9. 2. Архип Куинджи

      http://proza.ru/2021/09/07/212 
       Столь внимательный к талантливой феодосийской молодежи, Айвазовский не рассмотрел паренька, который явился к нему из донецких степей. Архипа Куинджи в Феодосии допустили лишь красить забор да смешивать краски. Впрочем, есть и другая версия — Айвазовского в то время в Феодосии не было, Куинджи пытался пробиться на обучение к его ученикам, и именно с ними «не срослось».

        Куинджи нередко называют учеником Айвазовского, хотя обучения как такового в их отношениях не было. Но маринист несомненно оказал влияние на формирование Архипа Куинджи. Именно у него Куинджи перенял любовь к широким пространствам, вдохновенное отношение к природе, романтический восторг перед водной стихией и собственно выбор сюжетов. Это и знаменитые лунные ночи Куинджи — неоднократно к этой теме обращался и Айвазовский, и изображение украинской степи — искусствовед Николай Барсамов утверждает, что Айвазовский первый сделал степные просторы Украины объектом изображения на картине. А Куинджи великолепно развил эту тему.

        Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище, учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

        Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

        В 1865 году Архип Куинджи пытался поступить в Санкт-Петербурге в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

        В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

        Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

         В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.
В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

         К концу 1879 года Куинджи разорвал отношения с передвижниками. Исследователи полагают, что он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

         В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

       В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.

        Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников. На его могиле на Смоленском православном кладбище установили бронзовый бюст и надгробие по проекту архитектора Алексея Щусева. В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Продолжение http://proza.ru/2021/09/10/274


Рецензии
Александр, немало узнал нового из вашей статьи!🙂

Дмитрий Суханов 2   31.03.2022 20:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! Хороших выходных!

Александр Смольников   01.04.2022 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.