Калина и Каштанка
И атмосферу этого маленького экранного уголка режиссер наполняет тихой и лучистой грустью феллиниевской «Дороги», с той же ясно ощутимой и трагичной неприкаянностью существования нескольких одиноких чудаков. Существования как будто бы случайного, непонятно, для чего и для кого нужного, такого милого и убогого, но со своими маленькими радостями и со своим обязательным и честным трудом, со своими смыслом и жизненной целью – пусть даже заключаются они лишь в редких цирковых выступлениях, да в тренировках своих разношерстных и разнородных питомцев, в такой, в общем-то, незамысловатой и немного ленивой, но несомненно искренней и каждодневной заботе. И, стоит ли говорить, что Олег Табаков – просто прирожденный клоун и ребенок, с этими своими трогательными обломовскими замашками и русской сердечной широтой, добротой и участием к бедным животным, которые для его героя, без преувеличений – настоящая и единственная семья, так что можно отправиться с ними даже и на пикник, и в блаженстве колосящегося русского простора быть счастливым своей маленькой русской идиллией. Если вспомнить «Поцелуй», то он далеко не так удался Балаяну, несмотря на ту же сдержанную, как бы приглушенную и намеренно серую телевизионную манеру. «Каштанка» же – действительно, очень по-чеховски простое, пронзительное и тонкое кино.
А вот на смену внешней сюжетной простоте «Калины красной», которую будто бы замечаешь вначале у Василия Шукшина, довольно скоро приходит неожиданная и удивительная свобода существования его героев в кадре, благодаря такой на редкость непредсказуемой и непоседливой для советского кино камеры, хотя и очень при этом внимательной, и последовательной и, я бы даже сказал – умной. В общем, все сложные и причудливые мизансцены в этом фильме, все резкие переходы и использование закадрового текста, воспринимающегося вначале, скорее, небрежным излишеством, а также и тот факт, что кино сделано в цвете – все это явно не импровизация и не случайность, а какая-то даже европейская виртуозность, свободный полет творческой фантазии, хотя и знающей свои границы – и все же находящей свою довольно лаконичную и адекватную замыслу форму. В не меньшей степени играет на это и лиричная, искрометная, не позволяющая ни на секунду заскучать манера Шукшина выстраивать свой изначально литературный, но с толком переиначенный под кинопленку диалог, выдавая всегда такие уморительно-точные, хотя, в конечном итоге, неутешительные, трагичные и выстраданные на глубине своей реплики.
Так что и сам главный герой в исполнении режиссера – эдакий грустный клоун, честный, порывистый и одаренный маргинал, чей блестящий и ироничный монолог, все эти упоительные кривлянья и заигрывания на грани фола – только отчаянный, хотя и органичный для него способ выразить эмоции и душу, которая явно болит и мучается от собственной никчемности, от явной растерянности, ненужности и одиночества. Можно сказать, что это даже спасительная необходимость (и для самого Шукшина, и для его героя, и для зрителя), которая лишь отсрочивает неизбежный и предрешенный финал-итог, ясный режиссеру изначально. И последовавшая вскоре смерть автора волей-неволей накладывает на «Калину красную» свой тяжелый и как бы судьбоносный отпечаток, значение которого не стоит, конечно же, преувеличивать – и все-таки рискну предположить, что метания этой не задержавшейся уже на земле души не просто так обрели именно такой характер и выразили себя именно в такой вот замечательной и незабываемой картине.
Свидетельство о публикации №221090701411