Наркомы, генсеки, предсовмины и др. Часть 1
Обобщенное понятие "глава государства" в данной ситуации выручило. Не смог пожилой человек, полжизни проживший в СССР, вспомнить наименование высшего должностного лица государства. А Брежнев в упоминаемый период времени был Председателем Президиума Верховного Совета СССР, и при этом он занимал еще одну, казалось бы, не менее замысловатую должность, что в совокупности обеспечивало ему право называться главой государства. Держать такое в голове спустя годы - это уж слишком! А что говорить о тех, кто в советское время не жил? Не уверен, что если бы не историческое образование и не особый интерес к данной теме, осталось бы всё это в моей памяти или "размылось".
Не раз убеждался в том, что в общественном сознании трудно усваивается система реализации государственной власти и управления в СССР, и это несмотря на то, что для многих это время ассоциируется с приятными воспоминаниями, а для значительного числа молодых - этакое образное представление о стране родителей и прародителей, где многое было доступно, недорого и порой даже бесплатно.
Самое интересное, что система власти в досоветское и постсоветское время усваивается гораздо легче. Советская же система просто изобилует организационным разнообразием. Помню, у нас в Историко-архивном институте была дисциплина "История государственных учреждений СССР". Преподаватель пришла на зачёт и спрашивает, мол, у кого есть шпаргалки. Все, конечно, затаились, а она: что, нет? а как вы вообще сдавать собираетесь? Действительно, шпаргалки с многочисленными схемами и структурами были просто необходимы.
До революции 1917 года, все знают, во главе государства был царь (император), наследовавший власть от своих предков. Себе в помощь царь назначал министров по различным направлениям деятельности, которые осуществляли его волю и отчитывались ему либо непосредственно, либо через номинального главу правительства. (Как наиболее яркий глава царского правительства обычно вспоминается П.А. Столыпин). Имели место также различные формы народного представительства во власти (накануне революции - Государственная дума): надо же каким-то образом поддерживать контакт с обществом, чувствовать настроение низов и даже иногда на основе этого принимать решение. Мы не будем углубляться во времена Правительствующего Сената, Боярской Думы, Приказов и Земских Соборов - это выходит за рамки рассматриваемого предмета - одно существенно: дореволюционная система власти и управления усваивается гораздо проще.
Система власти уже в постсоветской России без особых проблем усваивается даже школьниками. Тем более, это наша текущая жизнь. Ну, а что тут может быть непонятно? Глава государства - избираемый народом президент. Также ему в помощь правительство во главе с премьер-министром. Ну и как же без Государственной думы: там законы принимаются, правительство утверждается, иногда (раньше чаще было) покричать могут и т.п. На местах, в регионах такая же схема, только уровнем ниже и названия немного другие (глава администрации, мэр, губернатор и т.п.). В других странах ведь аналогичная система распределения властных полномочий. А то что где-то наоборот: реальным главой государства является, к примеру, премьер-министр, а роль президента скорее декоративная, - так это нюансы и не стоит особо заморачиваться.
В СССР функции власти и управления были, в общем, те же самые, только вот структур и названий всяких разных... - поди разберись. Но мы все таки попробуем упрощённо взглянуть на эту замысловатую систему.
Начнем с того, что после низложения монархии и роспуска царского правительства в результате революционных событий февраля 1917 года в России на местах установилась власть советов рабочих и солдатских депутатов, т.е. выборных органов, представлявших "революционную и сознательную" часть трудового народа. Ответственность за формирование центральной власти взяла на себя Государственная дума (главный представительный орган, депутаты которого представляли многочисленные партии и течения), сформировавшая из наиболее политически активных членов Временный комитет, который, в свою очередь, при взаимодействии с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов (Петросоветом) сформировал Временное правительство во главе с министром-председателем. Временным оно называлось потому, что его полномочия определялись до начала созыва Учредительного собрания, т.е. большого представительного форума, который должен был легитимно заложить конституционные основы страны: государственное устройство, путь развития и т.п , а главное, сформировать органы власти и управления. Всё выглядело вполне логично, но противостояние советов и органов Временного правительства ("двоевластие"), имевших, как выяснилось, разные цели и представлявших разные интересы, обусловило системный кризис по всем направлениям. За восемь месяцев состав правительства "перезагружался" несколько раз. Последним министром-председателем был А.Ф. Керенский, личность весьма колоритная. Непримиримые противоборствующие силы в то время и позже проявляли удивительное единомыслие по отношению к нему в плане уничижительных и саркастических характеристик (но только не верьте, что он покидал Зимний дворец в женском халате!).
Временное правительство, среди прочих нерешённых задач, так и не смогло созвать Учредительное собрание. 26 октября (по старому стилю) открывшийся в Петрограде 2-й съезд советов рабочих, солдатских и (уже добавилось!) крестьянских депутатов заявил о низложении Временного правительства и о принятии всей полноты государственной власти. Накануне отряды красногвардейцев, подконтрольных Петросовету, в котором большинство депутатов представляли Российскую социал-демократическую партию большевиков (РСДРПб), захватили ключевые пункты жизнеобеспечения (почта, телеграф и др.) и арестовали заседавших в Зимнем дворце членов Временного правительства. Этот захват власти принято называть Октябрьской революцией (в советское время - Великой Октябрьской социалистической революцией).
Второй съезд Советов, получивший власть "из рук" петросоветского Военно-революционного комитета (ВРК), для управления страной сформировал правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (сокращённые варианты: СНК, Совнарком), во главе с одним из руководителей и бесспорным лидером РСДРПб В.И. Ульяновым (Лениным). Новое правительство представляло собой коалицию большевиков и левых эсеров, при значительном большинстве первых. Тема созыва Учредительного собрания к тому времени всё ещё не утратила актуальности, потому на Совнарком, среди прочего, была возложена задача провести выборы и организовать созыв данного форума. Миссия Совнаркома позиционировалась опять же как временная: постоянную систему органов управления должно было утвердить именно Учредительное собрание.
Собственно здесь и начинается эпоха, которую постараемся детально рассмотреть с точки зрения эволюции системы власти. Именно в самом её начале сработал принцип: ничто не бывает так постоянно, как "временно". Учредительное собрание было таки организовано в установленном порядке, но в меняющейся политической ситуации, на пороге гражданской войны, общий расклад принимал характер не в пользу большевиков. По решению Совнаркома Учредительное собрание было распущено: к той ситуации относится крылатая фраза революционного матроса Железняка, обращенная к возмущенным депутатам: "Караул устал!". Вместо Учредительного собрания в качестве представительной и законодательной власти большевики решили использовать сложившуюся в ходе предреволюционных лет систему советов, что было в 1918 г. закреплено Конституцией Российской Советской Социалистической республики (РСФСР), принятой на 5-м Съезде рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов.
Позже, в связи с изменением политической ситуации, рабочие и т.д. депутаты стали депутатами трудящихся, а затем народными депутатами. Советы депутатов избирались на всех уровнях: высшем государственном и местных. Государство же с 1922 г. в связи с объединением советских национальных республик стало именоваться Союз Советских Социалистических республик (СССР), а РСФСР стал одной союзных республик, но самой огромной по территории.
Система Советов и обусловила употребление понятий "советская власть" и "советское государство". В полном составе Всероссийский (с 1922 г. - Всесоюзный) Совет... депутатов собирался на съезды (затем - сессии) через определенные интервалы времени, практиковались и чрезвычайные созывы. Текущую работу между съездами (сессиями) осуществлял Центральный исполнительный комитет (позже - Президиум) во главе с председателем, который, наряду с секретарем, подписывал проголосованные депутатами законодательные и подзаконные акты: декреты-законы, постановления, указы. Систему Советов в разное время возглавляли, к примеру, такие известные представители большевистского руководства, как Свердлов Я.М., Калинин М.И., Ворошилов К.Е.
Вопрос: можно ли считать руководителей системы советской власти власти реальными главами Советского государства?
Продолжение см.: http://proza.ru/2021/09/10/794
Свидетельство о публикации №221090600501