Гоголь и Маркес

Гоголь и Маркес.
«Мёртвые души» Гоголя и «Сто лет одиночества» Маркеса.
Кратко и просто, чтоб было понятно без магического реализма, сюрреализма и так далее.
   Моё субъективное мнение и не более, чем субъективное.
   Читал и перечитывал «Сто лет…». Рецензии, отзывы и тому подобное. Название очень привлекательное, но, на мой взгляд, никак не относится к содержанию в отличие от названия «Мёртвые души», которое пронизывает всё содержание и словно вживлено в текст.
   Содержание «Сто лет одиночества» простое. Один род, все герои которого ведут своё род к исчезновению. Они не способны продолжать его духовное и физическое развитие.
   Бытовые сцены в «Сто лет…» проигрывают   сценам: Чичиков – Манилов, Чичиков – Собакевич и так далее.
   Самым замечательным в книге это стиль Маркеса, но он мало объёмен и уступает широко форматному стилю (ирония, грусть, лирика…) Гоголя.
   Не только Маркес, но никто из современных писателей не достиг уровня Гоголя. Это феноменальный стиль.
   Приведу всего лишь один пример.
   «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком».
   Словом, «Сто лет…» хорошая книга для развлечения, но никак не для накопления духовного потенциала. "Мёртвые души" для размышлений.
   Гоголь – это дух. Маркес - быт. Комната с зашторенными окнами - Маркес. Комната с не зашторенными окнами, через которые льются мощные потоки света - Гоголь.


Рецензии
Уважаемый Валерий,

Позвольте спросить, что послужило Вам поводом сравнивать «Мёртвые души» Гоголя и «Сто лет одиночества» Маркеса? Для начала, хорошо было бы указать , так сказать, общие грани. С таким же успехом можно было бы заменить одного из этих двоих на, скажем, "Азбуку" или "Войну и мир".

С ув.

Семен Сухолуцкий   08.09.2021 03:41     Заявить о нарушении
Стили Гоголя и Маркеса.

Валерий Рыженко   08.09.2021 08:04   Заявить о нарушении
А что же общего в стилях, на основании чего допустимо их сравнивать?

Семен Сухолуцкий   08.09.2021 17:33   Заявить о нарушении
Скажите честно. Вы Гоголя давно читали. А также книгу Андрея Белого "Мастерство Гоголя"

Валерий Рыженко   09.09.2021 08:25   Заявить о нарушении
Гоголя я перечитываю всю жизнь, а вот у Белого не встречал ссылок на Маркеса.

Семен Сухолуцкий   09.09.2021 15:08   Заявить о нарушении
А их и не должно быть. Жили в разные годы. Давайте останемся каждый при своём мнении. У Гоголя феноменальный стиль и пока никому не удалось пока повторить его. Тем более подняться выше. Приношу извинения, что не ответил на все Вши вопросы, но я только приступил к теме Гоголь - Маркес.

Валерий Рыженко   09.09.2021 15:56   Заявить о нарушении
Я не защитник Маркеса и не критик Гоголя. Просто не могу понять, что общего у этих двух писателей позволило Вам их сравнивать. Вы говорите - стиль. Но в самом Вашем тексте о стиле ничего не сказано. Мне, например, не удалось найти НИЧЕГО общего, кроме, пожалуй, некоторых преувеличений, гипербол, сюрреализма, так сказать. Но это еще не стиль. Буду рад Вашему пояснению.

Семен Сухолуцкий   09.09.2021 16:47   Заявить о нарушении
Дело не в том, что общего, а в чём различие. Творчество Маркеса (Сто лет...) подобно комнате, окна которой закрыты шторами. У Гоголя - комната с открытыми (не зашторенными) окнами, через которые потоком льется свет. И ещё. Я не люблю тратить время на дискуссии и тому подобное. Я трачу время на создание произведений.

Валерий Рыженко   09.09.2021 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.