Парк монрепо 1-я версия

музей-заповедник "парк МОНРЕПО", Монрепо - живописный скальный парк в Выборге состоит из 4-х частей: Восточная, Центральная, Южная, Западная, на Севере бухта. Вход платный, но всего 100 рублей.

Выборгский залив, бухта "Защитная". Парк Монрепо расположен на северном берегу большого острова, который носит название Твердыш.

                Из истории "Монрепо"

Работы по созданию пейзажного парка были начаты в 1760 году, когда эти земли были отданы в потомственное пользование обер-коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину. Он устроил здесь свою загородную дачу и назвал её Шарлоттенталь в честь супруги.

После смерти Ступишина имением некоторое время владел Принц Фридрих Вюртембергский, который и дал усадьбе имя Монрепо, что означает "мой покой", "мой отдых" (франц).

1. камень Катайского зонтика (перед Главными воротами).
   Зонтика нет... в путеводителе по Монрепо есть историческое фото.
Этот «Китайский зонтик» – первая постройка Пауля Николаи в Монрепо.Это стало сюрпризом для отца. Людвиг писал в августе 1798 года: «Уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне. Это хорошая, умело выполненная идея».

Давно уже нет Китайского зонтика на большом камне, да и выборгский замок вряд ли будет виден с этой площадки. Но по-прежнему "Валун" является прекрасным ориентиром для всех людей, подходящих или подъезжающих к Монрепо. Дорожка, которая буквально упирается в камень-исполин, приводит путника на ступишинскую аллею парка.

2. Главные усадебные ворота.
Одна из интересных построек парка Монрепо — это Главные ворота, возведенные в неоготическом стиле в 1830-х годах. Автор этого строения точно не известен, предположительно, ворота были возведены по проекту Карла Энгеля. С обеих сторон сооружение, выполненное из дерева, имеет пилоны (выступы) со стрельчатыми башенками. В качестве украшения использованы резной декор и металлические накладки.
   Бесплатный туалет.

3. дом садовника.

4. рукотворная "валунная ограда".
 На подходе к Монрепо имеется невысокая изгородь из гранитных валунов. Академик Дмитрий Лихачев сравнил ограду Монрепо с шотландским хайком. В книге «Поэзия садов» он писал: «Со стороны материка он (парк) отделен великолепной изгородью из диких камней в духе шотландских хайков, прекрасно гармонирующей с еловой и сосновой растительностью».
Предположительно, годы создания валунной ограды – 1804-1806. Высота каменной изгороди около полутора метров. Общая протяженность – более двух километров. Гранитные валуны неправильной формы сложены всухую, без использования какого-либо раствора. А устойчивость обеспечивается за счет веса и того, что камни тщательно подгоняются друг к другу.

5. главный усадебный дом.
Главный усадебный дом занимает центральное место в парковом ансамбле Монрепо. Первый дом на этом месте был поставлен Петром Ступишиным в XVIII веке, а затем на основе этого строения при герцоге Вюртембергском была возведена новая постройка.

Следующий хозяин дома Людвиг Николаи начал перестраивать дом в 1798 году по проекту Джузеппе Мартинелли. Также в работах принимал участие архитектор Павлов. Именно он в 1804 году завершил строительство после смерти Людвига Николаи.

Главный усадебный дом — это деревянное строение, выполненное в классическом стиле. Первоначально здание состояло из протяженной центральной части и двух боковых флигелей. Позже в центре был возведен портик с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном. К центральному входу ведет широкая одномаршевая лестница.

В здании расположены Белая гостиная и Царская комната, а также кабинет и торжественная Большая зала. Главным украшением Залы был расписанный на холсте плафон с изображением аллегорических фигур Марса, Венеры и Амура, предположительно, выполненных художником Якобом Меттенляйтером. Во время ремонта в 1966–1967 годах живописное полотно было снято для очистки, а затем похищено.

6. библиотечный флигель.
Одновременно с Главным усадебным домом по проекту Мартинелли был также возведен Библиотечный флигель — редкий образец деревянной усадебной архитектуры, построенный в классическом стиле. В здании размещалась библиотека, насчитывающая 9000 томов, собранная двумя поколениями семейства Николаи. В 1917 году, когда Выборг стал территорией Финляндии, все книги были переданы в библиотеку Университета этой страны.

7. обелиск братьям Броглио  или братьев де Бройль.
  В 1827 году вместо обветшавшего деревянного храма на скале появился обелиск из серо-зеленого мрамора. В это время Монрепо принадлежало Паулю Николаи. Единственный ребенок Людвига Генриха и Иоганны Маргареты – Пауль - многое сделал для Монрепо. Всю свою жизнь Пауль Николаи посвятил дипломатической работе. Выйдя в отставку в 1847 году в чине действительного тайного советника, он поселился в Монрепо. При нем парковый ансамбль обрел свою завершенность. Многие парковые объекты появились в Монрепо при Пауле Николаи. Мраморный обелиск на Левкадской скале - один из них.

 Обелиск поставлен в честь братьев де Бройль. Пауль Николаи был женат на Александрине Симплиции (в девичестве де Бройль). Два брата Александрины Симплиции служили в русской гвардии: старший (Огюст-Сезар) в Преображенском полку, младший (Шарль-Франсуа) - в Семеновском. Оба брата погибли в сражениях эпохи наполеоновских войн: Огюст-Сезар - в1805 году под Аустерлицем,  Шарль-Франсуа  - в 1813 году под Кульмом.

В ниши постамента вставлены мраморные плиты с надписями на латинском языке: на северной и южной стороне надписи посвящены Александру I и установке обелиска Паулем Николаи, на восточной и западной - братьям де Бройль. В надписях употреблено латинизированное написание их имен: Август и Карл Броглио, поэтому обелиск носит название «обелиск братьев Броглио». Восточная плита, посвященная Огюсту-Сезару, утрачена. Не сохранились и установленные в основании обелиска барельефы, изображавшие рыцарские шлемы.

Александрина Симплиция Николаи скончалась в 1824 году. Обелиск на Левкадской скале также напоминал Паулю о его рано умершей супруге. Левкадская скала - одна из видовых точек парка. С ее вершины открывается один из самых красивых парковых видов. Если вы захотите подняться на Левкадскую скалу (ОПАСНО!), это можно сделать, обойдя ее со стороны залива или по тропинке от Главного усадебного дома.

8. земляная Дамба.
По пути к Китайским мостикам, пройдёте по ольховой аллее - на самом деле это дамба, сложенная из гранитных камней.

9. Долина Розеналь.
Долина Розенталь представляет собой отлогую приморскую долину, которая в естественных условиях периодически затапливалась морем. Для того чтобы окончательно отвоевать и защитить эту территорию, и была устроена дамба. Известно, что в период расцвета Монрепо здесь цвели удивительные по красоте розы; скорее всего, это были старинные парковые английские сорта и различные видовые розы-шиповники.

10. Сибирская сосна "Лира".
Сибирский кедр, а точнее, сосна сибирская кедровая. Обратите внимание на его крону, по форме напоминающую лиру...

11. Холм Мариентурм.
В европейских пейзажных парках английского типа со второй половины XVIII века были очень популярны китайские мотивы. Эти модные веяния коснулись и Монрепо. В восточной части парка на холме была возведена видовая башня в форме китайской пагоды, названная Мариентурм («башня Марии») в честь императрицы Марии Фёдоровны (супруга Павла I). Возможно, что дата появления её относится к периоду, когда имением владел брат будущей императрицы, а тогда ещё великой княгини – выборгский наместник Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский – а именно, к 1784-86 гг.
 
Это был деревянный двухэтажный павильон с обходной галереей, внешней лестницей и видовой площадкой под вторым ярусом кровли. Стены снаружи были украшены геометрическим орнаментом; на верхушке шпиля красовался дракон - особо почитаемое в Китае священное мифическое животное. Внутреннее убранство павильона включало в себя скульптурные изображения, в том числе – императрицы Марии, а также росписи стен, выполненные, как гласит предание, по ее эскизам в «помпеянском» стиле.
 
На месте беседки сегодня можно видеть лишь её фундамент.

12. Китайские арочные мостики.
Китайские (горбатые) мостики появились в парке в 1798 году. До этого времени в них просто не было надобности, так как остров, на котором впоследствии установили мраморную колонну, был частью соседнего.

Затем  между ними был прорыт канал и созданы шлюзы для регулирования воды в пруду. И уже потом появились разноцветные, словно раскрытые веера, мостики.

Автором проекта стал Джузеппе Антонио Мартинелли. Во второй половине двадцатого века парк лишился обоих мостиков. Благодаря финской ассоциации «Pro Monrepos» (фин. «За Монрепо») они появились вновь: первый мостик в1998 году, второй в 2002-ом. В отличие от исторических, воссозданные Китайские мостики одноцветны - покрашены белой краской.

13. Падающий камень.
Как парковая достопримечательность, "Падающий  камень" появился на карте Монрепо в 1840 году. Самосевная березка, как бы удерживающая гигантский валун, гармонично вписывается в эту композицию.

14. остров Пампушинка.
«Пампушинка» - детское прозвище Пауля Николаи. Из хаотично разбросанных на острове камней по плану младшего Николаи создается ландшафтная композиция, дополненная скамейкой у самого берега и беседкой в центре острова.

В память о своем детском прозвище Пауль Николаи называет остров «Пампушинка». Остров стал любимым местом Иоганны Николаи.

15. Колонна двух императоров на острове Колонны.
По Китайскому мостику можно выйти на остров Колонна, где расположен монумент — колонна в честь двух императоров — Павла I и Александра I. Сооружение было установлено в 1790-х годах, затем колонну трижды меняли, а последний раз монумент был поставлен в 1804 году. На плите, у основания памятника, имеется надпись с благодарственными словами императору Павлу I и его сыну императору Александру I.

Колонна двух императоров, выполненная из серо-зелёного мрамора, установлена на высоком пьедестале.

16. остров Палатки (Турецская палатка).
    Турецкий шатер или Турецкая палатка (до наших дней не сохранилось) – характерная деталь садов эпохи Просвещения. Любование экзотикой Востока и память о победах русского флота в войнах с Османской империей.

Барон Николаи был лично знаком с Гонзага, который приезжал в Монрепо и работал над проектом задуманного Николаи замка-руины. Вероятность того, что именно проект Гонзага был использован как основа при строительстве Турецкой палатки в Монрепо, очень высока. Совсем недавно на Палаточном острове появилась "Скамейка счастья".

17. пристани.

18. Чайная беседка.
Одно из самых популярных мест парка Монрепо — Чайная беседка (Восьмигранное сооружение), расположенная в западной его части.

Строение было возведено в конце XIX века там, где раньше стояла скамейка. В советское время Чайная беседка была утрачена и восстановлена в 2002 году на средства организации «Pro Monrepos».

19. Елисейские поля.
«Елисейские поля» начинаются у подножия Левкадской скалы и тянутся до источника «Нарцисс».

Так назван большой луг в парке Монрепо, протянувшийся от Cтупишинской аллеи до источника «Нарцисс». Согласно греческой мифологии, в Элизиум, то есть на Острова блаженных теней, где и находились Елисейские поля, попадали избранные добродетельные герои, которых боги, по словам Платона, почтили «особым отличием» и избавили от смерти.

20. Стареющая сосна.
Проходя по тропинке от Чайной беседки к полуострову Нептуна, видим "Сосну". Этой величественной "Сосне" около 250 лет, и по мнению специалистов она является  одним из самых возрастных деревьев в парке.

21. Храм Нептуна на полуострове Нептуна.
В центральной части парка у залива открывается вид на скалистый полуостров Нептуна, получивший название в честь еще недавно стоявшего здесь Храма Нептуна.

Исторический деревянный павильон на этом узком мысе был возведен при Людвиге Генрихе Николаии назывался сначала Храмом Благочестия, а затем Храмом Нептуна (первоначально внутри постройки стояла скульптура римской богини Пиетас, а затем сюда была перенесена статуя Нептуна).

Обветшавший храм был разобран в 1948 году и восстановлен в 1999 году по инициативе финской ассоциации Pro Monrepos.

22. Капелла Людвигсбург на острове Людвигштайн.
Остров Людвигштайн расположен в северной части парка Монрепо, недалеко от берега, в бухте Защитной Выборгского залива. Первоначально остров назывался Эрмитажем, то есть Местом уединения, а затем получил имя Эрихштайн.

Название Эрихштайн было дано острову бароном Людвигом Николаи в память о шведском короле Эрихе XIV, который был объявлен недееспособным, заточен в замке на острове и отравлен. Одной из причин отстранения короля от власти была его женитьба на простолюдинке. Владелец Монрепо считал, что по ночам дух короля витает над островом.

Людвиг Николаи мечтал построить здесь замок, но его идея не была осуществлена. Позже, при Пауле Николаи, его сыне, по проекту архитектора Чарльза Тэтама была возведена неоготическая капелла Людвигсбург с четырьмя башенками.

В прежние времена на первом ярусе капеллы были установлены бюсты Людвига Николаи и его супруги, в интерьере использовались витражи. На втором ярусе располагалась смотровая площадка. В настоящее время дверь капеллы закрыта решетками и внутри ее ничего нет.

Когда родители Пауля Николаи умерли, их похоронили в склепе на этом острове. С тех пор остров стал называться Людвигштайном, что означает «Камень Людвига» (шведское «sten» — камень).

Остров стал семейным некрополем рода Николаи — здесь были похоронены представители четырех поколений этого семейства. Остров Людвигштайн неофициально называют островом Смерти. В послевоенное время вандалы разрушили большинство склепов и памятных плит.

23. грот Медузы на острове Людвигштайн.
"Грот Медузы" находится на острове Людвигштайн. Затененный, вырубленный в скале грот с поросшими мхом стенами должен был внушать суеверный страх, ужасать мощью сил природы.

В августе 1798 г. Иоганна Маргарета (супруга Л.Г.Николаи) писала сыну о том, что на скале Эрмитажа (так в то время назывался остров Людвигштайн) возводится грот Медузы. В одну из стен был вмурован мраморный маскарон с изображением лика Медузы Горгоны.

24. источник Нарцисс.
В своих воспоминаниях его оставила Анна Керн, побывавшая в Монрепо в 1829 году. «Она холодна, чиста, как горный хрусталь и много имеет в себе живительного. У источника роскошный куст роз», - писала она через много лет после посещения парка. Это самое известное упоминание об источнике.

Есть предположение, что первым названием источника было «Сильмя» (фин. «глаз»). Создавая Монрепо, Л.Г. Николаи назвал родник «Источник Сильмии». А уже затем появилось название «Нарцисс»...

Павильон, украшающей источник был выполнен по проекту Огюста Монферрана в 1820-х годах.

25. хижина отшельника.
Хижина отшельника - скромная деревянная постройка. Стены Хижины выложены из березовых бревен, (ранее -  были украшены иллюстрациями) из Библии, крышу увенчивала башенка с подвешенным на ней деревянным колокольчиком.

Подобные постройки были весьма популярны в парках конца XVIII века. Известно, что в некоторых парках даже специально нанимали служителей, которые за скромное вознаграждение жили в таких хижинах, изображая отшельников.

26. грот "Желаний".
 "Грот желаний". Глубина грота - всего пара шагов, но есть поверье, что загаданное внутри грота желание обязательно сбудется. Возможно, "Грот желаний" создан искусственно.

27. скультура "Вяйнямейнен, играющий на кантеле".
 Скульптура Вяйнямёйнена, главного героя карело-финского эпоса "Калевала". Статуя Вяйнямёйнена стоит в ущелье святого Николая.

28. "Край света".
Здесь заканчивается исторический парк - дальше лежит лесной массив.

29. Скальная гряда.
Возраст гранитов Монрепо – около 2 млрд. лет. Это один из самых древних и интересных выходов гранитов на поверхность.

30. Липовая корзинка.
 "Липовая корзинка" - не сохранившаяся ландшафтная композиция.

31. погреб-ледник.

32. пруд Паульштайн.
    Paulstei - скала Пауля. А рядом -  маленький пруд. Стены его выложены обломками гранита. Пруд из двух частей - большого и маленького, которые соединены между собой как сообщающиеся сосуды.

33. аллея Анны Керн.
 В 1829 году гостьей имения Монрепо была Анна Петровна Керн, которая тоже оставила свои воспоминания, в том числе, об усадебных аллеях: «У подошвы горы, на которой построен замок, виднеется темная бесконечная аллея; ее образуют с одной стороны огромные нависшие над нею утесы, с другой - высокие деревья, которых вершины, склоняясь к оконечностям утесов, составляют темный зеленый свод». Видимо, в память об Анне Петровне одна из аллей Монрепо, которая ведет от паромной переправы на остров Людвигштайн к источнику Сильмии неофициально именуется «аллеей Керн».

34. пруд Боб.
 На островке пруда стоит Хижина Отшельника.
35. Лесная сцена.
36. долина Китай.
37. Топинарный сад.
    Кафе.
По Выборгскому заливу вокруг парка Монрепо можно пройти на каяках.

                Людвиг Генрих Николаи

Бароны Николаи по праву считаются главными создателями Монрепо. Людвиг Генрих (Андрей Львович) Николаи родился в Страсбурге 29-го декабря 1737 года; он происходил из шведской дворянской фамилии, в конце ХVІ столетия вследствие религиозных преследований переселившейся из Швеции в Германию.

Ко времени пребывания Николаи в Страсбургском университете относится первое знакомство его с Россией и русскими, которые в то время представляли значительный контингент иностранных слушателей университета.

К этому же времени относится знакомство его с князем Д. М. Голицыным, которое определило всю дальнейшую судьбу Николаи. Назначенный Императрицей Елисаветой Петровной русским посланником при австрийском дворе, Голицын, которому нужен был молодой человек с хорошим образованием и в совершенстве владеющий французским и немецким языком, предложил Николаи сопровождать его в Австрию в качестве секретаря. Приняв предложение и переехав в 1761 г. в Вену, Николаи стал вращаться в придворном кругу.

Там же осенью 1762 года он познакомился с молодым графом С. Р. Воронцовым, с которым близко сошелся и другом которого оставался в течение всей своей жизни.

Как раз в это время, а именно в половине 1764 года, Страсбург посетили камергер И.И. Шувалов и граф К.Г. Разумовский, с которым Николаи познакомился еще во время пребывания в Вене и который предложил ему сопровождать своих сыновей в их путешествии по Европе. Николаи с радостью принял предложение быть руководителем молодых Разумовских и объехал с ними самые интересные страны Европы: Италию, Швейцарию, Южную Германию, Францию и Англию, вынесши из этого путешествия богатый запас сведений, которые очень скоро ему пригодились.

Друг его и товарищ по университету Лафермьер, назначенный канцлером Воронцовым на должность библиотекаря великого князя Павла Петровича, горячо рекомендовал его при дворе как просвещенного и благовоспитанного человека, и эта рекомендация, в связи с блестящими отзывами о Николаи Разумовских, побудила заведовавшего воспитанием наследника престола графа H. И. Панина обратиться к Николаи, находившемуся тогда в Англии, с предложением занять должность преподавателя при 15-летнем великом князе. Hиколаи прибыл в Петербург в 1769 году и с тех пор навсегда стал принадлежать России, с которой он, по его собственному выражению, связал себя кровными узами.

В 1773 г. он был назначен личным секретарем великого князя и великой княгини Натальи Алексеевны, первой супруги Павла Петровича. Кроме того, он был помощником Лафермьера в должности библиотекаря.

В 1776 году ему пришлось сопровождать великого князя в его путешествии в Берлин. Результатом этой поездки было бракосочетание цесаревича Павла Петровича с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой Виртембергской, получившей имя великой княгини Марии Феодоровны, при которой Николаи занял ту же должность секретаря, которую занимал при ее покойной предшественнице.

Великая княгиня, оценившая способности и достоинства Николаи уже в первые дни знакомства с ним, впоследствии, подобно супругу, всегда удостаивала его своей дружбы и доверия. Николаи было поручено также управление денежными делами великокняжеского двора.

В 1781 году Николаи, в числе очень немногих лиц, разрешено было сопровождать великого князя и великую княгиню в путешествии их по России и по Европе, которое они совершали под именами графа и графини Северных. В великокняжеской свите Николаи посетил Вену, объехал Италию, Францию, родину великой княгини, Монбельяр, Швейцарию, Южную Германию.

Интересен отзыв о Николаи, данный императором австрийским Иосифом II, в 1782 г. возведшим Николаи в дворянское достоинство: "Секретарь Николаи принадлежит к числу тех драгоценных людей, которые служат своему Государю, никогда не делая этого на показ или из желания отличиться".

И действительно, чуждый интриг и происков, Николаи добросовестно исполнял свои обязанности секретаря, лектора и управляющего денежными делами Павла Петровича и Марии Феодоровны, а досуги посвящал любимому занятию поэзией и литературой.

Со вступлением на престол императора Павла І Николаи был пожалован в статские советники и назначен членом Кабинета Его Величества с оставлением личным секретарем Императрицы Марии Феодоровны. Вскоре после этого указами от 4 и 12 декабря 1796 г. ему было пожаловано в вечное и потомственное владение имение в 1500 душ крестьян в Нарвском уезде Санкт-Петербургской губернии, в силу указа от 13 февраля 1797 года замененное таким же имением в 1500 душ в Тамбовской губернии Моршанского округа, в дворцовом селе Куликах. В 1797 г. утвержденный императором Павлом I в баронском достоинстве, пожалованном ему в предыдущем году австрийским императором, Николаи был 5-го апреля произведен в действительные статские советники и награжден орденом св. Анны 1-й степени.

Из переписки, случайно возникшей в 1795 г. между ним и старым его знакомым по Вене и приятелем графом С.Р. Воронцовым и продолжавшейся до самой смерти барона Николаи, видно, что служебные его занятия в это время, посвященные, главным образом, личным делам императрицы Марии Феодоровны, в числе которых не последнее место занимали и дела денежные, были крайне разнообразны, но иногда и весьма мелочны: так, ему приходилось исполнять такие поручения, как закупать для императрицы (главным образом, чрез графа Воронцова, бывшего чрезвычайным посланником и полномочным министром в Лондоне).

Вскоре умер ближайший друг Николаи — придворный библиотекарь Лафермьер, завещавший Николаи свою библиотеку, которую тот перевез в приобретенное им близ Выборга имение Монрепо. В Монрепо же похоронил Николаи и Лафермьера, а императрица Мария Феодоровна, которой была хорошо известна дружба обоих ее чтецов, прислала несколько лет спустя Николаи, тогда уже бывшему в отставке, мраморный памятник его покойному другу. Памятник этот находится в настоящее время в парке Монрепо, недалеко от могилы Николаи.

В 1798 г. император Павел I назначил Николаи президентом Академии Наук, с оставлением при прежних должностях.

В 1803 году, Николаи удалился в приобретенное им в Финляндии имение Монрепо, где и провел почти безвыездно последние 17 лет жизни, занимаясь устройством имения, — по отзывам современников, "превращенного им в уголок рая", — переводами с иностранных языков и сочинением оригинальных произведений.

Умер барон А. Л. Николаи в 1820 году, 83-х лет от роду. Похоронен он в Монрепо.

                Пауль фон Николаи

Четвертый владелец имения Монрепо, барон Пауль (Павел Андреевич) фон Николаи (1777-1866).
Пауль родился в Петербурге в 1777 году и был единственным сыном Людвига Генриха и Иоганны Маргаретты Николаи. После обучения у Фосса Пауль поступил в Эрлангенский университет (близ Нюрнберга).

По окончании университета Пауль поступил на дипломатическую службу, к вице-канцлеру кн. А.Б. Куракину.
В январе 1800 г. П. Николаи был определен в российскую миссию в Лондоне, через несколько месяцев ненадолго переведен в Копенгаген, а в мае 1801-го Пауль вновь направлен в Лондон, теперь в должности секретаря российской миссии.

жизнь в Англии дала Паулю возможность близко познакомиться с английским "пейзажным" стилем, его знаменитыми теориями и не менее выдающимися воплощениями - великими английскими садами. Именно в Англии зародился интерес П. Николаи к художественному направлению "неоготика", нашедшему впоследствии отражение в имении Монрепо (въездные ворота, капелла Людвигсбург).

В 1811 году женился на принцессе Александрине-Симплиции де Брольи (Бройль) (1787-1824).

В 1816-м он был назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Копенгагене и пробыл в этой должности более тридцати лет, до 1847-го. В Дании родились его сыновья Николас Арманд Мишель, Людвиг Эрнст и Александр, дочь Симплиция.

В 1834-м, в ответ на поданное бароном прошение в Сенат, Монрепо становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства.

Пауль Николаи вышел в отставку в 1847 году и в возрасте шестидесяти лет смог уединиться в любимом Монрепо, где провел последние годы своей жизни. Он занимался благоустройством парка.

В 1855 году Монрепо посетил великий князь Николай Николаевич, а в 1863-м, по пути в Гельсингфорс, - император Александр II.


Рецензии
А мне казалось, что парк монрепо находится во Франции или в Италии А это великое чудо оказывается наше. Спасибо Григорий! Спасибо за знакомство с парком

Наталья Гончарова 5   17.04.2023 02:33     Заявить о нарушении
Большое спасибо !

Григорий Аванесов   17.04.2023 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.