевской округи от 7 июня 1795 г. одним из священников значится Пётр Тимофеев (фамилия не указана), умерший в 1786 г. Его жена – Пелагея Ульянова, умершая в 1785 г., их дети – Дмитрий Петров, 30 лет (т. е. 1765 г. рождения), "произведён в оное село во священники в 1790 г."; Праскева, выданная в замужество в 1785 г. в с. Павлово Дмитровской округи за дьячка Григория; Марья, выданная в замужество в 1787 г. за пономаря Дмитровской округи (село не указано) Савву Изотова. Дмитрий Петров был женат на Марфе Ивановой (возраст не указан), дочери священника села Бутре Карачевской округи, и растил двух сыновей – Алексея, 6 лет (т. е. 1789 г. рождения), и Семёна, 4 лет (т. е. 1791 г. рождения).
В ревизской сказке причта уже одноприходной Казанской церкви с. Лески за декабрь 1815 г. священник Дмитрий Петров (фамилия по-прежнему не указана), 50 лет, числится заштатным. Штатным священником значится Максим Попов, 25 лет, сын диакона с. Воронца Кромской округи Захария Иванова, во время прошлой ревизии 1811 г. находившийся в семинарии, а "в оное село во священники произведён в 1812 г.". Его жена – Пелагея Дмитриева, 17 лет (т. е. 1798 г. рождения). Как мы знаем, это – дочь Дмитрия Петрова. Других его родственников в данной ревизской сказке не значится. Судьба сыновей нам известна по воспоминаниям писателя (старший убит в семинарии, младший выгнан из дома), жена же, по-видимому, уже умерла, а, значит, сведения А. Н. Лескова о том, что его прабабушка скончалась после прадедушки, неточны.
Не совсем верны семейные воспоминания и в том, что зять Дмитрия Лескова умер вскоре после того, как стал священником церкви с. Лески. В ведомости о церкви с. Лески за 1841 г. священником значится Пётр Павлов Лучезаров, произведённый сюда священником 24 декабря 1829 г. Среди причта числятся "бывшего в сем причте священника Максима Попова жена" Пелагея Димитриева, 43 лет, жившая в своем доме "на питании оставшегося после мужа имения", и её дочь Александра, 16 лет (т. е. 1825 г. рождения). Следовательно, вероятнее всего, М. Попов умер в промежутке гг., прослужив священником 13-17 лет.
Благодаря указанию в ревизской сказке причта церкви с. Лески от 7 июня 1795 г. на отца жены Дмитрия Петрова удалось найти ряд сведений о семье бабушки Н. С. Лескова. В ревизской сказке причта одноприходной церкви Преображения Господня с. Бутре Карачевской округи священником значится Иван Алексеев (фамилия не указана), 55 лет (т. е. 1740 г. рождения), женатый на Евдокии Дмитриевой, 55 лет (т. е. 1740 г. рождения). У них значится пятеро детей – Пётр, "по бывшему в 1784 г. разбору выбыл в крестьяне", Марфа, "выдана в замужество в 1784 г. Севской семинарии за дьячка Дмитрия Лескова (это единственная запись с указанием его фамилии)", Сергий, "в 1790 г. отбыл оной же округи в село Чичково во дьячка", Иван, 15 лет, в Севской семинарии, Григорий, 9 лет. В ревизской сказке священнослужителей с. Бутре за декабрь 1815 г. Иван Алексеевич и его родные не значатся. Вероятно, он и его жена уже умерли, а младшие сыновья были назначены в другие приходы.
Ряд сведений о брате бабушки писателя, пономаре Сергее Иванове, и его семье имеется в ревизских сказках священнослужителей церкви Знамения Пресвятой Богородицы с. Чичкова Карачевской округи за 1795 и 1815 гг., а также в ведомости о церкви с. Чичково за 1841 г., но установить его фамилию (а, значит, и девичью фамилию бабушки писателя) не удаётся, так как Сергей Иванов и его дети везде записаны ещё без фамилии. Метрических книг церквей сел Бутре и Чичково за конец XVIII – первую половину XIX вв., где могли быть, в частности, сведения о фамилии Ивана Алексеевича или Сергея Ивановича, в ГАБО не сохранилось.
Таким образом, по документам ГАБО удалось собрать следующие главные материалы для родословной писателя Н. С. Лескова по отцовской линии:
1) уточнён год рождения отца писателя, Семёна Дмитриевича Лескова, – 1791 г.; это тем более важно, что, по воспоминаниям А. Н. Лескова, документов, которые устанавливали бы точную дату его рождения, не сохранилось, а в семье считали, что он родился в 1789 г.
2) уточнены года рождения дяди и тёти писателя – Алексея Дмитриевича Лескова (1789 г.) и Пелагеи Дмитриевны Лесковой, в замужестве Поповой (1798 г.);
3) уточнён ряд сведений о дедушке писателя, Дмитрии Петровиче Лескове, – родился в 1765 г. в семье священника с. Лески, женился в 1784 г., с 1790 г. до 1812 г. служил штатным священником в с. Лески, после 1812 г. – заштатный священник, умер после 1815 г.;
4) установлены имя и ряд сведений о бабушке писателя, жене Дмитрия Петровича Лескова, – звали её Марфа Ивановна, родилась она в 1760-х гг. в семье священника с. Бутре;
5) установлены имена и частично годы жизни прабабушек и прадедушек писателя – священника с. Лески Петра Тимофеевича Лескова (умер в 1786 г. в с. Лески) и его жены Пелагеи Ульяновны (умерла в 1785 г. в с. Лески), а также священника с. Бутре Ивана Алексеевича (фамилию, к сожалению, определить не удалось) и его жены Евдокии Дмитриевны (оба 1740 г. рождения, предположительно умерли в промежутке гг. в с. Бутре).
В завершение хочется добавить, что рассмотренная ветвь рода Лесковых – не единственная из духовного сословия с. Лески. В церкви данного села служили и другие представители этой фамилии. Встречаются Лесковы и среди мещан г. Карачева. Наличие или отсутствие у них родственных связей с предками писателя ещё предстоит установить.
_______________________________________
Источник:
Мартынцева Н. В. Материалы для родословной Н. С. Лескова
(Материал из Интернет-сайта).
Свидетельство о публикации №221090600360