Престол

 Прочитав, давеча, публикации в "Авангарде" о школьных годах, решил и я поделиться своими воспоминаниями. А их,- этих незабываемых эпизодов из детства, наберется немало. Начну с того, как я любил детские книжицы, в основном сказки и рассказы. Читать я ещё не умел и в школу не был определен, из-за своего юного возраста, но картинки в книжицах вызывали у меня живейший интерес. Уже будучи в первом классе сельской школы, но читая с великом трудом, я брал в библиотеке сразу несколько изданий. Дома, погрузившись в мир сказочных героев, я додумывал то, что не смог прочитать. Через день я шел опять в библиотеку менять, якобы прочитанные книги. Длилось сие недолго. Библиотекарша, оценив мои читательские способности, в один из визитов, попросила меня пересказать содержание прочитанной книги. Я до сих пор помню, как мне было стыдно уличенному во лжи.
Оставался один выход: научиться поскорее читать. Но ещё одна трудность подстерегала меня на этом пути. Не умея произносить буквы "Ф" и "К" я просто на просто стёр "Ф" резинкой в букваре, во всех словах. Со второй буквой "К"
 я мучался до шестого класса, называя Колю Олей, а корову оровой. Но однажды, когда мы с отцом везли на лошадях лён на льнозавод, отец доверил мне управлять лошадками. С гордым видом, сидя высоко на возу со снопами льна, я, как взрослый, понукал лошадей, мерно бредущих по дороге. "Но коник! - но!" Впервые произнесенная буква "К" километров пять повторялась мною, дабы не быть забытой. Сколько было радости!
Читать я все же научился быстро и мог, уже глядя прямо в глаза библиотекарше, поведать о прочитанном. Запомнилось, как забирался с книгами на печку, а внизу, в суровую зимнею пору. отгороженные мебелью, повизгивали малые поросята, внесенные из сарая, прильнув к теплому брюху взрослой свиноматки. Чуть позже или чуть раньше, как получалось, квартировал на том же месте ещё один постоялец: телёночек. По той же причине, что и поросята, спасался он от холода в доме. Помню как любил поить его с доёнки ( ведро для доения молока), а он приняв мой палец за материнский сосок, аппетитно глотал поило.
Читал я запоем все школьные года, засиживаясь до трех часов ночи. Мама оставляла для меня на столе кувшин молока (гладышку) и булку черного хлеба. Отрезанный ломоть хлеба я посыпал крупной солью и поглощал эту снедь с огромным удовольстви-ем, не отрываясь от чтения.
 В заключении моего повествования хочу привести слова классика русской литературы  Леонида Андреева: " Если человеку суждено стать Богом, то престолом его будет книга!".


Рецензии