Описание лезгин в сочинении Яна Потоцкого

Описание лезгин в сочинении Яна Потоцкого (1797)

Граф Ян Потоцкий (1761–1815) — польский аристократ, помещик, писатель-романтик, учёный-археолог, путешественник из магнатского рода Потоцких. Служил при Александре I (1777–1825) в русском министерстве иностранных дел. Считался талантливым историком, лингвистом, географом, этнографом, археологом и естествоиспытателем. Ему принадлежит до 24 больших трудов. В молодые годы участвовал в борьбе за независимость Польши, позднее увлекся путешествиями. В 1784–1788 годах жил в основном в г. Париж (Франция). В собственной типографии с 1788 по 1791 год он напечатал более 200 работ патриотической направленности: обращений к общественности, политических памфлетов, стихов. Маршруты его путешествий легко прослеживаются по библиографии: Марокко, Астрахань, Кавказ.


Осенью 1797 года Ян Потоцкий осуществил совершил путешествие по Северному Кавказу. Собранные материалы о народах региона опубликовал в двух книгах «Ранняя история народов России» и «Путешествие по Астраханским степям и по Кавказу». В 1825 году немецкий востоковед Г.-Ю. Клапрот (1783–1835) издал эти книги со своими комментариями и примечаниями. И, нам для того чтобы разобраться какой именно народ (или народы) подразумевал автор в своём сочинении под этнонимом «#лезги», необходимо будет привести соответствующие выжимки из его сочинения с упоминанием всех таковых.


Так, в заглавии «4 апреля», автор пишет:


«Я разговаривал с одним казаком, который только что убежал с Кавказа. Он мне рассказал (и все это здесь знают), что, когда лезгины ловят беглого невольника, они его избивают, отрезают ему уши или нос, или жгут его раскаленным железом; я не знаю, где Рейнеггс берет сведения, когда говорит об их лояльности в подобных случаях… На равнине, находящейся между ними и Аланами всего в двух днях езды, есть место, называемое Железными Воротами (Дербент); там, где равнина начинает, суживаться между Каспийским морем и горами, живут Сарацины, называемые Лезги, они тоже защищаются от татар, так что татары, живущие у подножия аланских гор, дали нам двадцать человек, чтобы они сопроводили нас до Железных Ворот».


В разделе «5 числа» автор приводит описание похода графа В. Зубова:


«Я имел удовольствие провести несколько часов с графом Валерианой Зубовым, который возвращался с персидской войны. Я слушал его с удовольствием, но сердце мое обливалось кровью, потому что я принужден был отказаться от многих идей, которые стали мне драгоценны. Я следовал, как только мог лучше, за ходом русской армии по карте восточной части Кавказа, которая была весьма тщательно сделана во время похода. Русские, прошедши Хой-су, вошли во владения шамхала таркского; этот князь уже отдался под покровительство русских и потому генералу Зубову не трудно было подвигаться вперед; он овладел Дербентом, городом, почти совершенно заключённым во владениях кадия табассеранского. Наконец, Зубов расположил главную свою квартиру на пределах пустыни Муганской. Во всю эту кампанию русские действительно принуждены были сражаться только с лезгинцами, живущими в горах совершенно неприступных. За ними живет Авар-хан; имя Авар, носимое сим ханом, принадлежит одному древнему гунскому народу, и вот причина почему в сравнительном словаре всех языков, изданном в Петербурге, язык сих аваров, поставлен в след за языком венгерским; однакож, я не заметил никакого сходства между ними».


В разделе «10 октября» автор кубачинский язык (один из даргинских языков) приравнивает к «лезгинскому диалекту»:


«Павел Калустов, брат моего хозяина, был в Кубачи. Он мне сказал, что жители этого аула называют себя френки («франки, европейцы») по происхождению, но сами они таинственны и неохотно говорят о том, что у них происходит. Однако, туда можно попасть, там хорошо принимают торговцев, а также изгнанные князья там находят приют, надежный для себя к для своих богатств. Кубачинцы никогда не захватывают в рабство представителей других кавказских народов. В основном они торгуют с Ганджой и с Шушой, столицей Карабаха, куда они поставляют огнестрельное оружие, пользующееся большим спросом в Персии. Павел Калустов видел дома из камня, украшенные фигурками животных и древними надписями. Ему сказали, что один человек старых верований долгое время прожил у этих горцев, не принимая магометанство, и что его жена вскоре умерла. Однако не вызывает сомнения, что малый словарь, включенный в Сравнительный словарь Палласа) представляет лишь один лезгинский диалект. Таким образом, очень возможно, что кубачинцы — народ не совсем чуждый на Кавказе, возможно, беглые генуэзцы принесли в этот город свое ремесло и свою религию».


Далее следует описание предков современных #лезгин:


«Ещё сегодня у лезгин и в других местах, где развиты ремесла и где главой является царь, производится много шелка и вина. Лезги сами себя называют леггхи, не приходится сомневаться в том, что это сарматы леги, которых Страбон помещает между Албанией и Иберией, это значит, как раз там, где они живут сегодня».
Здесь Я. Потоцкий не точен: племя «легов» и племя «гелов» Страбон считает скифскими племенами, помещая их между амазонками и албанцами, а через страну гелов и легов протекает река Мермадалид. Ни «гелы», ни «леги» не были скифами по происхождению, река Мерадалид-Мермод отождествляется с одними исследователя с рекой Самур, а другими с рекой Терек.


«Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Меотиду».


В разделе «29 октября» автор называет «чёрных кайкагов» и «акуши» лезгинами:


«Наконец я мог составить определённое мнение о кайтаках, у которых властвует уцмий. Белые кайтаки, живушие на берегу моря, говорят на тюркском диалекте, который обычно называют «тюрки», что доказывает его происхождение от тюрков-сельджуков. Чёрные кайтаки, или горцы, являются лезгами, или породнились с лезгами, как например, акуши, так как Гербер, видевший их, говорит о том, что в их языке достаточно часто встречаются лезгинские слова, из чего я включил, что в #дагестане больше нет народов, происходящих от албанцев. Это важно знать, чтобы не заставлять себя заниматься бесполезным трудом. …X. Кубдан или Губден – это маленький округ, расположенный на основном рукаве Торкали-озена. На юге он граничит с Акушей. Его население состоит примерно из 3000 семей кумыков, которые часто начинают кровавые войны с этой лезгинской республикой».


В разделе «1-е ноября» речь идёт о лезгинах, сражавшихся на стороне Сурхай-хан Казикумухского:


«Я видел одного армянина, прибывшего из Чора, где он видел аварскую армию. Он говорит, что у аварцев хорошая дисциплина, но новости, которые он сообщил из Армении, были самые печальные. Джават-хан из Ганджи, возвращаясь из этого города, выколол глаза и отрубил руки у многих жителей, обвинив их в содействии России. Должно быть, это Джават-хан склонил Ага Могамед-хана совершить набег на Грузию. Тот же человек сказал о том, что Хамутай, это значит Сурхай-хан кази-кумыков явился в Дербент, чтобы повидать Ших-Али хана, своего давнего друга. Это тот самый Сурхай-хан, который при подстрекательстве Ших-Али хана воевал с Россией; он полностью истребил батальон стрелков. Страна его бескрайняя, как и у аварского хана. У лезгов это единственные два властителя. Остальные народы свободны, или зависят от князей Дагестана».


В разделе «14 ноября» упоминаются три крупных народы расселённых от Дербента до Моздока — лезги (предки современных лезгин), мисджеги (чеченцы) и кумыки:


«Я встретил в Науре генерала Савельева, русского человека, хорошо знающего Кавказ. Разговор с ним убедил меня в справедливости того, что я видел до сих пор, и что от Дербента до Моздока действительно живут три народа: лезги, мисджеги и кумыки, говорящие на турецком языке. От Моздока до Анапы также живут три народа: басиане, говорящие по-турецки, оссеты и черкесы. Но ни генерал, никто-либо из европейцев не знает, какие народы живут в глубине гор, а они как раз и есть исторические народы. Я надеюсь, однако, что обязательно соберу сведения о них, но пока еще не знаю, как к этому приступить. Надеюсь увидеть завтра чеченского князя, который живет напротив Наура на другом берегу Терека».
Кроме того, к лезгинам автор ошибочно также причислил современных андийцев:


«Наш узник провёл таким образом пять месяцев в этом довольно благополучном плену, как вдруг чеченцы посадили его на лошадь, увезли в другие горы, препроводив его в страну Лезги-Андик. Там он встретил нравы немного похожие на чеченские. Женский костюм у них отличается меньшей сдержанностью, их дома построены добротней и лучше обставлены, но они испытывают острый недостаток в том, что зовётся пищей».


Анди или андалы — лезгинское племя, насчитывающее примерно 800 семей, оно говорит на особом диалекте лезгинского языка, который отличает их от аварцев, но который также свойственен богосам и тинди. Область, занимаемая анди, расположена на бурной реке, текущей с юго-запада и впадающей ниже Хунзаха в левый приток Аталы в Кой-су. На востоке её границы — это Авария и Цуахар; Кой-су отделяет её от последней; на юге её границы — Авария и Богос; на западе — река Акташ или Казба определяет её границу с тинди; и на севере — племя буртунехов также граничит с анди. Эти зависят в некоторой степени от кумыкских князей Аксая и платят им дань. Они также дают аварскому хану одного барана с каждой семьи. Анди магометане секты суннитов. Их страна плодородна, там произрастают пшеница виноград. Они также занимаются скотоводством и производят овечью шерсть, сукно войлочные бурки, которые, будучи непромокаемыми, пользуются большим спросом.


В разделе «25 ноября» автор упоминает албанцев и удин:


«…Затем епископ Кай рассказал мне много интересного об албанах и утиях; каждое его слово проясняло мне горизонт моих исследований, и я проводил с ним каждый вечер. Я также начал составлять осетинский словарь с помощью одного выходца из этого народа, который говорил по-русски и по-грузински, и под руководством епископа, который знал этот язык, на котором он читал катехизис, напечатанный в Москве. Осетинский язык не такой трудный, как черкесский; напротив, все звуки в нем отчетливы и легки для передачи с помощью нашего алфавита. Что же касается черкесского словаря, то я писал его под диктовку капитана Вильковского, родом поляка, но рожденного на Линии от черкешенки; он провел 15 лет в Черкесии в качестве переводчика. Я мог бы записать его под диктовку какого-нибудь черкеса, но их совершенно невозможно понять. Так же обстоит дело и с лезгами, но в другом роде: они крякают, как утки, а черкесы чирикают и смягчают все буквы».
В заключении отметим, что в своём сочинении Ян Потоцкий под предками современных лезгин подразумевает как самих лезгин, так и некоторые другие дагестанские народы, таких как: андийцы, #аварцы, #даргинцы и т.д. Следовательно, ошибочная «традиция» обобщение лезгин с некоторыми другими дагестанскими народами, сложившаяся в конце XVIII века, у данного автора, также прослеживается.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Граф Ян Потоцкий.


Литература

1. Кузнецов В.А. Нартские амазонки и сарматский «матриархат» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/X8zE4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.08.2021). — Яз. рус.

2. Соснина Е.Л. Ян Потоцкий и его «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи» / Пятигорский государственный технологический университет. Издательство «Спецпечать», 2003. С. 26–27; 54–55; 61–62; 73; 90; 99; 117; 121; 124.

3. Ян Потоцкий. Путешествие по астраханским степям и по Кавказу // #кавказ: европейские дневники XIII–XVIII веков / Сост. В. Аталиков. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. 304 с.

4. Ян Потоцкий. Путешествие по астраханским степям и по Кавказу [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/X8rQC, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.08.2021). — Яз. рус.

5. Ян Потоцкий. Путешествие Яна Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 году [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/X8rQQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.08.2021). — Яз. рус.


Рецензии