Они - Всегда Рядом. Маяковский, Пастернак, Ахматов
Поэт – величина неизменная….
Люди могут отворачиваться от поэта и его дела. Сегодня они ставят ему памятники, завтра хотят «сбросить его с корабля современности». То и другое определяет только этих людей, но не поэта….»
Александр Блок.
Изучая творчество этих гениальных поэтов Серебряного века, вдруг пришло невольно сравнение с огромными морскими лайнерами в бурном море событий и страстей двух последних столетий.
И для меня безусловный флагман - Владимир Владимирович Маяковский.
Почему?
В августе 1958 года десятилетняя девочка (жили в Оружейном переулке) прочитала на только открывшемся памятнике в центре Москвы слова поэта:
«И я,
как весну
человечества,
рожденную
в трудах и бою,
пою
мое Отечество,
республику мою»!
В эпоху построения социализма в жизни молодежи был нужен именно такой поэт-бунтарь, трибун, «не желающий размазывать манную кашу по мелкой тарелке».
Он не мог не нравиться с фотографий:
«Волевое, мужественно красивое, даже вдохновенное лицо» (Л. Сейфиуллина).
«Глаза у него были несравненные – большие, черные…» (Юрий Олеша).
«Маяковский дисциплинировал себя в немногословии». (Н. Асеев)
«Неповторимым была сама манера и стиль чтения Маяковского.» (Игорь Ильинский).
А его стихи?
Маяковский начал свою автобиографию «Я сам» словами:
«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словами».
«Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Это жизненное кредо великого поэта!
Судьбы каждого поэта - это как снежные вершины высоченных гор, притягивающие взоры изумленных людей своей первозданной чистотой, непохожестью и близостью к бесконечному небу.
Мое знакомство с лирикой Анны Ахматовой – в школьные годы. Стихи поэтессы как «книги женской души».
Первая встреча с Борисом Пастернаком – прочтение в 1988 году в журналах «Новый мир» романа «Доктор Живаго» и рассказа об его создании. Первое впечатление – философский смысл, глубина, титанический труд, такая жестокая несправедливость к великому писателю. Позже пришел интерес к поэзии Пастернака.
Биографии известны.
Родились поэты вдали от столицы. Маяковский - в 1893 году в Грузии, в семье лесничего дворянского происхождения. Борис Пастернак – в 1890, в Москве, в семье академика живописи и пианистки. Анна Ахматова – в дворянской семье близ Одессы, в 1889.
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью, затем университет. Ахматова – гимназию в Киеве. Детство ее прошло в Царском Селе.
Маяковский: «Меня ж из 5 вышибли класса,
Пошли швырять в Московские тюрьмы».
Свои «университеты» Владимир Владимирович успешно «прошел в студенческих кружках, вступив в партию большевиков, и в тюрьмах (11 месяцев в «Бутырке», в «одиночке» № 103).
Много читал, наизусть цитировал страницы из «Капитала», начал писать стихи в шестнадцать лет.
В художественном училище – увлечение футуризмом и знакомство с Давидом Бурляевым, футуристом, угадавшим истинное призвание Маяковского: «Да вы же ж гениальный поэт!».
Из автобиографии: «Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом». Стихотворение «Ночь» напечатано в 1912 году.
Участвовал в турне футуристов по городам России с чтением своих стихов.
В 19 лет приехал в Петербург. Неудавшаяся постановка трагедии «Владимир Маяковский», скандальные выступления перед публикой.
Довольно необычные стихи:
«Кто вы?
Вот – я,
Весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души».
«Нате!»
Интересно высказывание Максима Горького о поэте:
«Собственно говоря, никакого футуриста нет. А есть только Владимир Маяковский. Поэт. Большой поэт». Писатель любил страстно стихи «Хорошее отношение к лошади» и «Флейта-позвоночник».
Войну Маяковский встретил восторженно, но призван не был из-за неблагонадежности. 1915год. Из автобиографии: «Забрили. Теперь идти на фронт не хочу».
О предреволюционных годах скупо:
«Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной».
В 1916: «Против буржуев – я хоть с чертями!
Ненавижу эту масть!»
Отвечал: «Готов к революции!»
1915 год стал в жизни Маяковского особенным. Закончил поэму «Облако в штанах» и встретил свою «роковую» любовь, музу своих стихов, Лилю Брик. Как признавался другу Корнею Чуковскому: «… ту самую, неповторимую, единственную», «вечную любовь», из-за которой никогда не был женат. И прожил, как Иван Сергеевич Тургенев, свою такую короткую жизнь «на краешке чужого гнезда».
Написаны десятки книг о «союзе трех»: Маяковского, Лили Брик и ее муже Осипе. Но будем уважать волю Маяковского в завещании: «…пожалуйста, не сплетничайте! Покойный этого никогда не любил».
«И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
Кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа».
«Лилечке (вместо письма)».
«Делай, что хочешь,
Хочешь, четвертуй.
Я сам тебе, праведный, руки вымою.
Только -
Слышишь! –
Убери проклятую ту,
Которую сделал моей любимою».
«Флейта – позвоночник».
Существует мнение, что «именно любовные терзания, а отнюдь ни счастье дают толчок к созданию величайших произведений искусства».
Это был выбор поэта. Любил, терпел, страдал, мучился и ….писал великолепные стихи. Но искренне жаль сильных, мужественных и талантливых мужчин, которые попадают под «искушение слабостью», будь, то алкоголь, наркотики или женщины. И «ломают» свои жизни в невероятных мучениях.
Воспоминания Л. Брик бесценны как свидетельства очень близкого поэту человека:
«Маяковский все переживал с гиперболическою силой - любовь, ревность, дружбу. Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращал сочинять стихи».
«Володя писал стихи постоянно, о время обеда, прогулки, разговора с девушкой, делового заседания – всегда! Он бормотал на ходу, слегка жестикулируя. Ему не мешало никакое общество. Помогало даже».
Бесподобна лирика Маяковского:
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были!»
Революция для Маяковского – главное дело жизни. Маяковский – на острие жизни. Кипучая энергия, полная самоотдача любому делу, за которое берется.
В одном лице он – поэт, литератор, киносценарист, драматург, режиссер, актер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Ни одной свободной минуты.
Из воспоминаний Сергея Эйзенштейна, режиссера, сценариста:
«До сих пор неизгладимо в памяти. Громкий голос. Челюсть. Чеканка. Читка. Чеканка мыслей. Озаренность Октябрем во всем».
1917 – 1918: написаны «Наши марши», «Ода революции». Постановка «Мистерии Буфф».
1919 – вышли три фильма.
1923 – 1924 – поэмы «Про это», «Владимир Ильич Ленин».
1927 – поэма «Хорошо!»
За прожитую жизнь у меня окрепла уверенность, что в современные учебники «История России» нужно поместить эту поэму – поэтическое наследие очевидца тех ярких событий, Владимира Маяковского, ничего не сокращая.
С 1922 по 1924 годы поэт много путешествовал: Латвия, Франция, Германия, в 1925 посетил США. Ограничений с визами не было.
М.Цветаева писала: «Единственный выход из его (Маяковского) стихов – выход в действие».
«Для веселья
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих
дней.
В этой жизни
Помереть
Не трудно.
Сделать жизнь
Значительно трудней».
«Сергею Есенину»
За два года стал автором 9 сценариев и фильмов.
За годы работы в РОСТе нарисовано более 3000 плакатов.
В 1929 – пьеса «Клоп», на следующий год – постановка пьесы «Баня».
И огромное множество стихотворений.
С самого начала творческого пути поэт постоянно находился под критическим обстрелом. Отношение к нему в последние годы было не лучшим.
«Я считаю себя пролетарским писателем», - заявил Маяковский на общем собрании писателей 22 декабря 1928 года.
1930 год начался неважно. Маяковский много болел, стал пропадать голос. Неудачно прошла выставка «20 лет работы» и премьера «Бани». Пошли слухи, что поэт исписался. Разнузданная кампания против поэмы «Хорошо!» и других работ. Оскорбления в газетах, попрекали дворянским происхождением.
Сломленный неудачами, 14 апреля 1930 года поэт покончил жизнь самоубийством. Владимир Высоцкий напишет песню «Фатальные даты и цифры»: «Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, И Маяковский лег виском на дуло».
В 1935 году, после резолюции Сталина на письме Л.Ю.Брик, начнется период мифологизации творчества поэта.
В перестроечный и постсоветский период стали отрицать значение творчества Маяковского. Шла волна разоблачений и утверждений, что Маяковский – поэт без читателя.
Но, как права была Марина Цветаева, написавшая в день похорон поэта:
«…Боюсь,…что Россия до сих пор до конца не поняла, кто ей дан в лице Маяковского…
Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом будет ждать нас.
И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед».
Маяковский о себе: «Сумел не научиться писать обыкновенные стихи».
Пастернак мечтал стать пианистом, потом – философом. Пробовал писать стихи. Первый сборник издан в 1913 году. Входил в группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуристам.
Его потрясло знакомство с Маяковским в 1914 году. Первое впечатление: «Он увидел железную внутреннюю выдержку».
Пастернак заметил в стихах Маяковского и своих «непредвиденные технические совпадения, сходное построение образов, сходство рифмовки» и, признавая преобладающую силу Маяковского, он открыто признался, что стал уходить от этого сходства. И даже «подавлять героический тон» - тоже из-за сходства с Маяковским.
«Я считаю, что эпос внушен временем», - писал тогда Пастернак.
Сходство утверждал и Маяковский.
Слава Пастернака началась после революции.
Из лирики Бориса Пастернака:
«Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – не большая хитрость.
«Поэты очень похожи на свои стихи», - утверждала Лидия Чуковская. – «Например, Борис Леонидович. Когда слышишь, как он говорит, понимаешь совершенную естественность, непридуманность его стихов. Они – естественное продолжение его мысли и речи».
Пастернак стремился во всем «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути».
Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» были написаны Пастернаком в двадцатых годах.
Пастернак, вопреки молве, писал, что Маяковский не любил эти поэмы, что ему нравились книги «Поверх барьеров» и «Сестра моя – жизнь».
Взаимоотношения между поэтами были сложными и противоречивыми.
Однажды у Асеева во время обострения разногласий Маяковский так объяснил несхожесть между ними:
«Ну, что же. Мы действительно разные. Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге».
В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» Пастернак противопоставлял себя Маяковскому, которому достался титул лучшего поэта эпохи.
Стычки с Маяковским продолжались постоянно.
В позднем автобиографическом очерке «Люди и положения» Пастернак не скрывает, что любил и высоко ценил раннюю лирику Маяковского.
Он писал, что «на фоне тогдашнего паясничания ее серьезность, тяжелая, грозная, железная, была необычна, что это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая».
И вот эту влюбленность в поэта, свою ошеломленность его гениальностью, всем его обликом и небывалым, невиданным и неслыханным поэтическим даром Пастернак перечеркнул начисто, как бы решив пережить свою жизнь заново и безжалостно вычеркнуть из нее все, что ему теперь казалось случайным, ненастоящим, ошибочным. Он спорил не с Маяковским, а «с самим собой».
Пастернак никогда не изменял себе.
Факты дают некоторые основания, что «… до конца жизни витал для Пастернака, тревожил его, порою увлекал, порою раздражал могучий дух Маяковского, в котором ….звучала музыка революции, музыка новой жизни».
Борис Леонидович Пастернак умер в годы «оттепели», не выдержав страшного напряжения и травли последних лет, вынужденный отказаться от присужденной ему Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
Анна Ахматова начала печататься на 6 лет раньше Пастернака в 1907 году. Благодаря своему замужеству с Н.Гумилевым и нарастающей известности очень рано вошла в круг известных поэтов. До начала войны вышло два сборника: «Вечер» и «Четки», который переиздавался в течение десяти лет 8 раз. В 1917 вышел сборник «Белая стая».
Ахматова считалась первой русской поэтессой.
Тяга к футуристам Маяковского и Пастернака противоположна ахматовской акмеичности.
Ахматова не приняла революцию.
Ахматова и Маяковский познакомились в 1912 году, в театре «Луна – парк» в Петербурге.
11 февраля 1915 года в кафе «Бродячая собака» на «Вечере пяти» Маяковский прочитал стихотворение «Вам!».
Анна Ахматова вспоминает:
«Они орали, Маяковский стоял на эстраде совершенно спокойно,…курил огромную сигару. Вот таким я запомнила его, очень красивым, очень молодым, большеглазым таким, среди воющих мещан».
Их встреча состоялась на именинах Федора Сологуба.
20 сентября 1920 года в Доме искусств К. Чуковский читал доклад «Две России: Ахматова и Маяковский».
В январе 1921 года вышла статья Чуковского «Ахматова и Маяковский»:
«Ахматова вся в тишине и сказанных, еле слышных словах. Маяковский орет, как тысячеголовая площадь. Ахматова – благочестивая молитвенница. Маяковский не может пройти мимо Бога, чтобы не кинуться на него с сапожным ножом.
Тут не случайные различия двух поэтов – плохих или хороших – тут две мировые стихии».
1921 год стал для Ахматовой годом потрясений и утрат: был расстрелян Николай Гумилев.
Марина Цветаева 13 сентября 1921 года написала, что Маяковский очень переживал слухи о самоубийстве Ахматовой.
19 января 1922 года. Читка современной поэзии в Политехническом музее. Предложение Маяковского: «Запретить Анне Ахматовой на три года писать стихи, пока не исправится», - большинство простым поднятием рук поддержало.
Последняя их встреча произошла в мае 1924 года.
17 мая 1925 года Маяковский, Пастернак и Асеев решили устроить вечер в пользу Ахматовой.
В феврале-марте 1926 года в Тифлисе после своих стихов Маяковский читал Блока и два стихотворения Ахматовой. Позже ответил на замечание: «Надо знать хорошо и тех, с кем не согласен, их нужно изучать. Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
В марте 1940 года Анна Ахматова напишет стихотворение «Маяковский в 1913 году». От предложений написать воспоминания о Маяковском она категорически отказывалась
Лиля Брик вспоминала:
«Влюбленный Маяковский чаще всего читал Ахматову. Он любил стихи Ахматовой и издевался не над ними, а над своими сантиментами, с которыми не мог совладать».
В 1922 году Ахматова встретилась с Пастернаком. Марине Цветаевой Пастернак признался, что Ахматова напоминает ему сестру. Потом были и книги, и фото в дар, и встречи у общих знакомых.
В 1926 году Борис Леонидович так охарактеризовал Ахматову:
«Изумительный поэт, человек вне всякого описания, молода, вполне своя, наша, блистающий глаз нашего поколения». И еще: «явленье это так чудесно в своей красоте и стройности».
Он первый в 1929 году посвятил Анне стихотворение в серии стихов друзьям.
«Ахматова была довольно замкнутой и не таким ….нараспашку, каким был Пастернак. Это была его полная противоположность». (Лев Горнунг).
Лидия Чуковская: «Ахматова, постоянно себя с Пастернаком сопоставляющая и противопоставляющая себя ему, категорически не хочет, в отличии от Пастернака, быть на стихи свои похожей. Это нехорошо, если так».
Для Ахматовой всегда важна реакция Пастернака: «Борису Леонидовичу не понравилось. Он не сказал этого, но я догадалась».
Невозможно представить Ахматову, приглашенной Сталиным или Троцким для встречи, а Пастернак был вхож в «кремлевские коридоры».
Или Ахматову в президиуме первого съезда писателей рядом с Горьким, принимающей в дар писателям портрет Сталина, а Пастернак принял и горячо благодарил.
Стратегия Пастернака – опасное «политическое лукавство», на которое Ахматова не была способна, кроме одного раза с приветственными стихами в честь вождя из-за сына.
Пастернак «мог себя уговорить». Самообман – вот, что было свойственно Пастернаку. Поиск компромиссов был существенным и принципиально важным. Особая трезвость взгляда – у Ахматовой, но и она порой обманывалась.
С 1937 года на Пастернака идут постоянные доносы, но вместе с Фадеевым они выдвинули в 1940 году Ахматову на сталинскую премию, которую она так и не получила. Вместо этого начались травля и гонения.
Пастернак заступился за сына и второго мужа Ахматовой в письме к Сталину. Помогал материально.
Их отношения не отличались особой близостью, даже походили на вражду. Высказывания о Пастернаке были снисходительными, порой пренебрежительными. Отвечала скупо, его восторг не принимала всерьез, делала резкие выпады на его высказывания о ее лирике.
Эпитет «гениальный» о Пастернаке присутствует у Ахматовой постоянно. И ее ревность – не к его поэзии, а к его славе.
Анна Ахматова:
«Кто первый из нас написал революционную поэму? - Борис.
Кто первый выступил на съезде с преданнейшей речью? – Боря. Кто первый сделал попытку восславить вождя? – Борис. Так за что же ему мученический венец? – сказала она с завистью. И дальше: Кто первый из нас был послан с Сурковым…., представлять советскую поэзию за границу? – Борис.
Роман «Доктор Живаго» Ахматова не приняла совсем: «Люди неживые, выдуманные. Одна природа живая, неудавшийся шедевр. Доктор Живаго безжизненный».
О стихах из романа – «как в пропасть опустил».
Оба пережили в разное время постановления ЦК, травлю в печати, исключение из Союза писателей.
Ахматова говорила: «А ведь по сравнению с тем, что сделали со мной и Зощенко, история Бориса – бой бабочек».
В плане книги Ахматовой «Мои полвека» главу о Пастернаке она назвала «Разгадка тайны», которая заключалась в том, что Ахматова «…упорно и глубоко думала о Пастернаке, а он – он лишь снисходительно, громко восхищаясь».
Оплакивая уход Пастернака, Анна Ахматова сказала: «Умолк вчера неповторимый голос….».
У Пастернака и Ахматовой было по несколько браков, много любовных связей. У Ахматовой был сын – Лев Гумилев, у Пастернака – два сына: Евгений и Леонид.
Пастернак был в Германии, в Венеции, во Франции.
Ахматова скончалась на 6 лет позже Пастернака. Она получила свою почетную премию в Италии. Ей была присвоена докторская степень в Оксфорде. В преклонных годах она совершила поездки в Италию, Англию и Францию.
Ахматова отвергла отъезд за границу также, как Пастернак.
Время все расставило на свои места.
Свидетельство о публикации №221090600970