Об актуальности учения Карла Маркса

     К.Маркс не был пророком или предсказателем, он был великим мыслителем, энергичным политиком, создавшим Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), а также  хорошим журналистом. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно с уверенностью утверждать, что ни одно учение не оказало столь мощного влияния на развитие социальной справедливости в человеческом обществе, как марксизм.

     Выдающийся исследователь развития экономической мысли М.Блауг писал:

     «Идеи Маркса продолжают жить и все еще актуальны. Они подвергались переоценке, пересматривались, опровергались, их пытались похоронить, но они  всякий раз возрождались вновь! Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира, в рамках которого мы все сегодня живём. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования» (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994, с. 207).

     А вот ещё одно высказывание другого исследователя современного общества: «Повсюду, где существуют обиды, несправедливость, неравенство и угнетение, везде, где право на труд не гарантирует людям право жить достойно труда, марксизм становится каналом для выхода недовольства и агрессии» (Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: 1997, с. 209).

     Комментируя доклад министерства обороны Великобритании под названием «Будущая стратегия обороны» (2007 г.), в котором сделан вывод о том, что через 30 лет мир опять охватит эпидемия марксизма,  контр-адмирал К.Перри писал:

     «Спасаясь от глобального неравенства и усиливающегося падения морали, люди будут искать спасения либо в религиозной ортодоксальности, либо в такой  политической идеологии, как марксизм».

     В этих высказываниях скрывается в общем-то и ответ на вопрос – каковы причины столь необычайной силы воздействия учения Карла Маркса на умы неравнодушных людей.

     Можно отметить, что, во-первых, Карл Маркс впервые в истории философской мысли сформулировал логически безупречную методологию научного познания общества, сплавив воедино диалектику, логику и материализм. Он один из первых рассматривал развитие человечества как естественно-исторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли, техники и технологии, экономических отношений и политики, религии и искусства, морали и нравственности. Именно его методология позволяет предсказывать развитие исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей или случайностей.

     Во-вторых, Карл Маркс в своём «Капитале» провёл анализ капиталистического общества и в середине XIX века сформулировал закономерность появления и развития капиталистического  общества, возникновения прибыли из прибавочной стоимости и раскрыл сущность развития социальной справедливости из двойственности равенства рабочего времени, что должно определять и относительно равное количество честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда, и относительно равные нормы производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни от их общего производимого в обществе количества. Именно это должно увлечь огромные массы трудящихся угнетённых монополией капитала! (Капитал, т.1, стр.88-89.)

     В-третьих, он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность от производимых в обществе и необходимых каждому средств потребления от труда людей по их производству, что должно формировать сознательное регулирование воспроизводства общества без периодически повторяющихся разрушительных социально-экономических кризисов и войн.

     Сегодня, когда в мире поднимается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются миллионы активного трудящегося населения угнетённого монополией капитала с консолидацией левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выход из надвигающейся на человечество катастрофы и те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен более развитый и учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.

    Почему именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ очень простой: ни одно из названных учений не развивает социальную справедливость в обществе.

     На множестве сайтов в Интернете в настоящее время разыгрываются нешуточные баталии между гуманитариями, которые пытаются осмыслить суть перехода от капиталистической экономики к социалистической как к начальной фазе коммунистического общества. Многие из них для этой цели в той или иной мере обращаются к теоретическому наследию Маркса, ибо ни у кого больше нет такой обширной информации по этой теме.


     Однако необходимо осознать печальный, но неоспоримый факт, что до единства среди участвующих в этой борьбе за развитие социальной справедливости в России ещё очень далеко, о чем недавно поведал нам Борис Кагарлицкий в статье «Сухой остаток левого форума».

     Анализируя происходившее на форуме, он отметил, что каждый говорил свои взгляды  и «…призывы к свержению капитализма чередовались с общими рассуждениями о достоинствах партийного парламентаризма. Кроме дежурных фраз о социализме и коммунизме многие периодически повторяли слова о необходимости реализации «некоторых социальных требований».

     И еще одно важное его наблюдение: каждый из участников форума выступал, не считаясь с товарищами. И в заключение своего сообщения Борис Кагарлицкий пришел к единственно верному выводу: «Для того, чтобы левые смогли стать самостоятельной силой, им нужно совершить всего лишь два действия: объединиться с социал-либералами, с социал-демократами и порвать с разными безумцами,  одного присутствия которых на форуме достаточно для того, чтобы оттолкнуть от себя многих недовольных капиталистическим режимом. Интеллектуалы, особенно молодые, ещё могут терпеть пустые лозунги и трескотню революционных речей, а зрелые трудящиеся прагматичны и ждут конкретных предложений.
     Размежевание означает сужение политического спектра движения за развитие социальной справедливости, но в том-то и состоит диалектика политической борьбы, что сужение политического спектра - единственный путь к консолидации и расширению борьбы социальной базы. Есть такое немецкое выражение - Erst Klarheit, dann Einheit. Не будет ясности, не будет и единства».

     Мы живем в эпоху начала освобождения человечества от монополии капитала и движения к монополии законов о реальных социальных гарантиях по труду прежде всего в социально-бытовой сфере. Начало революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук объединённых трудящихся масс. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

     Сегодня призрак коммунизма бродит уже не только в Европе, но он, к сожалению, почти ушёл из России. Но этот революционный процесс уже неотвратим и даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».

     Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие начал заложенных в марксизме.  Причем идеи марксизма надо предъявлять массам таким образом, чтобы их можно было легко и просто понять и усвоить, чтобы они стали основой менталитета будущих революционеров, людей, которых действительно можно было бы называть марксистами.


Рецензии
Не ожидая для себя ничего хорошего в комментариях, решил предварительно почитать "Об актуальности учения Карла Маркса"...
Приведу-ка я слова знаменитого ренегата Карла Каутского, который в дни Великого Октября, правильно поняв, что происходит, написал :
- Сейчас в России под видом диктатуры пролетариата уничтожается русский капитал - для того, чтобы дать дорогу во всем мире американскому капиталу.
Утверждение, верное по сей день!

Геннадий Атаманов   22.10.2021 10:48     Заявить о нарушении
А вот если бы большевики действовали так, как предлагал Маркс, то этого бы НЕ БЫЛО!

Кстати, вы, похоже, даже Манифест Маркса не осилили.

Ибо диктатура пролетариата должна была сменить монополию капитала на монополию закона о социальных гарантиях населения по труду!

И Маркс утверждал, что что превращение частного капитала (в виде средств производства) в общественную или государственную собственность, при сохранении рыночного распределения производимого на этих средствах производства, необходимые всем средства для жизни не смогут быть доступными всем по количеству и квалификации своего труда.

И именно потому, что деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ТЕМИ, У КОГО ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, причём независимо от того, как они им достались! И всё это в ущерб тем, у кого денег может быть меньше, но которые трудились но благо общества больше и честнее!

Именно в силу этого Маркс и вывел свой тезис о двойственности равного для всех рабочего времени! Чтобы можно было посредством ЗАКОНА формировать относительно равные для всех количественные нормы честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья, и в силу этого закона формировать для каждого достойные человека нормы необходимых каждому базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества для своего социального благополучия по количеству и квалификации своего труда, а не по неизвестно как добытому капиталу! (Капитал, том 1, стр. 88-89).

Чтобы каждый мог сам формировать для себя благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого труда на рабочем месте в экономике страны!

Чтобы не было никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед диктатурой ЗАКОНА принятого абсолютным большинством дееспособного населения страны без нарушения основных конституционных прав и свобод человека, в чём и заключается демократия! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

А большевики всё сделали наоборот...

Аникеев Александр Борисович   22.10.2021 11:34   Заявить о нарушении
Эх, Александр Борисович, и Вы меня разочаровываете. Ну, зачем бросаться такими фразами - в незнакомого человека :
- Манифест Карла Маркса не осилили...
Впрочем, Ваши сотоварищи - единомышленники! (а их тут мильён) просто размазывают друг друга. А старички - до инфарктов друг друга доводят...
Так что всё-таки спасибо!


Геннадий Атаманов   22.10.2021 11:51   Заявить о нарушении
А у меня здесь есть единомышленники?

Я что-то их здесь не вижу.

Так, поддакиватели.

И вашим, и нашим...

Без чёткой позиции.

Аникеев Александр Борисович   22.10.2021 12:36   Заявить о нарушении
Социализм, как первая фаза коммунистической формации в развитии человеческого общества, характеризуется революционными изменениями в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества! Когда объединённые в свою мощную политическую партию трудящиеся граждане страны с социально прогрессивной программой развития, победив на выборах, меняют монополию капитала, то есть анархию рынка и власть денег, на монополию законов о социальных гарантиях по труду и прежде всего в социально-бытовой сфере.

А определяется формой собственности трудящегося народа на определённые законом нормы необходимых каждому благ для продолжения жизни, от их общего производимого трудящимся населением количества, по количеству и квалификации своего труда на благо общества.

Это исходит из тезиса Маркса о двойственности равенства для всех рабочего времени при социализме как равного для всех количества труда по времени работы на благо общества, что должно определять и относительно равные нормы необходимых каждому базовых социально-бытовых благ для продолжения жизни.

Чтобы с правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, у трудящегося народа было неотъемлемое право иметь от общества в собственность производимые трудящимися общества и необходимые каждому достойные человека нормы от общего количества таких производимых обществом благ, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды!

А благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды чтобы каждый мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации честно и справедливо нормированного труда или службы на рабочем месте в экономике страны по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее.

Рынок может сохраняться на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

И никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед справедливой диктатурой ЗАКОНА избранного АБСОЛЮТНЫМ БОЛЬШИНСТВОМ ДЕЕСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ при действенной работе служб обеспечения законности, работники которых тоже вынуждены будут действовать по закону! Если не хотят быть привлечены к ответственности за его нарушение.

Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

Дело в том, что и сегодня экономический строй современной России — финансово-промышленный капитализм, (производственно-финансовый, финансово-производственный и пр.), характеризующийся глобальным разделением труда на тех, кто управляет экономическими процессами, и на тех, кто прежде всего производит необходимую продукцию или оказывает услуги в интересах как своих, так и зарубежных капиталистов, а не только в интересах своего народа. Причём независимо от того, отдельный это капиталист, или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества при их безраздельной законодательной власти! Как деньги, так и производство есть во всех странах, а вот социальные гарантии на производимые средства для жизни необходимые для социально-бытового благополучия честно и добросовестно трудящихся граждан страны, есть только в действительно социальных государствах!

В России, США, Китае, Швеции, Саудовской Аравии, Иране и др. странах имеется лишь частно-монополистический, государственно-монополистический, финансово промышленный и социальный капитализм при смешанной форме экономики. Более того — финансовый капитал, в виде оборотного капитала, как и основной капитал, может хорошо работать во всех формах капитализма, в том числе и в государственно-монополистической форме, и в социально-монополистической форме, (при законодательной власти победившей на выборах социально прогрессивной партии). А вот товарный капитал в виде базовых средств для жизни, если часть его законом не превращать в социальный капитал принадлежащий трудящемуся народу по количеству и квалификации труда, по мнению Маркса и Энгельса, НИКОГДА НЕ ПРИВЕДЁТ К СОЦИАЛИЗМУ И КОММУНИЗМУ! (Капитал, том 1, стр.88-89.)

Но где в России сторонники такого закона?

Вопрос развала СССР в принципе понятен и многие сходятся на том, что это не было социалистическим обществом. Основные причины разрушения такого государства, это проблемы порождённые отсутствием реального удовлетворения насущных потребностей трудящихся граждан по труду и отсутствие участия граждан в процессе управления обществом. А как следствие от этого у людей формируется их пассивность, разобщённость, социальный инфантилизм и отсутствует стремления к двустороннему патернализму.

А двусторонний патернализм, это когда принципы, практика и законы для государственного управления строятся на контроле государства над людьми, а люди, объединённые единой целью жить в мире, достатке и счастливо, честно и добросовестно трудясь для удовлетворения насущных потребностей всех членов общества, контролируют государство!

Почему большевики после отстранения от власти Временного правительства не захотели устроить так, как предлагал Маркс? Чтобы в своей богатейшей природными ресурсами стране хорошо обучить наше население с тем, чтобы обустроить, накормить и одеть каждого для нормальной, полноценной жизни не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств?

С развитием экономики и людей общества подобный принцип можно распространить и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! На рынке лишь конечные устройства, если не устраивают общественные формы и стандартные для личного пользования. Вот вам и коммунизм!

А интеллектизм, как третья и завершающая фаза коммунистического общества, наступит, когда у всех будут нормальные условия для своего физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития. Ведь интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям! А если каждый будет направлять это полученное богатство лишь на личное потребление, то чем он лучше рабовладельца, феодала или капиталиста?

Практически так уже живут люди во многих социально развитых странах мира и подобным образом жизнь УЖЕ устроена в кибуцах Израиля, в Исландии, в Норвегии, в Финляндии, в Дании, в Швеции, в Швейцарии, в Сингапуре, в Канаде, которая является второй по величине территории страной мира и в других социально развитых странах мира, но по своим традициям, нормам развития и природным ресурсам. Теоретически это возможно и в России. Теоретически. Но реально сегодняшние граждане России не готовы даже к объединению сторонников такого образа жизни. Если они, конечно, есть…

Или вы знаете социально развитое государство, где у власти нет избранной народом правящей партии с социально прогрессивной программой развития своего народа?

А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо народа по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в труде на благо народа, ЗАБУДЬТЕ, это для ДЕБИЛОВ! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?

Принцип везде ЕДИН!

Классика жанра, всё просто!

Но не для народа России, которому по конституции принадлежит вся полнота власти, а желания и воли сделать свою родину социально справедливой страной уже НЕТ...

И похоже, что большинству нравится, особенно молодёжи и новым российским капиталистам, подобное буржуазное варварство в России, когда жажда наживы и страсть к богатству становится для многих смыслом жизни...

Аникеев Александр Борисович   19.04.2022 16:30   Заявить о нарушении