Иерусалим. 1. История города

Рассказ об Израиле я  начну с его столицы Иерусалима, где я побывал не однократно. Иерусалимская тема неисчерпаема. Поэтому я разобью это на несколько рассказов. Отдельно: о Стене плача, о Храме Гроба Господня, о церкви Девы Марии, о церкви всех наций, о Масличной горе, о горнице «Тайная вечеря», о могиле царя Давида, о кварталах и воротах Старого города. Расскажу о Национальном музее Израиля, о мемориале Яд ваШем, об институте мормоноов, о Русском подворье, о Монастыре креста.

Начну я с истории города. Иерусалим - древний город на Ближнем Востоке. Столица Государства Израиль.  Иерусалим лежит на водоразделе между  Средиземным и Мертвым морями  в отрогах Иудейских  гор, на высоте 650-840  м над уровнем моря, и является одним из древнейших городов мира. Первые поселения датируются четвертым  тысячилетием до н.э. Город упоминается в Ветхом завете как столица Иевусеев – доеврейского населения Иудеи, которое в конце третьего тысячелетия до н.э. основало город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус) и первоначально населяло его. Так же есть упоминание, как- городе-государстве Рушалимум в XX-XIX веках до н. э. на египетских статуэтках,  содержащих проклятия враждебным городам.

В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века - Иудейского.  В VI веке до н. э. город был завоёван Вавилоном, а затем перешёл под власть Персидской империи.  С IV по II век до н. э. город последовательно принадлежал Македонской империи,  Египту, Государству Селевкидов. После еврейского восстания во II веке до  н. э. на некоторое время было восстановлено Иудейское Царство, но уже в 6 году н. э. на месте него была провозглашена римская провинция Иудея. После распада Римской империи, Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В XIII веке город на короткое время оказался под властью крестоносцев, но уже в 1244 году был захвачен Египтом. С 1517 года по 1917 год Иерусалим находился в составе Османской империи, после чего перешёл под управление Великобритании.
                С образованием в 1948 г. государства Израиль в Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и почти все государственные и правительственные учреждения Израиля.

Предположительно в 1000 году до н.э. царь  Давид построил здесь свой город, который получил название Ир Давид («Град Давида») и торжественно перенёс туда столицу Иудейского царства.  В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны гору, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака.
               
 Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону. Царь Соломон (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству Иерусалимского  храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта. Строительство Храма длилось 7 лет: с 957по 950 гг до н.э. (по другим данным, с 1014 по 1007  ). Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.0
 
Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет. Со временем, гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм - жилищем Господним. Уже древнейшие пророки провозглашают, что Сион (частью которого является гора Мориа) является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).

После того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навузардана  (Навуходонасора) в 586 г. до н.э. (в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии) захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян. В 538г до н.э., после завоевания Вавилонии персидский царь Кир Великийй издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходонасером. Киром, вероятно, руководило при этом политическое соображение, что на границе Египта стоит иметь расположенный к персам народ. Его сын Дарий лично подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, как и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью. Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 г. до н.э.

Через 70 лет после разрушения Первого Храма. Антиох IV Эпифан (175-163 г. до н.э.) в 169 г до н.э. на обратном пути из Египта вторгся в Иерусалиме на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Два года спустя (167 г. до н.э.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой Маккавеем (164 г. до н. э.) во время восстания Маккавеев (167-163 гг до н.э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны.

Воцарение династии Хасмонеев Иуда Маккавей укрепил гору Сион, окружив  Храмовую гору стенами и башнями. Укрепления эти, уничтоженные Антиохом V Евпатором, были потом восстановлены Маккавеем Ионатаном, и ещё увеличены Маккавеем Симоном. Симон также снёс господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме.

В 63 г до н.э. римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады взяли штурмом Иерусалим и укреплённый Храм. Город становится административным центром римского протектората Иудея. При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено. Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования (19 г н.э.) Ирод принял решение о переустройстве  Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого, он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города.

Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62-64 г н.э. ). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году. Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации. Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война, (66-73 гг.) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим.

С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном  Бар-Гиорой) соорудил на углах храмового здания башни. Осада и бои за город длились пять месяцев.

Согласно описанию событий у Иосифа Флавия, первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца тамуз).  (месяц еврейского календаря Тамуз примерно совпадает с месяцем июль) На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 тамуза прекратилось принесение жертвы тамид, - возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 тамуза сгорели храмовые колоннады. Однако, неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота.  На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флаия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник  сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч. Таким образом, в середине лета 70 года Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона. В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима: Согласно данным за период Британского мандата распределение населения Иерусалима было следующим: 60 % - иудеи, 20 % - мусульмане, 20 % - христиане. В 1961г население города состояло из 72 % Иудеев, 22 % мусульман и 5 % христиан. (Только западная часть).

В настоящее время такой состав: иудеев 65%., Мусульман 32%, Христиан 2% и 1% -остальных.

Общая численность населения свыше 900 тыс, а с пригородами 1160 тыс.человек               
В 1892 году в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой. Линия была закрыта в 1998 году, и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 года участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь. В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом. В 2011 году была открыта первая линия городского трамва Этот рассказ  дает общую характеристику города. Описание отдельных достопримечательностей Иерусалима, которые я посетил,  приведено и продолжено в отдельных рассказах.


Рецензии