О Базиании и Басиянцах

О Базиании и Басиянцах ( Балкария и Карачай) -1773 – 1794 гг. (Гильденштедт, П. Паллас).


    Балкарцы – тюркоязычный народ по известиям на 1588 год жил в стране называемой Бештау Эл – Пятигорская страна. Эту территорию также называли Бештамак по слиянию пяти рек: Балка (Балык), Басхан (Баксан), Чегем, Черек, Терек.
Российский академик И. Гильденштедт в 1773 году писал о Балкарии, тогда называемой ещё и Басиянией (Базияния).
      Гильденштедт: «Она занимает часть высокого снежного хребта около Малка, Терека, Аргудана или Аргуена до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинскою областью, к югу с Грузиею, и именно с Имеретскою и Сванетинскою провинциями, к западу с Абхазией, а к северу с Черкессиею…», с.146.
Из этой цитаты мы видим, что земли Балкарии и Карачая обширны и граничат со следующими областями по своей территории:
1. Осетия;
2. Имеретия;
3. Сванетия;
4. Абхазия;
5. Черкессия (Кабарда).

Балкария (Басияния)

К востоку граничит с Осетинские Дугоры, к югу Имеретинская Рача, к северу часть большой Кабарды, называемой Кашкатау.
Сама Осетия занимает земли по Кавказскому хребту около истоков Терекских рек до Лескена и южных рек Кура, Араги, Ксани, Балара и Диди-Лиахви и Дшедша впадающего в Рион (Гильденштедт, с.88).

Что означает на 1773 год граничит с Осетинскими Дугорами. Возьмём за ориентиры относительно трёх рек: Терек, Лескен, Аргудан.
Исторически известно, что Басиятиды имели земли у левобережья реки Терек, называемые «Басият кошла - Стан Басиятидов». Об этом достаточно полно написано у балкарского историка Мисоста Абаева, в его историческом очерке «Балкария», 1909г.
Одно из названий реки Терек, с балкарского языка «Терк» - быстрая. Балкарцы называли его Терк – су, то есть река Терк.
Тюркские значения имеют реки Лескен и Аргудан.

       Лескен – (Илишкен) – Топоним ЛЕСКЕН – название реки и селения. Этот топоним представляет собой причастие на -КЕН/-ГЕН от тюркского глагола ИЛЕШ/ИЛЕС «зацепиться, прицепиться, приставать, прилипать». Сравни производное от этого глагола ИЛИШКЕК/ИЛИШЧЕК «липкий, прилипчивый, цепкий». ИЛЕШ + КЕН Илешкен (Лескен).
       Аргудан –Аргы – дальняя. В этом слове скрываются и другие значения, но для нас сейчас его исследование в этой теме не актуально.
Географически - Аргудан - река в Северной Осетии; истоки находятся на северных склонах Скалистого хребта, левый приток р.Терек.
Следующие сведения: - 1743 г., в показаниях  кабардинских феодалов о народах Северного Кавказа,  данных  ими в Коллегии иностранных дел в Санкт-Петербурге,  в перечислении балкарских областей упоминается  «Волость Хусырь», как балкарская область.

«Пятой народ состоит в разных пяти волостях и по оным и звание свое имеет, а общаго всему народу звания нет, из оных:
1. Волость Чегем — лежит на вершинах реки Чегема, от Баксану разстояние день езды.
2. Волость Безенге.
3. Волость Хулам.
 4. Волость Хусырь.
5. Волость Малкарь лежит в вершинах реки Черека, приезжая в Кабарду, покупают соль, также хлеба и рыбы по нескольку, а особливо в кабардинских угодьях, чрез несколько в году месяцев скот свой /л. 2/ пасут,
а когда у них в горах хлеб и трава родится довольная, и тогда оные соль покупают из Грузии и в горах,
отъезжая в дальные места, достают воды и из оной варят и скоты свои из гор не выгоняют,
 и сами в Кабарду уже не ездят, и кабардинцов к себе не пускают,
 за что с ними бывают ссоры и драки...»
Нам всем известны эти области: Малкар, Безенги, Холам, Чегем, но многим не понятно, где,  же находится область Хусыр.
На наш взгляд область Хусыр находилось по левой стороне реки Терек.

В Балкарии широко бытуют предания о том, что многие фамилии своё происхождение связывают с  Осетией. Да и в Осетии и Балкарии множество одинаково идентичных фамилий. В этом контексте нужные провести как исследования  ДНК анализов, так и исследование исторических документов и фамильных преданий.

В этой связи и следует напомнить, что княжеские роды балкарские  Басиятиды и Беделята дигорских князей считаются братьями.

Близкие к Черекскому ущелью Балкарии реки Лескен, Аргудан, Юч-кол, Хызны Баши.
Топониму – Чикола в Осетии  на наш взгляд дают неверное объяснение с ногайского языка: «уьч – «замерзать»,  кол – «озеро», - «замерзшее озеро» или «три озера…»
 В  этом топониме отчётливо слышится, и читается – Уч – Три; Кол- Ущелье или притоки реки.
Название  топонима, объясняется тем, что поселение Уч-кол (Чикола) расположено в северной части Ирафского района, недалеко от правого берега реки Урух. С тюркского языка: Ур-Бить, Быстрая, Бьющаяся и другое объяснение – Урук – Рождённая река и по обоим берегам реки Иланчык (Змейки или же переводится, как равнинная река) находится – Уч – кол (Чикола).
И не случайно в этом районе находится с похожим названием древнее поселение: «Хунсар, Хонсар (дигорск. Хонсар, иронск. Хуссар) — опустевший населённый пункт на территории Галиатского сельского поселения в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания…» История селения связана с фамилиями Мамсуровых, Торчиновых, Мирзоевых, Бегизовых. Согласно посемейному списку жителей на 1886 год здесь проживали Албеговы, Базровы (Базыровы), Дауевы.

И как не сказать о том, что о Басияни и Дигории писал известный грузинский историк Б. Вахушти:
«О Басиани.
К западу же от Дигории находится Басиани, бассейн большой, по которому протекает река, истекающая из лежащего между Рачой и Басиани Кавказа и идущая по направлению от юга к северу, длиною от Кавказа до Черкезис-мты; в его реку изливаются речки: с востока — вытекающие из лежащего между этим ущельем и Дигорией Кавказа, и с запада — из срединного между Сванетией и этим ущельем Кавказа, и по этим речкам переходят пути в Сванетию и Дигорию, а по истоку реки этого ущелья переходит дорога в Рачу, Геби и Лухуни.
 А граничится Басиани: с востока — срединною между Басиани и Дигорией горою Кавказ, с юга — срединною между ним и Рачой горою Кавказ, с севера — срединною между Басиани и Черкесией горою Черкезис-мта, с запада — лежащим между ним и Сванетией Кавказом. И этот Басиани страна устроенная, с селениями, населением, более прочих овсов знатным; имеются помещики с крепостными крестьянами.
И река эта стекает в Черкесию, потом вливается в реку Терек.
Но, сколько вершин Кавказа мы ни описали, разумей все вечно-ледовитыми и снежными, как и все поименованные нами горы Кавказа. Кроме того, сколько мы ни отметили селений с крепостями, башнями, всех их местное население называет городами, но поелику не имеют администрации и организации городов, мы их помянули здесь сёлами…»
Царевич Вахушти, География Грузии, изд. М. Джанашвили, Тифлис. 1904 г. стр. 136-156.
Балкария – сегодня уже не имеет границ с Имеретией, вот так сократилась территория Балкарии с одной стороны.
И с другой стороны Балкария граничила к северу с Кабардой и на 1794 год, Балкария уступила силе русского оружия кабардинским владельцам Атажукиным и Кайтукиным, бежавшим в 1720 году от отрядов крымскотатарского хана Саадет-Гирая равнину рек Чегема и Баксана под защиту русских штыков.
Об этом повествует: «Сообщения Ильи Макарова и др. коменданту Терки В. И. Заозерскому о добытых им вестях в большой Кабарде об отношении и претензиях крымского хана и различным группировкам кабардинских князей…», АВПРИ. Ф.115. Кабардинские дела. Опись.1.1720 г. Д.1.Л.97., Год (1720) Мая 24.
Кстати этот документ отсутствует в изданных в 1957 году сборнике «Кабардино-Русских отношениях» в 2-х Томах, это лишь говорить о том, что кабардинские историки не хотели, чтобы люди знали истинную историю.
Граница Балкарии с севера с Кабардой «Гора Кашкатау при реке Чегем…» это означает, что к востоку к Осетии земли от правой стороны реки Чегем и правой стороны реки Малки до Терека – это были земли Балкарии, в том числе и современная территория города Налчыкъ.
Под владения кабардинских владетелей подпали равнинные земли до предгорий рек Чегем и Баксан.
А когда случился мор в конце XVIII века, тогда, как пишет Паллас (1794): «Эти черкесы воспользовались этим предлогом, чтобы захватить входы, ведущие
в эти места, и пригрозили расстрелять любого, кто осмелится пройти через Кабарду, чтобы перекрыть всякое сообщение между Балкарами и русские разбили лагерь возле Баксана…» Вход в ущелье означает конец равнинных земель.

Из работы  С.Броневского: «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823 г.:

«…Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт  род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», сс.85-86.
Все указанные сведения и документы свидетельствуют, что на 1820 год, кабардинцы расселялись в среднем и нижнем течении рек Баксана и Чегема.
А более точную границу сообщает работа П. Буткова: «Чертою границы кабардинской к России поставляется: от Большой Кабарды река Малка, а от Малой Кабарды, Терек.
На левых берегах сих рек Кабардинцы не должны ни земледелия производить, ни скота содержать, потому, что если они прежде сими местами пользовались, то единственно по позволению российского начальства, каковаго снисхождения Кабардинцы поведением своим теперь, сделались недостойны…», с.59, «Материалы новой истории Кавказа, с 1732 по 1803 гг.», П.Г. Бутков, 1869.

О населенных пунктах на 1773 год известны по документам следующие балкарские поселения (названия даны, как написаны в документах):

1.Улу-Малкар,
2.Шаварда,
3.Гобсарта,
4.Адшалга,
 5.Исканта,
6.Чурдайра,
7.Мохаула,
 8.Бесинга,
9.Холам.
10.Ул-Эли,
11.Табениндшиль ,
12.Би,
13.Бердеби,
14.Мимала,
15.Адше,
16.Чегет,
17.Кам,
18.Арсундак,
 19.Булунгу,
20.Шерлиге,
21.Устощирт.

На этот же период не известно ни одно поселения кабардинского этноса.
Объясняется это кочевым характером жизнедеятельности кабардинцев и малочисленностью народонаселения  к началу XIX в.

Паллас (1794) писал: «Общие черкесы, и особенно кабардинцы, живут в деревнях, которые они часто меняют, в течение некоторого времени либо из-за плохой чистоты, либо из-за того, что они больше не находят в них достаточно безопасности;
затем они забирают лучшее дерево вместе со своей рухлядью и всем остальным.
Затем они ищут месторасположение жилья, чтобы основать там новую деревню; когда река не заполнена водой…»

Не кажется ли вам мои любезные читатели, что по такому состоянию дел говорить о том, что «В XVI в. Кабарда являлась динамично развивающимся государством…» глупостью…
Так оно и есть. Но эту глупость изрёк директор Института гуманитарных исследований (КБИГИ), доктор философии, Б.Х. Бгажноков в своей фундаментальной книге «Канжальская битва и политическая история Кабарды», Нальчик, 2008.
Как вам сентенции этого автора:
«В XVI веке Кабарда являлась динамично развивающимся государством…

Царь Иван IV, заключил с кабардинцами военно-политический союз…

Кабарду называют по сравнению с другими политическими образованиями на

Северном Кавказе «обширной», «великой», «огромной», «аристократической», c. 9, Бгажноков.

Некоторые умозаключения кабардинских историков по истории «Канжальского сражения», по меньшей мере, удивляют своей категоричностью; столкновение с Крымом толкуется в качестве попытки «…нейтрализации Кабарды, как страны, способной оказать действенную помощь в войне Петра I c Карлом XII. Разгром крымско - турецкого войска кабардинцами сорвал эти планы…», c. 43, Бгажноков.

Это та Кабарда, которую мы узнали: «Кабарду называют по сравнению с другими политическими образованиями на  Северном Кавказе «обширной», «великой», «огромной», «аристократической…»

Этот гениальный и ограниченный труд принадлежит коллективу Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук!!!

Справка
Научное определение государства выглядит так: государство - это организация, обладающая следующими признаками:
руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним;
специальный аппарат управления и принуждения;
территория;
население;
суверенитет;
общеобязательный характер актов государства (законов, судебных решений и др.);
монополия на легитимное насилие;
наличие государственной казны и налогов.


Вот это Кабарда о которой пишет Паллас (1794):  «особенно кабардинцы, живут в деревнях, которые они часто меняют, в течение некоторого времени либо из-за плохой чистоты, либо из-за того, что они больше не находят в них достаточно безопасности;
затем они забирают лучшее дерево вместе со своей рухлядью и всем остальным.
Затем они ищут месторасположение жилья, чтобы основать там новую деревню; когда река не заполнена водой…»

Кабарда, о которой пишет С. Броневский:

«Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», и не имеющие ни одного поселения отмеченного на карте или в исследованиях историков, путешественников на начало XVI в.,

называют:

 «динамично развивающимся государством…» заливают населению Кабардино-Балкарии мифы о миллионах черкесах, о великих сражениях…»

Тогда, как на самом деле, как пишет советский историк Кушева Е.Н в своей работе:
  «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI- 30-е годы XVII века)», пишет: «…Первый вопрос, который встает при изучении хозяйства кабардинцев XVI – XVII вв., это вопрос о том какую территорию они занимали в названное время…

 Более определенные письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI века, когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека…

 Источники XVI-XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников. Кабардинские поселения этого периода археологами не обнаружены», с. 91-92, Кушева.

Какова же версия сторонников грандиозного «Канжальского сражения», а главное – на чём, в конце концов, она базируется, если в информации современников Каплан-Гирая следов войн и крупных сражений не имеется?

Приведём несколько цитат.

«…Несмотря на обилие источников, восстановить в деталях всю картину боевых действий очень сложно. Тем не менее, некоторую логику и вероятную последовательность событий представить можно. Например, с уверенностью можно сказать, что решающей битве в верховьях р. Малки предшествовали боевые действия, продолжавшиеся почти каждодневно в течение июля и августа 1708…»  Июль, август – затяжные бои.., с. 25, Бгажноков.

«…Из этого следует, что в этом районе Баксанского ущелья, где находились десятки кабардинских аулов, была выстроена целая система укреплений, служившая надежной защитой от натиска многотысячных крымско-турецких войск. Не случайно даже речка в верхнем из упомянутых укреплений получила название Бру, что в переводе с кабардинского означает «укрепление», «заграждение»…», с. 29, Бгажноков.

О десятках кабардинских аулах в Баксанском ущелье Бгажноков загнул, эти аулы ни Гильденштедт, ни Паллас, ни Броневский не увидели и даже в преданиях не услышали.

Паллас: «Их история и происхождение полны неопределенности…»

В 1708 году, кабардинцы расселялись по левой стороне реки Терек.

   О местонахождении кабардинцев по рекам Терек, Сунжа со второй половины  XVI  и середины  XVIII вв. по рр. Баксану и Чегему, есть сведения в "Книге Большого Чертежа" 1627 г.; Известия Кавказкаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго общества. Том IV. Тифлис. 1875-1877. и др.
 Балкарские название – Буруу, что означает ограждение, на любом тюркском языке стали загадочным кабардинским «Бру».
На самом деле в районе современного кабардинского села Заюково и балкарского селения Бедик имелись со времён эпохи Тамерлана ограждения устроенные асами и аланами, предками балкарцев и карачаевцев, названия которых сохранились в народе, как: «Къазылгъан Буруу- Отрытый Ров» в районе селения Заюково, где ранее были кабаки известного нам балкарского князя Темиркъана и его сына Ачемеза. И в районе селения Бедик- «Ишленген Буруу - Построенное ограждения» и на самом деле и сейчас на этом месте видны остатки этого каменной кладки и всё это связано с историей Балкарии и Карачая.
Паллас, который писал свою работу  «Второе путешествие де Палласа, или путешествия по Российской империи, в 1793 и 1794гг.», не заметил, да и не знал, что такое сражение было или могло быть в 1708 году.
А, кабардинские историки Б. Бгажноков и Е. Муратова подправили его труды, что якобы и Паллас об этом писал.
В целом, даже беглый анализ работ по проблеме так называемой «Канжальской битвы» приводит к печальным выводам. Цели подавляющего большинства публикаций по этому направлению не лежат в пространстве научного поиска.

Муратова, Эржибова: «В XVII в. они снова признали власть Крыма, и когда попытались стряхнуть это ярмо в начале XVIII в., крымский хан вторгся с войсками в Кабарду. Черкесы, укрывшись за каменными валами в узком ущелье верховьев Баксана, ночью напали на крымский лагерь, убили хана и рассеяли его армию…», «История Кабарды и Балкарии в научном наследии Петра Симона Палласа», авторы статьи Е. Г. Муратова,
Ф.А. Эржибова: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, № 173 E-mail: lena gm@mail.ru, ershibowa@yandex.ru.

Профессор Муратова правит Палласа: «здесь речь у Палласа идет о событиях 1708 г., вошедших в историю под названием Канжальская битва...», сражения или битвы, которого не было.

Вот такая краткая история о том, как создаются мифы в Кабардино-Балкарии.



Хадис Тетуев, 07. 09. 2021г.


Рецензии
Как то странно, Тетуев Х. цитирует царевича Вахушти, упуская важные наблюдения: поставлю некоторые важние суждения Вахушти :
.
"Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули, Валагири, Пайкоми, Дигори и Басиани. По разорении и опустошении Овсетии Батыем, овсы, оставив долины, укрепились в Кавказских горах. Вот самые известнейшие фамилии овсов: Басиани, Бадёлидзе, Черкесидзе, Тагаури, Куртаули, Сидамони и Чахиладзе. После того как Овсетия была опустошена и овсы поселились в горах Кавказа, Овсетия (в предгорьях) стала называться Черкесией или Кабардо, а горы — Овсетией".
.
"Границы современной Овсетии суть: Трусо, Хеви, ...... с сапада — Кавказские горы, лежащие между Рачой и Жгеле и между Басианом и Сванетией.
.
"О Басиане. По западной стороне от Дигории находится большое ущелье — Басиани, по которому протекает речка, истекающая из межгорья рачинского и басианского. Ущелье это простирается от Кавказа до Черкезис-мта (до Скалистого Хребта К.Ю.). В басианскую речку изливаются все реченки, истекающие из межгорий дигорского, кавказского, сванского и басианского, и по этим речонкам переходят дороги в Сванетию, Дигорию и в Рачу чрез Геби и Лухуни. ...... Басиани страна населенная. Здешние овсы знатнее всех прочих овсов ..... Басианская речка, вступая в Черкесию, впадает в Терек".
.

.
Вот выдержки из архивного документа от 1743 г. "Известия о горских народах" записанного в Коллегии иностранных дел в Санкт-Петербурге: "Пятой народ состоит в разных пяти волостях, а общаго всему народу звания нет, из оных: 1. Волость Чегем. 2. Волость Безенге (аулы Шики и Тубенель). 3. Волость Хулам. 4. Волость Хусырь (осет. хусар "солнце, солнечная сторона", предположительно в ущ. Псыгансу, южнее теснины в Скалистом хребте). 5. Волость Малкарь; все дают дань либо малую подать старшему кабардинскому владельцу Магомед Кургокину и Арасламбеку Кайтукину"; "А оной народ, как и выше о Чегеме написано, имеют малых своих владельцев, а язык у них особливой, они ж употребляют и татарской язык издревле, оные были христианскаго закона, который и ныне многие из них содержут и соблюдают посты..., а владельцы их в махометанском законе, токмо все грамоте не умеют", "Оные горские народы живут в крепких и непроходимых местах, и когда Большой Кабарды владельцам случаетца над ближними им народы чинить поиски, и тогда ходят на них партиями от 50 и до 200 человек, и наперед, тайным образом осмотря, захватят тесные проходы, и для охранения тех проходов оставляют несколько человек кабардинцов пеших с ружьем, и таким образом, учиня поиски, возвращаются с добычею а ежели ....", "Оные народы весьма военные, имеют ружье огненное, также сабли и кинжалы и между ими частые бывают ссоры и драки и перемирие, и к грузинам от большой части по закону склонны", "Скота имеют отчасти лошадей, ишаков, коров, а овец и свиней у них довольно, и все оные горские народы едят и свиное мясо"(ЦГАДА, ф. 199, оп. 348., д. 7, лл. 1-4.).
.
Поставлю еще раз Малкондуева, хоть вы его и обвиняли в тяжких грехах: Малкондуев Х.Х. свидетельствует: «Дигорский язык в горах Балкарии сохранялся до 18 в., о чем говорят как полевые материалы, так и архивный документ 1743 г., в котором речь идет о языке обитателей ущелий Чегем, Хулам, и Черек: «язык у них обособливый, они же употребляют и татарский язык», «Под обособливым языком имелся ввиду дигорский, который, исчез в Балкарии в конце 18 в., старики рассказывали, что их деды знали дигорский язык и могли исполнять на нем песни"
Малкондуев Х.Х. все говорит правильно.
.
По заключению проф. Мудрака О.А, специалиста по алтайским и тюркским языкам и сравнительно-историческому языкознанию (2023 г., с. 1727), на основании анализа заимствованной лексики в карач.-балкар. языке можно сделать вывод, что заимствования не являются следствием языковых контактов, данные заимствования указывают на ассимиляцию другой языковой общности с сохранением оставшейся лексики в старом звучании, следует предполагать очень недавнюю ассимиляцию осетинского населения данного региона тюркской языковой доминантой. Следует говорить о безусловной доминанте осетинской (дигорской) культурной лексики и учитывать осетинскую составляющую в складывании карач.-балкарского народа. Это было показано Абаевым В.И. в 1949 и 1960 г. Отчасти это подтверждается данными 18 в., сообщаемые царевичем Вахруши (сведения на конец 17-начало 18 века, издано 1745 г.).
.

Юрий Кисилев 5   29.06.2025 12:36     Заявить о нарушении
Бештау - название тюркское.
Но признак-число "пять" присущи многим языкам, например р.Пядж, ущ. Пандшер "пять речных ущелий", Пенджаб "пять вод".
Бештамак - низовье рек перед впадением в Терек, тоже тюркизм.
Кашхатау - ныне, с 1875 г. балкарское село, выселенцев из Черекского ущ, Поселок в окружении лесов, название перенесено с названия хр. и вершины ( на совр.карте г.Чирахкенд).
Кашхатау - это тюркское название Пастбищного хребта (Зубов,П. Картина кавказского края, часть 3. 1835 г.), После степи идёт Лесной хр. (г. Издара или Сарай из sar/saer "голова, вершина", в осет., персидском).
Затем по выше Пастбищный хребет в виде сегментов и и отд. высот (он уплощенный сглаженный, горная степь, либо луга), отсюда название "лысый, без растительности" - вид из далека, с плоскости), вершины этого хребта в г.Кашхатау/Чирахкенд и хребет, г. Далее на запад - г. Сухяла, Баштюз, Брукол, Джинал, Боргусан.
Далее Боковой Хребет (в нем Эльбрус) и затем Главный водораздельный хребет.
.
Пра-родина тюркского языка, не Кавказ, не Казахстан, и не Ср.Азия, - это западная часть региона Внутренняя Монголи Китая, склоны Монгольского и Гобийского Алтая.
Это доказано сравнительн-исторической лингвистикой.

Вы уважаемый, Тетуев Х., маловато, читаете серьезной литературы по теме, слабова-то знаете географию горной части КБР, зациклены на авторов типа автора "Двух Сарматий"; пешком в горы через перевалы не ходите, и никогда видимо ходили.
Будьте здоровы.

Юрий Кисилев 5   29.06.2025 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.