Сахалинская мозаика - 2

                Коренные народы Сахалина
    

Сейчас не составляет труда обратиться  к сайту Сахалинского областного краеведческого музея [1]: 
«В начале XIX века на Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи — в основном на севере острова, уильта (ороки) — в центральной части и айны — на юге Сахалина и Курильских островах. Отмечалось также небольшое число эвенков.
                Айны
Айны — один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение — мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальный экспонат коллекции — военные доспехи, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти крайне редко встречающиеся сейчас предметы полностью защищали тело воина. Доспехи были обнаружены в семье айнского старосты на оз. Тарайка (Невское) в 1930-е годы.»
«Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе — сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически. После 1945 года 1200 айнов уехали на Хоккайдо как японские граждане.

                Нивхи
Традиционная культура нивхов ориентирована на добычу проходной лососевой рыбы, промысел морских млекопитающих, собирательство таежных растений и корней. В экспозиции можно увидеть орудия рыболовства: иглу для плетения сетей, модель рыболовной сети с грузилами, крючок для ловли тайменя; орудия для охоты на морских и лесных животных, например, деревянную колотушку для бескровного забоя нерпы, копье.
Для передвижения по воде служили лодки различных модификаций. В коллекции представлена модель лодки-долбленки.
Экспонируется также деревянная посуда: ложки, черпаки, корыта для приготовления ритуального студня мос, богато украшенные резьбой. Основой ритуального студня мос был нерпичий жир, его хранили в высушенных желудках сивучей.
Удивительным изяществом отличаются вещи из бересты, например, модели разнообразных корзинок, ведерко для воды, коробки для хранения мелких вещей. Все они украшены амурским спиральным орнаментом в технике тиснения.


Нивхская одежда отличалась от айнской. У халата обычно была широкая запашная левая пола. В экспозиции имеются различные халаты, изготовленные в начале XX века из ткани. Оригинальна промысловая одежда мужчин — юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения. Зимняя шапка с ушками из меха рыси обшита синим маньчжурским шелком — своеобразный показатель состоятельности и богатства ее владелицы. Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча, отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи, из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки.


Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б. О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году. Среди предметов коллекции есть макеты традиционных типов жилищ нивхов, населяющих холодный северный Сахалин. Зимние наземные дома с внутренним отоплением строились в тайге. Летние дома на сваях возводились в устьях нерестовых рек.»

                Уильта (ороки) и эвенки

«Уильта (ороки) и эвенки — представители тунгусо-маньчжурской лингвистической семьи. Отличительная черта культуры — оленеводство. Домашний олень – главное транспортное животное, которое используется под седло и вьюк, а зимой запрягается в нарту. Зимой кочевые маршруты проходили по тайге северного Сахалина, летом — на побережье Охотского моря и в районе залива Терпения»


Вернемся к айнам.
Из Википедии [2]:  :
"Происхождение айнов в настоящее время остаётся неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:
 Ссылка:
Айн и нивхи (Густав-Теодор Паули. «Этнографическое описание народов России», СПб. 1862)
Айны родственны европеоидам (кавкасионной расе) — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.

Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии.

Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи"
"Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана..."
В пользу  гипотезы  - "Айны родственны европеоидам (кавкасионной расе)"  обратимся к к книге Владимира Шнейдера. Он провел фундаментальное исследование, позволившее сделать ряд интересных выводов. В  частности, в своей книге [3]
 "След десяти. Историко-лингвистическое исследование" на стр.256  он писал:
"Еще одна деталь относительно Японии. До того, как ее заселили монголоидные выходцы из Кореи, Индокитая и Полинезии, там уже обитало древнее население  кавказоидной расы. Его остатки (около 1000 чел.) еще сохранились до нашего времени на острове Хоккайдо. Их называют Аину. Не случайно появилась в Японии и секта Макоя, члены которой считают своими предками евреев."
Известный этнограф, профессор Владимир Рафаилович Кабо, придерживался иной концепции, опирающейся на общность культуры аборигенов Японии и Сахалина, сходство их обрядов , предметов быта, а также на археологические исследования
В научной статье [4] «Айнская проблема в новой перспективе» В.Р. Кабо писал:
 «Многочисленные параллели в культурах айнов — аборигенов Японии и Сахалина — и народов Нижнего Амура и Приморья, нивхов и их тунгусоязычных соседей, относящиеся к медвежьему празднику и культу инау, к орнаменту и другим явлениям культуры, имеют, несомненно, древнее происхождение и, вероятно, восходят к этнокультурной общности эпохи дзёмон, которая охватывала в неолите земли Японии, Сахалина, Приамурья и Приморья и включала предков современных айнов (палеоайнов), нивхов (палеонивхов) и некоторых тунгусских народов этой области (палеотунгусов). На Сахалине носители этой культуры сохранились в памяти позднейшего населения как тончи. Ими могли быть как палеоайны, так и палеонивхи. Археологически она представлена неолитом Японии, а на Сахалине находками в Стародубском и Ногликах. В свою очередь эта древняя этнокультурная общность через палеоайнов и другие группы побережья Северной и Северо-Восточной Азии была генетически связана с еще более древними культурами Австронезии и их носителями, вплоть до протоавстралоидов океанийской области и самой Австралии. Нашей концепции не противоречат и взгляды авторитетных антропологов. Н. Н. Чебоксаров относит айнскую, или курильскую, группу типов к австралоидной, или океанийской расе, наряду с австралийской,, веддоидной, меланезийской и андаманской группами 2‘. По М. Г. Левину, айнский антропологический тип сложился в процессе смешения австралоидов с тихоокеанскими монголоидами. «Положение о генетическом родстве айнов с типами экваториального расового ствола,— писал он,— представляется наиболее отвечающим современному состоянию наших знаний». Сходство между айнами и полинезийцами восходит к общему для них австралоидному компоненту. Продвижение предков айнов к северу шло из «области расселения австралоидных, в широком смыслеслова, антропологических типов». Эту концепцию в целом разделяет и В. П. Алексеев”. Л. Я. Штернберг, мобилизовав большой, разнообразный материал и опираясь на комплексный метод исследования, убедительно доказал южное происхождение айнов, их близость к народам и культурам Филиппин, Индонезии, Полинезии, Меланезии. Это было классическим вкладом в решение айнской проблемы. Задача состоит теперь в том, чтобы взглянуть на айнскую проблему в более широкой перспективе, в свете современных достижений науки, в свете все более очевидной «большой тихоокеанской культурной общности», простирающейся от Австралии до Амура. Концепция древней этнокультурной общности в северной части Тихого океана и прилегающих областях азиатского континента, восходящей к неолиту и связанной в свою очередь с мезолитическими и позднепалеолитическими культурами Южной Океании и Австралии, бросает новый свет на происхождение глубоких культурных взаимосвязей, характерных для этого обширного и сложного культурно-исторического мира»-
---------------------------------------------------------


Список литературы:
[1] СайтСахалинского областного краеведческого музея
 http://old.sakhalinmuseum.ru/expo_5.php
[2] Айны – Википеди/Происхождение
https://ru.wikipedia.org/wiki/#
[3] Владимир Шнейдер, След десяти,      
 Историко-лингвистическое исследование, издательство "Берилл",  Беэр- Шева, 1998
[4]В.Р. Кабо. Научная статья в журнале Академии Наук СССР, Советская этнография, Москва, 1975 г.
 . Айнская проблема в новой перспективе

               


Рецензии