Русская православная церковь часть 1 труженики 11

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
1 ЧАСТЬ: ТРУЖЕНИКИ 11 ЧАСА
 «Русские приняли православие последними, но станут в нем первыми»               
  Митрополит Илларион

 Американский астронавт, участвовавший в проекте «Союз-Аполлон», видел с орбиты своими глазами, как с территории Советского Союза вверх уходили золотистые лучики. Он запомнил эти места, затем совместил их с картой Советского Союза и стал узнавать, что там находится. Там были великие храмы, пустыни, монастыри ... Его потрясло наличие зримой духовной связи Неба с одной - единственной страной на всем земном шаре. С Россией ... «В Россию можно только верить»,- обмолвился как - то классик. И правда - Россия и вера - всегда где-то рядом. «Россия находится в прямом ручном управлении Господа Бога»,- заметил президент Путин. Он знал, что говорил: некоторые вещи иначе, чем чудом и волей Господа Бога, не объяснить. Например, возвращение Крыма в родную гавань без жертв, без единого выстрела, под самым длинным хищным носом стратегического противника. И никто не смог ничего сделать: ни сам противник, ни его подхрюкивающие сателлиты, ни солдаты номинально вражеской армии, перешедшие в едином порыве на нашу сторону. Как будто Бог Сам, Своими руками взял - и отдал, вернул Крым России... А вы знаете - я думаю, так оно и было. Помню, многие тогда ворчали: зачем Крым, почему Крым, почему Сирия... Почему Небо выбрало Сирию, я вам уже рассказывала, сегодня я расскажу вам, почему Крым.

 Свет православной веры проник на русскую землю задолго до князя Владимира. В 98 г в город Херсонес в Крыму был сослан римский епископ Климент. Напомню: это было почти за тысячу лет ДО  великой схизмы, тогда христианская церковь была единой и неделимой. Святой Климент стал во главе христианской общины Херсонеса и за три года, что он там прожил, до самой своей мученической смерти, он очень много сделал для её становления и приумножения. Из этой общины, как из зернышка, выросло дерево русского православия. Первые обращения насельников земли русской ко Христу зафиксированы уже в начале 4 века, но это были единичные случаи, с тех пор до 9 века христиан на Руси становилось все больше и больше, ну а первое массовое обращение русов ко Христу произошло в 867 году, это историческое событие называют также иногда «крещением Аскольда и Дира». Огромную роль сыграла также проповедь болгарских священников, просвещенных Кириллом и Мефодием в 9 в, приехавших на Русь: они проповедовали и вели Богослужение на понятном народу старославянском языке. Город Херсонес сыграл ещё одну важную роль в истории русской церкви: Крещение Руси началось с брака принцессы Анны с князем Владимиром, а союз князя с принцессой начался со взятия Херсонеса. Византийский император Василий Багрянородный не спешил сдержать свое слово и отдать свою родную сестру Багрянородную Анну за русского князя, и тогда этот русский князь, недолго думая, взял Херсонес - практически неприступную крепость. Взял благодаря чуду Божьему - ниоткуда прилетевшей стреле с необходимой князю информацией. То, что это чудо, понял даже император Василий и, склонившись перед волей Божьей, все-таки благословил сестру на брак. Херсонес был частью её приданого. А честную главу невинно убиенного епископа Климента князь Владимир перенес из Херсонеса в Киев и положил в посвященном его памяти приделе построенного Владимиром Десятинного храма Успения Пресвятой Богородицы. В этом же храме со временем были положены честные мощи его бабушки - княгини Ольги, оказавшей на него огромное влияние и тоже очень способствовавшей распространению Православия на Руси, первого митрополита русской земли святого Михаила Сирина-араба - сирийца, - и его самого. "Будущее бросает свой свет задолго до того, как войти"... Кроме Десятинного храма, князь Владимир построил также церкви святителя Василия и Михаила Архангела. Он всячески способствовал укреплению и распространению на Руси христианской веры и в жизни старался быть истинным христианином - и как человек, и как правитель, и вероятно, многое у него получалось - иначе народ не назвал бы его «Ясным Солнышком». Его законы были милосердны, и он старался помогать бедным, старым и больным. Такого на тот момент не было ни в одном другом государстве мира. Он организовал в своем дворце школу, где учились его сыновья и другие дети, в том числе будущий митрополит Илларион.

В 13 в на Русь напали татаро - монголы. Пользуясь феодальной раздробленностью и разобщенностью князей, они по очереди пережевывали русские княжества. Сжигали города, рушили храмы, грабили монастыри. А единой русской армии, что могла бы им вставить по первое число, тогда ещё не было.
 Новгород географически был отдален от захватчиков, но ему тоже пришлось воевать-с «нашими западными партнерами»- на тот момент шведами и литовцами. Науськиваемые папой Григорием IX, захватчики поперли на Русь. Их с треском разгромил Новгородский князь Александр, племянник великого князя Юрия, убитого татарами. Шведов - на реке Неве 15 июля - в день памяти святого князя Владимира, а литовских и немецких «псов – рыцарей», шедших коллективной «свиньей», - на Чудском озере. Эта битва осталась в истории как Ледовое побоище. Накануне битвы на Неве отроку Филиппу было видение Бориса и Глеба, спешащих на помощь русскому войску. А перед Ледовым побоищем князю Александру, уже прозванному Невским, было видение Небесного Воинства, сражавшегося на небесах. И сама природа пришла на помощь русским - по воле Божьей лед проломился под захватчиками, и ледяная вода поглотила их вместе с тяжелыми доспехами. Надевая их, они, вероятно, чувствовали себя защищёнными, да от Бога не спрячешься. Через 140 лет на Куликовскую битву Пересвет и Ослябя вышли в монашеских костюмах с единственной, но самой надежной защитой - крестами, нашитыми на монашеской одежде. Этой защиты оказалось достаточно: русские выиграли эту битву, на которую их во главе с князем Димитрием благословил Сам Господь дланью преподобного Сергия Радонежского.


В 1299г митрополичья кафедра Русской Церкви была перенесена во Владимир, а в 1325г - в Москву. Русские княжества объединились, чтобы вместе противостоять врагу. А главным этноконсолидирующим фактором стало Православие. Православие объединило Русь. Православие содействовало развитию письменности, культуры и искусства, Православие стало неотъемлемой частью духовной культуры русского народа. Русь стала единым государством, а вера внесла в народ элемент созидательный, не подверженный никаким катастрофам, бессмертный. Русские знали много славных побед, но величайшей русской победой стало принятие Православия.

Но не все спешили стать под знамена истинной веры. Константинополь с некоторых пор спал и видел, как бы лечь под Рим. В 1439 г со второй попытки (первой была Лионская уния 1274 г) «первые по чести» замарали свое имя навеки, подписав Флорентийскую унию. Константинополь очень дорого заплатил за свою политическую ошибку: потерей лица, денег, почти всего имущества, территорий и даже собственного имени, а также огромными человеческими жертвами, - но есть ошибки, которые не смываются даже кровью. Богоотступничество – одна из них. Ведь признание папы «наместником Бога на земле»- что, если не Богоотступничество - по большому счету?! Глава Церкви - Христос, а не папа!!! «Тайна сия велика есть»,- говорится в Писании о союзе Бога и Церкви,- и в этом союзе посредники и наместники не нужны. Ни разу.
Русская церковь с презрением отвергла унию. Митрополит Исидор (грек, наймит Константинополя) подписал унию за русских и думал, что дело сделано. Но не тут- то было! По приезде в Россию он был арестован, низложен и бежал из Москвы. В 1448 г собором русских епископов на митрополичью кафедру был избран архиепископ Иона. Да, это был «бунт на корабле», но выбор у русских был невелик: или вслед за Константинополем лезть в петлю Богоотступничества, или идти за Христом, как раньше, но уже без них. Русские, не колеблясь, выбрали второе. Когда великий князь Иван III женился на Софии Палеолог, племяннице убитого турками последнего византийского императора Константина XI, принял титул самодержца и сделал русским гербом византийского двуглавого орла, Русь прямо заявила о том, что принимает наследство православной византийской империи. Речь идет, разумеется, не о материальном наследстве - это все захватили турки, оставив бывшим хозяевам жалкие огрызки,- речь о духовном наследии величайшей православной империи. Русские могли бы претендовать и на титул «первых по чести» - но не сделали этого, вероятно, именно потому, что были истинно православными и ни над кем верховодить, главенствовать не стремились. Им было вполне достаточно, что никто не главенствовал над ними - никто, кроме Господа Бога. С 1448 г русская церковь стала самостоятельной де факто, де юре это было закреплено через 150 лет - в 1589 г, когда при царе Федоре Иоанновиче патриарх Иеремия поставил митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси. Русские приняли православие последними из всех поместных автокефальных церквей. Но именно русские подхватили из ослабевших рук Константинополя падающее знамя православной ортодоксальной веры и твердою рукою несут его и по сей день…

(продолжение следует…)


Рецензии