Наркомы, генсеки, предсовмины и др. Часть 1

Не так давно солидный, уважаемый мной человек (60+) давал интервью корреспонденту на камеру - я присутствовал на этой беседе. Когда возникла необходимость упомянуть Брежнева Л.И., то при попытке назвать его должность на руководящем посту получилось нечто вроде "... председатель... этого... как там его... совета... гм... короче, глава государства в то время Брежнев..."

Обобщенное понятие "глава государства" в данной ситуации выручило. Не смог пожилой человек, полжизни проживший в СССР, вспомнить наименование высшего должностного лица государства. А Брежнев в упоминаемый период времени был Председателем Президиума Верховного Совета СССР, и при этом он занимал еще одну, казалось бы, не менее замысловатую должность, что в совокупности обеспечивало ему право называться главой государства. Держать такое в голове спустя годы - это уж слишком! А что говорить о тех, кто в советское время не жил? Не уверен, что если бы не историческое образование и не особый интерес к данной теме, осталось бы всё это в моей памяти или "размылось".

Не раз убеждался в том, что в общественном сознании трудно усваивается система реализации государственной власти и управления в СССР, и это несмотря на то, что для многих это время ассоциируется с приятными воспоминаниями, а для значительного числа молодых - этакое образное представление о стране родителей и прародителей, где многое было доступно, недорого и порой даже бесплатно.

Самое интересное, что система власти в досоветское и постсоветское время усваивается гораздо легче. Советская же система просто изобилует организационным разнообразием. Помню, у нас в Историко-архивном институте была дисциплина "История государственных учреждений СССР". Преподаватель пришла на зачёт и спрашивает, мол, у кого есть шпаргалки. Все, конечно, затаились, а она: что, нет? а как вы вообще сдавать собираетесь? Действительно, шпаргалки с многочисленными схемами и структурами были просто необходимы.

До революции 1917 года, все знают, во главе государства был царь (император), наследовавший власть от своих предков. Себе в помощь царь назначал министров по различным направлениям деятельности, которые осуществляли его волю и отчитывались ему либо непосредственно, либо через номинального главу правительства. (Как наиболее яркий глава царского правительства обычно вспоминается П.А. Столыпин). Имели место также различные формы народного представительства во власти (накануне революции - Государственная дума): надо же каким-то образом поддерживать контакт с обществом, чувствовать настроение низов и даже иногда на основе этого принимать решение.  Мы не будем углубляться во времена Правительствующего Сената, Боярской Думы, Приказов и Земских Соборов - это выходит за рамки рассматриваемого предмета - одно существенно: дореволюционная система власти и управления усваивается гораздо проще.

Система власти уже  в постсоветской России без особых проблем усваивается даже школьниками. Тем более, это наша текущая жизнь. Ну, а что тут может быть непонятно? Глава государства - избираемый народом президент. Также ему в помощь правительство во главе с премьер-министром. Ну и как же без Государственной думы: там законы принимаются, правительство утверждается, иногда (раньше чаще было) покричать могут и т.п. На местах, в регионах такая же схема, только уровнем ниже и названия немного другие (глава администрации, мэр, губернатор и т.п.). В других странах ведь аналогичная система распределения властных полномочий. А то что где-то наоборот: реальным главой государства является, к примеру, премьер-министр, а роль президента скорее декоративная, - так это нюансы и не стоит особо заморачиваться.

В СССР функции власти и управления были, в общем, те же самые, только вот структур и названий всяких разных... - поди разберись. Но мы все таки попробуем упрощённо взглянуть на эту замысловатую систему.

Начнем с того, что после низложения монархии и роспуска царского правительства в результате революционных событий февраля 1917 года в России на местах установилась власть советов рабочих и солдатских депутатов, т.е. выборных органов, представлявших "революционную и сознательную" часть трудового народа. Ответственность за формирование центральной власти взяла на себя Государственная дума (главный представительный орган, депутаты которого представляли многочисленные партии и течения), сформировавшая из наиболее политически активных членов Временный комитет, который, в свою очередь, при взаимодействии с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов (Петросоветом) сформировал Временное правительство во главе с министром-председателем. Временным оно называлось потому, что его полномочия определялись до начала созыва Учредительного собрания, т.е. большого представительного форума, который должен был легитимно заложить конституционные основы страны: государственное устройство, путь развития и т.п , а главное, сформировать органы власти и управления. Всё выглядело вполне логично, но противостояние советов и органов Временного правительства ("двоевластие"), имевших, как выяснилось, разные цели и представлявших разные интересы, обусловило системный кризис по всем направлениям. За восемь месяцев состав правительства "перезагружался" несколько раз. Последним министром-председателем был А.Ф. Керенский, личность весьма колоритная. Непримиримые противоборствующие силы в то время и позже проявляли удивительное единомыслие по отношению к нему в плане уничижительных и саркастических характеристик (но только не верьте, что он покидал Зимний дворец в женском халате!).

Временное правительство, среди прочих нерешённых задач, так и не смогло созвать Учредительное собрание. 26 октября (по старому стилю) открывшийся в Петрограде 2-й съезд советов  рабочих, солдатских и (уже добавилось!) крестьянских депутатов заявил о низложении Временного правительства и о принятии всей полноты государственной власти. Накануне отряды красногвардейцев, подконтрольных Петросовету, в котором большинство депутатов представляли Российскую социал-демократическую партию большевиков (РСДРПб), захватили ключевые пункты жизнеобеспечения (почта, телеграф и др.) и арестовали заседавших в Зимнем дворце членов Временного правительства. Этот захват власти принято называть Октябрьской революцией (в советское время - Великой Октябрьской социалистической революцией).

Второй съезд Советов, получивший власть "из рук" петросоветского Военно-революционного комитета (ВРК), для управления страной сформировал правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (сокращённые варианты: СНК, Совнарком), во главе с одним из руководителей и бесспорным лидером РСДРПб В.И. Ульяновым (Лениным). Новое правительство представляло собой коалицию большевиков и левых эсеров, при значительном большинстве первых. Тема созыва Учредительного собрания к тому времени всё ещё не утратила актуальности, потому на Совнарком, среди прочего, была возложена задача провести выборы и организовать созыв данного форума. Миссия Совнаркома позиционировалась опять же  как временная: постоянную систему органов управления должно было утвердить именно Учредительное собрание.

Собственно здесь и начинается эпоха, которую постараемся детально рассмотреть с точки зрения эволюции системы власти. Именно в самом её начале сработал принцип: ничто не бывает так постоянно, как "временно". Учредительное собрание было таки организовано в установленном порядке, но в меняющейся политической ситуации, на пороге гражданской войны, общий расклад принимал характер не в пользу большевиков. По решению Совнаркома Учредительное собрание было распущено: к той ситуации относится крылатая фраза революционного матроса Железняка,  обращенная к возмущенным депутатам: "Караул устал!". Вместо Учредительного собрания в качестве представительной и законодательной власти большевики решили использовать сложившуюся в ходе предреволюционных лет систему советов, что было в 1918 г. закреплено Конституцией Российской Советской Социалистической республики (РСФСР), принятой на 5-м Съезде рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов.

Позже, в связи с изменением политической ситуации, рабочие и т.д. депутаты стали депутатами трудящихся, а затем народными депутатами. Советы депутатов избирались на всех уровнях: высшем государственном и местных. Государство же с 1922 г. в связи с объединением советских национальных республик стало именоваться Союз Советских Социалистических республик (СССР), а РСФСР стал одной союзных республик, но самой огромной по территории.

Система Советов и обусловила употребление понятий "советская власть" и "советское государство".  В полном составе Всероссийский (с 1922 г. - Всесоюзный)  Совет... депутатов собирался на съезды (затем - сессии) через определенные интервалы времени, практиковались и чрезвычайные созывы. Текущую работу между съездами (сессиями) осуществлял Центральный исполнительный комитет (позже - Президиум) во главе с председателем, который, наряду с секретарем, подписывал проголосованные депутатами законодательные и подзаконные акты: декреты-законы, постановления, указы. Систему Советов в разное время возглавляли, к примеру, такие известные представители большевистского руководства, как Свердлов Я.М., Калинин М.И., Ворошилов К.Е.

Вопрос: можно ли считать руководителей системы советской власти власти реальными главами Советского государства?


Продолжение см.: http://proza.ru/2021/09/10/794


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.