Из истории Монрепо
барон Людвиг Генрих Николаи http://proza.ru/2021/09/07/1270
барон Пауль фон Николаи http://proza.ru/2021/09/07/1274
Франц Герман Лафермьер http://proza.ru/2021/09/07/1490
принц Вюртембергский http://proza.ru/2021/09/08/562
Работы по созданию пейзажного парка были начаты в 1760 году, когда эти земли были отданы в потомственное пользование обер-коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину http://proza.ru/2021/09/07/1514 . Он устроил здесь свою загородную дачу и назвал её Шарлоттенталь в честь супруги.
После смерти Ступишина имением некоторое время владел Принц Фридрих Вюртембергский, который и дал усадьбе имя Монрепо, что означает "мой покой", "мой отдых" (франц).
___
В июле 1856 года заметки о путешествии в Монрепо опубликовал Александр Петрович Милюков (1816 -1897) — русский писатель, литературный критик, журналист, главный идеолог и фактический руководитель журнала «Светоч», мемуарист.
Глава IX. Выборг – Монрепо.
<…> Но лучшее украшение Выборга – Mon-repos. После обеда <…> взяли мы извощичью линейку и отправились смотреть прославленный сад барона Николаи. Через Выборгский форштадт <…> выехали мы на гельсингфорскую дорогу, с неё повернули направо, и через полчаса были у ворот сада.
По воскресеньям он открыт для всех бесплатно, а в прочие дни с посетителей собирается при входе по десяти копеек серебром на бедных. Помещик говорит этим: в праздник милости просим отдыхать в мой сад, я рад одинаково богатым и бедным; но если вы ходите гулять в рабочие дни, значит у вас есть лишнее, и вы можете заплатить за свое удовольствие тому, у кого нет куска хлеба. Привратница подала нам кружку и записную книгу: мы положили деньги, записали свои имена и вошли в сад.
Mon-repos принадлежит к числу самых оригинальных мест всей Финляндии. Много видал я садов, но ни один из них не похож на это дикое, странное, живописное произведение природы и искусства. Его почти нельзя назвать садом… Что сказал бы блаженной памяти Делиль, если б ему случилось быть в Выборге? Певец подстриженных и напудренных садов пришел бы в изумление при виде финского парка, и вероятно с классической важностью оценил бы его так же, как Вольтер отделывал Шекспира. Mon-repos совсем не подходит к понятиям о садах в романтическом вкусе. Он самобытен, как природа Финляндии, оригинален, как Финская народная поэзия.
Вообразите целый лабиринт гранитных скал, местами возникающих в виде отдельных утесов, местами собранных в дикие и живописные группы, то обнаженных как череп, то одетых густыми деревьями и ярко-зеленым мохом, - и все это отражается в светлых тихих водах залива, как будто вставленного в гранитную узорчатую раму для того чтоб ветер не туманил этого прозрачного зеркала. По этим-то грудам утесов и прибрежных островов раскидывается Mon-repos.
На всяком шагу перед вами дикие картины финской природы, которым искусство придало более красоты. Кажется, оно навело какую-то улыбку на эти мрачные граниты, громадные сосны и неподвижные воды. Стволы густых деревьев покрыты желтыми и красными лишаями, скалы поросли таким зеленым бархатным мохом, что кажется он посеян нарочно. Это идеал северного сада, который полгода спит под грудами снега и в продолжение трех месяцев блещет самыми яркими красками жизни.
Посреди этого живописного хаоса беспрестанно встречаете вы поразительные и разнообразные виды. После дикой массы нагроможденных амфитеатром скал вы видите луг, блестящий яркой зеленью; от куртин, усеянных оранжерейными цветами, приходите к мрачному утесу, склоненному над светлым заливом. То на скале виднеется гранитный обелиск, то посреди холма в яркой зелени открывается павильон.
На одном высоком гранитном островке построен небольшой замок, с зубчатыми башнями [капелла Людвигсбург]. Это миниатюрное подобие тех рыцарских гнезд, которыми усеяны берега Рейна.
Но лучшее место в конце сада, где на берегу залива, в небольшом ущелье, обставленном высокими скалами, поставлена статуя Вяйнямейнена. Нельзя найти более поэтического места для финского бога поэзии: кругом виднеются вековечные граниты, одетые серым и зеленым мохом, мрачные сосны и ели, густо переплетенные ветвями, а внизу неподвижные воды извилистого залива. Здесь в малом виде вся Финляндия, с ее мрачной поэзией.
Статуя Вяйнямейнена, в настоящий человеческий рост, стоит на пьедестале. Финский Аполлон держит в одной руке кантелу, а другою ударяет по струнам; рот полуоткрыт, глаза подняты к небу, и кажется вдохновенная руна льется вместе с слезами. Работа статуи далеко не художественная, но мысль выражена довольно удачно.
Смотря на статую, узнаешь того бога финской мифологии, который, носясь по синему морю, силою божественного слова творил острова, заливы и подводные камни. В Финской народной эпопее выражено могущество его песен в чертах оригинальных: когда он начинал петь - солнце останавливалось слушать, большая медведица ярче горела своими звездами, озера переставали реветь и быстрая Вокса [Вуокса] прекращала свое течение. Статуя Вяйнямейнена напоминает прекрасное место в Калевале:
Вот играет Вяйнямейнен:
Мощный звон летит о кантелы;
Долы всходят, выси никнут,
Горы твердое трепещут,
Откликаются утесы,
Жнитва вьются в пляске, камни
Расседаются на бреге,
Сосны зыблются в восторге…
Проходил ли он меж сосен,
Шел ли меж высоких елей, -
Сосны низко преклонялись,
Ели гнулися приветно,
Иглы падали на землю.
По лугам ли проходил он –
У цветов вскрывались чаши.
Стебли долу поникали…
Когда вспомнишь, что Mon-repos лежит с небольшим на полтораста верст от столицы, а от него меньше шестидесяти верст до Иматры, то невольно удивляешься апатическому характеру петербургских жителей. Сообщение на пароходе быстро и дешево, а между тем все наши летние удовольствия ограничиваются прогулками в Павловске или преферансом на берегу Черной речки. Говорят, в Венеции есть люди, которые никогда не видывали живой лошади: в Петербурге найдутся господа, которые отроду не бывали в море и не знают, что такое восход солнца.
Источник:
Милюков А. П. Очерки Финляндии // Морской сборник. – 1856. – № 9. Июль. – Т. XXIII. – С. 435-447.
Выписка:
ГИАПМЗ "Парк Монрепо". А-3. Материалы по истории Монрепо (статьи, путеводители, воспоминания). – л. 51-53.
Свидетельство о публикации №221090701522