Шелковица Гл. 3. Ч. 15. Особые моменты

Начало http://proza.ru/2021/08/11/1051


3.15. ОСОБЫЕ МОМЕНТЫ

К особым моментам жизни Мироновых можно отнести прежде всего кино. К 200-летию основания города снимался документальный фильм «Подвиг Севастополя». Постановку осуществил дважды лауреат Государственной премии СССР кинорежиссёр Дмитрий Георгиевич Рымарев. В годы Великой Отечественной войны он оборонял и освобождал Севастополь, в его архивах сохранились редкие кадры военного времени. Они легли в основу фильма. В сочетании со съёмками, выполненными спустя десятилетия, фильм произвёл на зрителей сильное впечатление. Режиссёр в стихах отразил чувства, пережитые участниками трагических событий на мысе Херсонес в июле 1942 года. В фильме прозвучала песня, написанная композитором Борисом Мироновым на слова Дмитрия Рымарева, посвящённая последним защитникам города на 35-й береговой батарее. Она так понравилась народному артисту СССР Иосифу Кобзону, что он спел её с листа! Произведение столь сильного эмоционального накала прозвучало и в пантеоне Славы в память о героических защитниках Севастополе.

Безмятежно и гордо парит альбатрос
Над лазурною гладью морской,
Будто не было здесь ни страданий, ни слёз,
Не выбрасывал мёртвых прибой.

Здесь Отчизны своей выполняя приказ,
Шли на подвиг отряды бойцов,
И родная земля обагрялось не раз
Кровью наших героев-отцов.

И горит эта кровь по весне в лепестках,
Алый мак, пламенея, цветёт.
А священная память о стойких бойцах
Никогда, никогда не умрёт.

Ты стоял, Севастополь, в пучине огня,
Ты стоял словно грозный утёс,
И за камни твои до последнего дня
Воевали солдат и матрос.

Можно доты разрушить и сжечь города,
Можно тысячи жизней сгубить,
Но весна на земле торжествует всегда,
И её никому не убить.

Возродилось опять то, что было в мечтах,
И миндаль на бульварах цветёт.
А священная память о стойких бойцах
Никогда, никогда не умрёт.
 
Эта песня в течение многих лет открывает на Ракушке Приморского бульвара концерт-реквием, посвященный памяти последних защитников Севастополя.

В ознаменование 200-летия города-героя Севастополя проводился конкурс на лучшую песню. Премию и Диплом первой степени присудили севастопольцам: композитору Борису Миронову и поэту Борису Эскину за произведение «Севастополь — песня моя». Она исполнялась сводным городским хором в театре имени А.В. Луначарского.

Историю создания и исполнения этой песни Миронов вспоминает так: «Севастопольский поэт Борис Михайлович Эскин для участия в конкурсе написал блестящие стихи: «Ты синий и белый, ты словно тельняшка матроса» и попросил меня положить их на музыку. Стихи понравились и мне, и Сашеньке. Я тут же набросал мелодию песни, отражая в каждом такте глубокое литературное содержание. Проигрывая неоднократно готовый материал, ощутил, что в песне не хватает припева, объединяющего все три куплета. Посоветовался с Сашенькой.
— Да, — согласилась она.
Импровизируя, у меня появились строчки:

Мой берег надежды
В сердце навечно
Ты у меня.

Я их согласовал с  женой и предложил Борису Михайловичу. Тот принял строки и добавил свои:

Ты гордый и нежный
Севастополь — песня моя.

Так родились и припев песни, и название «Cевастополь — песня моя», определившее её счастливую судьбу.

Ты синий и белый,
Ты словно тельняшка матроса,
Ты молод, как песня,
Тебя не состарят века.
И маки у моря
Пылают в предутренних росах,
И светит влюблённым огонь маяка.

Припев:
Мой берег надежды
В сердце навечно
Ты у меня.
Ты — гордый и нежный,
Севастополь, — песня моя!

Уходим в походы
И в дальние рейсы уходим,
Но в трудных дорогах
В чужой незнакомой стране
Мы в думах невольно
Опять по Приморскому бродим,
И Графскую пристань мы видим во сне.

Припев.

И счастья, и горя
Ты столько познал, Севастополь.
Иному б хватило на тысячи, тысячи лет.
К седым обелискам
Восходят скалистые тропы,
Над бухтой встаёт золотистый рассвет.

Припев.

В  том же 1983 году вышла пластинка фирмы «Мелодия» c концертным репертуаром Ансамбля песни и пляски ЧФ, где «Севастополь — песня моя» исполнил солист заслуженный артист Украины Александр Иванов  (ученик Б.А. Миронова).

«В хоровом классе, – вспоминает Миронов о репетиции песни, — хормейстер Ансамбля, народный артист Украины Олег Михайлович Шерстюк работает над хоровым изложением песни «Севастополь-песня моя». Cтройно звучат голоса, наполняя разноцветными красками окружающий мир. Севастополь, словно Лебедь, плывёт над черноморской волной, растворяясь в бездне завораживающих звуков. Особенно необычно звучат гармонические сочетания в финале произведения в исполнении Хора. В это время, прохаживаясь по коридору репетиционной студии на Катерной, Художественный руководитель Ансамбля, народный артист Украины Иван Николаевич Самофатов, напевая «Cевастополь — песня моя», восклицал: «Ах, какая песня! Какая песня!»
Пророческие слова Ивана Николаевича сбылись. Песня стала популярной у горожан и моряков Черноморского флота. Её исполняют профессиональные и самодеятельные творческие коллективы. Особую признательность «Cевастополь — песня моя» получила в исполнении Ансамбля песни и пляски ЧФ, академического детского Хора «Жаворонок» Дворца детского и юношеского творчества (хормейстер застуженный работник культуры АР Крым Марина Александровна Федотова).

Когда песню стали петь дети, Сашенька предложила дополнить ещё  куплет о маме, с нетерпением ожидающей сына домой. Борис Михайлович с пониманием откликнулся на просьбу Мироновых и написал такие душевные слова:

Мне Чёрное море
Легенд рассказало немало,
Здесь мама когда-то
Качала в коляске меня.
Давно поседела
Любимая, добрая мама.
Ждет сына теперь
На причале она.

И снова рассказ пойдёт о кино. 1999 год. Режиссёр «Психо Дель Арт-студии» Андрей Маслов занят съёмками короткометражных художественных фильмов из цикла «Реставрация классики». Первый фильм «Моцарт и Сальери» о вечном противостоянии Добра и Зла приурочен к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837 гг). События на экране сопровождает гениальное творение Вольфганга Моцарта (1736-1791 гг.) — «Реквием». На роль Моцарта режиссёр пригласил Геннадия Миронова, считая стопроцентное попадание. А кто сможет показать страдания успешного, но не поцелованного Богом композитора Сальери? Только профессиональный композитор! Борис Миронов! «Отец и сын, конфликт поколений, направлений и эстетик — то, что нужно», — решает режиссёр и отправляется к известному композитору.

Далее из воспоминаний Андрея Маслова, помещённых в книге «Маэстро «Сальери» (статьи, рецензии)»:
«Прямо с порога я заявил:
— Вы непременно должны сыграть Сальери в моём фильме.
— Да кто вы такой? Я вас не знаю!
— Сейчас узнаете.
Достал коньяк и распечатанные тексты Пушкина. Мы стали репетировать».
Спустя время: «Идут съемки. Дублей мы практически не делаем, всё слишком хорошо, чтобы быть похожим на правду! И вот финальная реплика. Борис Алексеевич рыдает неподдельными слезами, я — тоже, а вслед за нами и вся съёмочная группа. Сквозь слёзы Сальери произносит сакраментальную фразу Пушкина: «Но, ужель он прав, и я — не гений?! Гений и злодейство — две вещи несовместные?.. Неправда!»

Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Победа». Сидят рядышком взволнованные отец, сын и Александра Алексеевна – жена и мама. Успех!
После этого фильма Борис Алексеевич признался, что понял, как любит своего сына. А на вопрос режиссёра: насколько тяжело психологически было в фильме «отравлять» своего сына? ответил: «Тогда мне казалось, что я убиваю не Моцарта, а что-то неправильное в себе, в своей душе. После этой сцены у меня словно пелена с глаз спала. Вот уж точно написал Пушкин: «Как будто нож целебный мне отсёк страдавший член!»

Работая над ролью, Борис Алексеевич впервые послушал музыку Сальери и понял насколько она прекрасна. А ещё он понял очень важную вещь, что его самый лучший друг — сын. «Он открыл для меня целый мир прекрасного в познании современной рок-музыки. С пониманием принял моё творчество, пронизанное любовью к маме, к нему, к родному Севастополю». Ну а мама была в восторге от «воссоединения» отца и сына после многолетнего недопонимания.

Особый момент в жизни Мироновых и 2 августа 2013 года. В этот день осуществилась Мечта Бориса Алексеевича, вынашиваемая им шестьдесят лет. В Севастополе впервые были исполнены «Прелюды» венгерского композитора Ференца Листа Муниципальным симфоническим оркестром под управлением Заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Кима. Оркестр вёл за собой дирижёр Борис Миронов!
Об этом событии подробно изложено в книге, составленной Александрой Алексеевной Мироновой «Прелюдия моей мечты» (Севастополь, 2019, 38 с.).
Продолжение http://proza.ru/2021/09/09/575


Рецензии