Серов. Портрет певца Франческо Таманьо
В конце 19 века в Москве гастролировал знаменитый итальянский певец Франческо Таманьо, который поражал всех своим исполнением партии Отелло в одноименной опере Верди. Проникающая сила голоса певца была такова, что его было слышно на улице, и студенты, у которых не было денег на билет, приходили гурьбой к театру, чтобы послушать великого мастера. Рассказывали, что перед спектаклем Таманьо шнуровал специальным корсетом грудную клетку, чтобы не вздохнуть полной грудью.
Таманьо обладал ярчайшим дарованием драматического тенора, с мощным по звучанию и плотным во всех регистрах звуком. Его искусство навсегда вошло в сокровищницу классического оперного наследия.
Что касается его игры, то финальную сцену он проводил с таким мастерством, что публика вскакивала с мест в тот момент, когда певец кинжалом "пронзал" себе грудь. Он проходил эту роль перед премьерой (Таманьо был участником мировой премьеры) с самим композитором. Сохранились воспоминания очевидцев, как Верди мастерски показывал певцу, как надо закалываться. Пение Таманьо оставило неизгладимый след у многих русских любителей оперы, деятелей искусства.
Воспоминания о незабываемом впечатлении от его пения есть у К.С.Станиславского, посещавшего мамонтовскую оперу, где в 1891 году выступал певец: "До его первого выступления в Москве он не был достаточно рекламирован. Ждали хорошего певца - не больше. Таманьо вышел в костюме Отелло, со своей огромной фигурой могучего сложения, и сразу оглушил всесокрушающей нотой. Толпа инстинктивно, как один человек, откинулась назад, словно защищаясь от контузии. Вторая нота - еще сильнее, третья, четвертая - еще и еще, - и когда, точно огонь из кратера, на слове "мусульма-а-а-не", вылетела последняя нота, публика на несколько минут потеряла сознание. Мы все вскочили. Знакомые искали друг друга. Незнакомые обращались к незнакомым с одним и тем же вопросом: "Вы слышали? Что это такое?". Оркестр остановился. На сцене смущение. Но вдруг, опомнившись, толпа ринулась к сцене и заревела от восторга, требуя "биса".
Высочайшего мнения о певце был и Федор Иванович Шаляпин. Вот как рассказывает он в своих мемуарах "Страницы из моей жизни" о посещении им весной 1901 года театра Ла Скала (где великий бас сам триумфально пел в "Мефистофеле" Бойто) с целью послушать выдающегося певца: "Наконец явился Таманьо. Автор (ныне забытый композитор И.Лара в опере которого "Мессалина" выступал певец , приготовил ему эффектную выходную фразу. Она вызвала единодушный взрыв восторга публики. Таманьо - это исключительный, я бы сказал, вековой голос. Высокого роста, стройный, он настолько же красивый артист, насколько исключительный певец".
Знаменитая Фелия Литвин также восхищалась искусством выдающегося итальянца, о чем красноречиво свидетельствует в своей книге "Моя жизнь и мое искусство": "Слышала я также "Вильгельма Телля" с Ф.Таманьо в роли Арнольда. Невозможно описать красоту его голоса, его природную силу. Трио и ария "О Матильда" привели меня в восторг. Как трагический актер Таманьо не имел себе равных".
Несмотря на большую известность и достигнутое экономическое благополучие, Таманьо сохранил особенно бережливый и экономный уровень жизни. Некоторые его современники открыто обвинили его в скупости: на самом деле, например, великий тенор во время его частых поездок останавливался только в отелях среднего и низкого уровня, путешествуя на поезде всегда во втором классе и занимался благотворительностью.
Великий русский художник Валентин Серов, ценивший певца еще со времени своего пребывания в Италии, где ему довелось его слушать, и часто встречавшийся с ним в имении Мамонтова, написал его портрет, ставший одним из лучших в творчестве живописца (1891, подписан в 1893). Серову удалось найти яркий характерный жест (нарочито гордо вздернутая голова), великолепно отражающий артистическую сущность итальянца.
В его портрете Серов обращается к театрализованной стилизации, к диалогу со старыми мастерами – Тицианом, Рембрандтом, что получит дальнейшее развитие в творчестве художника. Головной убор и теплые тициановские краски вызывают в памяти аромат венецианской культуры. Живописный прием non finito (незавершенный), использованный Серовым при работе над фигурой, подчеркивает экспрессивность тщательно вылепленного лица. Жест руки обрывается краем рамы, позволяя перенести внимание с внешнего движения на движение души.
Серов добивается особой выразительности вдохновенного, устремленного вдаль взгляда. Для этого он несколько опустил внешние уголки век и, напротив, приподнял брови певца. Довольный тем, как получился на портрете эффект светоносности лица, Серов спрашивал у К.А.Коровина: "Ты чувствуешь, что у этого человека золотое горло?"
Франческо Таманьо умер от кровоизлияния в мозг. Ему было всего всего 55 лет. Таманьо оставил все дочери, кроме 40 000 фунтов, которые были распределены между тремя туринскими детскими садами и больницей Марии Виттории.
Таманьо никогда не был женат официально, но его тайные галантные приключения многочисленны, одно из которых закончилось 2 сентября 1879 года рождением девочки. Таманьо не раскрывает имя возлюбленной, но вместо того, чтобы бросить свою внебрачную дочь, он усыновляет ее , становясь своего рода отцом-мальчиком. Он даёт ей имя Маргарита (как и ее мать) и всегда берет ее с собой на различные гастроли по всему миру. Он писал ей на протяжении всей своей карьеры и берёг невероятно трогательные детские письма.
Сначала его похоронили в Турине. Но согласно завещанию он хотел быть
бальзамированным.Эту процедуру выполнил доктор Тонт из Милана, известный тем, что в 1900 году бальзамировал короля Италии Умберто I.
Позже 30 апреля 1912 года его дочь Маргарита построила для отца мавзолей Высота 37 метров (и сегодня это самый высокий памятник на кладбище).
Маргарита умерла в 1942 году в возрасте 63 лет.
Свидетельство о публикации №221090700886
Спасибо за текст, в нём тоже чувствуется
"золотое горло" Таманьо!!!!
Портрет так хорош, так пригож, спасибо
Валентину Серову!!!!!!!
С уважением!!!!
Иветта Дубович Ветка Кофе 08.09.2021 10:53 Заявить о нарушении