Тит Листопадник

Народный праздник «Тит Листопадник» отмечается 7 сентября (по старому стилю – 25 августа). Православной церковью в этот день чтится память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского. Другие названия праздника: «Тит», «Тит Грибник», «Тит и Варфоломей», «Гриборост», «Замолотки».

Тит родился в знатной семье. В молодости увлекался философией и науками. Однажды ночью Тит услышал голос, который направил его на путь истины. Прочтя книгу пророка Исаии, он решил направиться в Иерусалим для встречи с Мессией. После Воскрешения Спасителя Тит стал учеником апостола Павла, который его крестил. Так он стал одним из семидесяти апостолов. Впоследствии Павел поставил Тита епископом Крита. Прожив долгую жизнь, апостол помог многим людям найти истинную веру.

Название «Листопадник» пошло от того, что с этого времени как раз начинался сильный листопад. А вот «Грибником» день был именован потому, что на полях работы становилось меньше, а грибы как раз созревали. На Руси в эти дни люди шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит», – говорили наши предки. Сельские мастера старались сплести к Листопаднику побольше кузовков и корзинок.

7 сентября грибники вставали на заре, чтобы собрать как можно больше грибов. Из поколения в поколение передавались навыки сбора. Старшие учили молодых уважать как съедобные, так и несъедобные грибы, не трогать их без надобности. Напоминали и про лесовичка-боровичка – лесного жителя, которому при встрече обязательно нужно поклониться и выказать уважение.

За грибами на Тита ходили целыми семьями, для того чтобы запастись ими впрок, ведь грибы служили заменителем мяса во время продолжительных постов. Каждому грибу, собранному в эту осеннюю пору, определяли свою особенную участь. Так, например, грузди и рыжики засаливали в бочках, белые грибы и подосиновики чаще всего сушили, чтобы по зиме варить из них супы, каши и делать начинки для пирогов.
Вечерами на Тита устраивали «грибные ужины», во время которых на столы выставлялись многочисленные блюда, приготовленные из свежих грибов. Обычно трапеза начиналась с грибного супа, потом шли грибные закуски, грибы, томленые в сметане, пироги с грибной начинкой.

Грибные кушанья, хотя и не считались сытными («гриб да огурец в животе не жилец»), часто выручали наших предков, были любимы и популярны. О них складывали многочисленные присказки: «Не смейся горох, не лучше грибов. Грибы пожарим, тебя оставим»; «Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами». Не меньше поговорок относилось и к грибной охоте: «Назвавшись груздем, полезай в кузов!»; «На окошке грибы не растут»; «Кто раньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой»; «Бояться волков – быть без грибков»; «Пошла бы кума за грибами, да навстречу медведь с зубами».
Впрочем, сбором и заготовкой грибов дела в этот день не ограничивались. Нужно было заняться и зерном. «Грибы грибами, а молотьба за плечами», – приговаривали рачительные хозяева. В тех семьях, в которых хозяйство было большим, на Тита существовало разделение труда: женщины, дети и старики отправлялись в лес за грибами, а мужчины — на ток, чтобы обмолачивать урожай зерновых.

Поговорки и приметы:

- Если в ночь на 7 сентября идет дождь, то осень будет сухой.
- Птицы садятся на землю – в ближайшие дни погода будет теплой и ясной.
- Если пернатые предпочитают крыши земле, значит грядет ненастье.
- Если белых грибов много, значит зима будет холодной.
- Святой Тит последний гриб растит.
- Грибы грибами, а молотьба за плечами.
- Пришел Варфоломей, жито на зиму сей.
- Родившиеся 7 сентября обязательно будут счастливы, но только достигнув зрелого возраста. Носить им следует янтарь или кошачий глаз.

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились и до наших дней.


Рецензии