Русская православная церковь часть 2 непотопляемый

2 ЧАСТЬ: НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ КОВЧЕГ
 В конце 16 в русский народ был духовно недосягаем, но коллективный запад не успокаивался. Им не терпелось стреножить этих непокорных русских, загнать их под папскую туфлю. Сильнее прочих этой идеей бредил польский король Сигизмунд. И в начале 17в, пользуясь тем, что русское государство было на тот момент ослаблено смутой и дворцовыми переворотами, поляки захватили Москву. Дошло до того, что захватчики служили католическую Литургию в московском православном соборе. И когда над страной нависла опасность быть порабощенной польскими феодалами, весь народ встал в ряды ополчения. И везде сопровождала русское ополчение чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Явление иконы было как раз в 1612 г. Святой Сергий в видении явился богатому купцу и именитому нижегородцу, Кузьме Минину, и благословил его стать на защиту отечества. Он и князь Дмитрий Пожарский стали во главе ополчения и со всех сторон собрали к Москве войска. Духовным вождем ополчения был патриарх Ермоген. Народ взял дубину народной войны и вымел захватчиков из храмов, из Москвы, из России. Начало 17 в ознаменовалось для русского народа победой над польскими захватчиками.

Не добившись своего « в лоб», путем прямого захвата территории, враг выбрал другую тактику. Он попробовал влезть изнутри и спровоцировал церковный раскол при царе Алексее Михайловиче, поссорив для этого царя с патриархом Никоном. Вы знаете, чем больше я читала об этом, без преувеличения, трагическом периоде русской истории, тем меньше понимаю его действующих лиц. Логики - ноль. В современном понимании. Чего стоят хотя бы выводы знаменитого собора, повлекшего за собой старообрядческий раскол: Никона низложить, но признать его правоту. Как это?! Где логика, простите? Если он неправ- то почему принимать решения под его диктовку? да еще такие судьбоносные? А если прав - за что низложить?! Дальше - больше: к нему - низложенному - приходит письмо от царя с просьбой о прощении - и он не прощает. Он – христианин ... Вы знаете - что-то историки недоговаривают, а может, и сами не знают. Ясно одно: чувствуется влияние третьей силы, явно не дружественной к обоим и, скорее всего, внешней. И еще. Сосланные старообрядцы, как рассказывают историки, "массово кончали самосожжением". Ну, не знаю, не знаю. Во - первых, костры инквизиции - это все-таки не наш метод, кто бы что ни говорил. Другая ментальность. Во-вторых, персты перстами - но где христиане - и где самоубийство?! Вряд ли. Но ведь горели люди, факт. А зададим крамольный вопрос: а сами ли? ... а может, их кто- то поджег, а потом на них же и списал: мол, что с них взять, фанатики... Зачем? Может, много что знали или о чем догадывались - во всяком случае, вожди, а остальные … Кто когда жалел остальных, кто их считал?! А может, это сделано, чтобы сильнее раздуть этот церковно - политический скандал, кто знает теперь? Вы с очевидцами разговаривали? …Вот и я нет. А главное - зачем было огород городить? Да еще так авторитарно - практически без объяснений целесообразности, и с попранием принципов соборности, с преследованием инакомыслящих? А через 150 лет все равно было учреждено Единоверие, в 1971 г произошло примирение со старообрядцами, да и Церковь вплоть до настоящего времени во многих вопросах постепенно возвращалась к дониконовским временам. Повторю вопрос - зачем тогда было огород городить? России это точно было не нужно. Значит - было нужно кому-то другому?


Раскол под видом реформы сильно ударил по консервативному русскому обществу и по русской церкви. Ударил - но не сломил. Следующим ударом по русской церкви стали реформы Петра 1. «Пушки вместо колоколов», присвоение имущества Патриархии, закрытие больше половины монастырей, запрет на длинные бороды и вообще на самобытную одежду и православный облик людей - и «на сладкое» упразднение института патриаршества- выстраданного ,заслуженного, почетного. Опять получилось так, как хотели внешние "друзья", в частности Константинополь, явно ревнующий к своему былому величию. Слава Богу, Русь хотя бы не обратилась при Петре во тьму язычества - ведь самодержец привез уже идолов. И только личное влияние, авторитет Митрофана Воронежского – единственного, кого царь Петр уважал по- настоящему - уберег Россию от этого кошмара. Но вместо патриарха стал избираться Священный Синод, а верховная власть в церкви была передана непосредственно государю. Это сомнительное нововведение продержалось с 1721 до 1917 года - почти 200 лет. То есть до падения монархии на Руси. Вы знаете - рисуется зловещая закономерность: низложили патриарха - потеряли патриаршество как таковое, власть церкви попытались передать царю - царя снесли большевики. Повторю вопрос в 3 раз- может, и не стоило идти на поводу у греков и Константинополя и огород городить?!


 Главной целью реформ церкви, а лучше сказать, мишенью была сама русская церковь. Реформаторы явно добивались ослабления влияния церкви на народ. Но русская церковь выдержала и это испытание. И тогда наши зарубежные «друзья» решили предпринять еще одно нашествие. Наполеон на Россию сначала не собирался – как чувствовал. Но потом (явно поддавшись чьему-то влиянию) все же решился на это безумие. И снова, как ровно 200 лет назад, враги дошли до самой Москвы. И снова поднялся весь народ. Русские не спешили приветствовать «освободителя» с запада, а крепко наподдали этому «избавителю». И корсиканец до конца жизни так и не смог простить русским «нечестного ведения войны» и неблагодарности по отношению к «освободителям». Он не мог постичь главное – своя, личная судьба этих загадочных русских волновала меньше, чем судьба церковных святынь, нещадно французами разграбляемых. Видимо, его личное отношение к Богу и к вере было совершенно другим - как и вообще у человека западного. И снова русский народ взялся за дубину народной войны. И снова - как всегда - идейным вдохновителем народа явилась Русская Православная Церковь. Митрополит Платон из Троице-Сергиевой Лавры прислал императору благословение на борьбу с врагами и икону преподобного Сергия. Викарий митрополита, епископ Августин, вручил ополчению церковные хоругви. Духовенство и монастыри жертвовали на спасение Родины все, что имели. Пред оставлением Москвы из столицы были вывезены чудотворные иконы – Владимирская, Иверская и Смоленская. Последняя сопровождала войска главнокомандующего Кутузова. Россия снова победила - а вместе с ней победила и Русская Православная Церковь.

 В 19 в у русской церкви попытались отнять даже название. Церковь стала называться «Ведомством православного исповедания», и ведомством этим руководил Обер –прокурор - иной раз он мог оказаться и махровым атеистом. В 1817 г было учреждено «министерство духовных дел и народного просвещения». Церковь считалась как бы частью государства, государственной структурой - а не вне - и над -, как надо бы. И отношение к любой несправедливости общественного строя, любое угнетение и ущемление (или то, что этим казалось) со стороны государства и власть имущих переносилось автоматически и на церковь. Неудивительно, что откровенно враждебные вражеские голоса перестали таиться и стали открыто вести в народе антицерковную пропаганду. Хотя, надо заметить, её мало кто слушал. Но появилось хоть и очень небольшое, но активное меньшинство, раскачивающее лодку. Недостаточность борьбы с этим и привело в свое время к революции в России. А защита церкви осуществлялась государством грубо и неуклюже и, скорее всего, не посоветовавшись с самой церковью. Православие, по своей сути проживающее с насилием не просто на разных планетах - в разных галактиках- стало насаждаться государством едва ли не насильно. Госслужащие, например, обязаны были предоставлять начальству, прости Господи, справку о Причащении (это даже и звучит кощунственно). А за переход в другую веру гражданину грозило наказание. Думаю, это заформализовывание Таинств и стало последней соломинкой. Приход к власти Николая II -человека глубоко верующего и воцерковленного, заботящегося нуждах духовенства - случился слишком поздно. Скрипящее колесо истории было уже не остановить.

 Враг был уже близок к победе, но её опять не случилось. Потому что уже в самый последний момент, буквально под пушками революции Церковь вернулась к истокам - к соборности. Собор 1917 восстановил патриаршество и постановил регулярно проводить соборы- Соборы, которых не было более 200 лет. Патриархом был избран святитель Тихон. Безбожное атеистическое государство начало жестокую войну с церковью. Красный террор обрушился на духовенство. Имущество церкви было конфисковано. Более того, Декрет 1918 г об отделении церкви от государства лишал Церковь права владения собственностью вообще. Патриарх Тихон пытался защитить церковь, старался сохранить нейтралитет во время гражданской войны, боролся, как мог, за свободу и права Церкви. Но ему противостояла безжалостная машина Богоборческого государства. Внутри церкви появились т. н. «обновленцы» - говоря языком светским, компрадоры, сотрудничающие с захватчиками (как и всех предателей, их постигла незавидная участь). Активизировались и внешние враги, первый из которых - догадайтесь, кто?... Правильно, Константинополь, поспешивший признать раскольников - обновленцев и не признавший самого Тихона. Так что всеми нами горячо любимый Варфоломей - отнюдь не пионер в деле противостояния Константинополя интересам России и русской церкви.


После патриарха Тихона церковь возглавил его заместитель митрополит Сергий. В 1927 году он издал Декларацию о гражданской лояльности Церкви к советской власти. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую «Русскую православную церковь за границей» (РПЦЗ). Совсем недавно, год назад эти две ветви русской православной церкви соединились вновь. Патриарх Варфоломей это воссоединение не признал. Уже привыкаете к несколько однообразной линии Константинополя? Я тоже.


 В 1930-е гг русская церковь была на грани исчезновения. Бесы в преисподней плясали, наверное, денно и нощно, видя, как рушились храмы, осквернялись святыни, уничтожались священнослужители и просто люди верующие. Но те годы породили новое явление в церковной жизни - новомучеников российских. Стойкость этих людей, верность их Богу и святой христианской церкви превосходила всякое воображение. Думаю, большевики достигли противоположного результата—люди, видевшие, КАК православные стояли за свою веру, КАКИЕ были явлены чудеса, ЧТО происходило с кощунниками и многое- многое – многое другое - вольно или невольно склонялись перед мужеством этих людей и, думаю, глядя на них, даже не осознавали ,что тоже становились верующими.


Война неизбежно должна была случиться - и она случилась. Как иначе могло быть в государстве, разрушающем собственные храмы?! Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Революция невольно способствовала возобновлению института патриаршества: новой власти хотелось дистанцироваться от церкви, а не возглавлять её, а царя уже не было. Война же заставила советское государство повернуться лицом к православию. Сразу была свернута антирелигиозная пропаганда. Власти начали открывать храмы и возвращать из мест заточения оставшихся в живых священников и епископов. Церковь молилась за победу, церковь жертвовала огромные деньги армии и флоту, церковь снова стала идейным вдохновителем народа - как всегда в самые трудные времена. Победа 1945 г была и победой Русской Православной Церкви, снова восставшей, как феникс, из пепла сожженных храмов. При Хрущеве, правда, снова стали преследовать церковь, это преследование носило более завуалированный, внешне более пристойный характер, но тем не менее целью Хрущева было постепенное полное уничтожение церкви. Промыслом Божиим богоборец был отстранен от власти, успев, правда, нагадить в вечность, отторгнув у России Крым. Правда, символично?


При Брежневе началось медленное возрождение церкви. Перестройка принесла народу неисчислимые беды, но одно хорошее при перестройке случилось - рухнула государственная атеистическая система, в новой свободной России было провозглашена свобода вероисповедания. К тысячелетию Крещения Руси Православие и русская церковь одержали очередную победу. Русский народ сберег свою веру в годы гонений, отстоял её, выстрадал. Огромную роль сыграли в этом т. н. «белые платочки» - верующие русские женщины. Одной из таких «белых платочков» была моя любимая бабушка Луша. Дедушка (да простит его Господь!) запрещал ей ходить в храм и молиться, но она делала это тайком от него. У неё был старенький молитвенник и 4 иконы. Все свое имущество она отдала детям при жизни, а эти семейные реликвии отдала мне. Одну икону - самую старую, писаную на дереве - я отдала брату. А молитвенник – со мной. Он совсем старенький, ветхий, она сберегала его всю жизнь, может, с самой юности - ведь тогда пойти купить свободно это было невозможно. Это сейчас мы можем совершенно свободно пойти и купить любую духовную литературу - на выбор. А мы часто это делаем? Ценим ли драгоценную возможность в любой момент в любой день прийти в храм и помолиться? Многие поняли это только в этом году. Помню Пасху этого года-храмы без прихожан. Бог милостью своею счастье прийти на Пасху в храм даровал в этом году немногим. Скажите, неужели надо отнимать и запрещать чтобы ценили? А может, не доводить до этого и просто ценить то, что нам дается Богом ,просто так? Я сейчас не только о молитвенниках говорю…


В 90х ослаб институт государства, и единственным связующим звеном страны стала Русская Православная Церковь, которая сохранялась в самых сложных исторических ситуациях. Во все времена русская церковь проявляла и проявляет себя как защитница и наставница – церковь отвергает антинародные законы и поддерживает законы на пользу людям, в стенах монастырей люди прятались во время нашествий, здесь собирались средства на ополчения, в святых местах,в храмах часто  находили и находят неимущие кров и пропитание. Русская Православная Церковь - это единственный общественный институт, которому народ всегда доверяет безоговорочно, потому что чувствует: никто больше всерьез о его интересах не заботится. В недавнем социологическом опросе граждане России признали, что единственные, кому они доверяют - это Русская Православная Церковь, российская армия и президент Путин. Церковь всегда успешно защищалась от любых нападок и защищала сама. Несмотря на происки внешних и внутренних врагов, ковчег православия не затонул.

(продолжение следует...)


Рецензии