О некоторых закономерностях развития общества

     Как христиане нашли метод, позволивший им внедрять свою религию во многих странах мира?  А для этого необходимо лишь перейти от созерцания к осмысленному наблюдению, чтобы проанализировать все текущие событии в происходящей действительности, находить  им объяснения и даже предсказывать, как события будут развиваться в дальнейшем!

     Если анализ состоит в расчленении событий для отделения закономерного в них от случайного, порядка от хаоса, в умении расчленять сложное на простые составляющие, то пытливому уму откроется очень многое!

     Так на основе логических умозаключений стал  развиваться диалектический метод и многое необъяснимое прежде получило своё объяснение.  В своё время О.Конт  открыл «Закон интеллектуальной эволюции человечества  или Закон трех стадий». Конт говорил, что согласно его доктрине, все наши умозаключения, как индивидуальные, так и общественные, должны неизбежно пройти последовательно через три стадии, которые и определят истинность знания – опыт, практика и наука!  Если что-то не будет подтверждаться хотя бы одним, то это не будет истинным знанием!

     И Маркс в своё время заявлял, что есть три формы общественного сознания – теологическая, метафизическая и научная.  Если знать, что метафизика это раздел  философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы  реальности,  мира  и  бытия  как такового, то научная форма является наиболее правильной. Особенно если знать, что наука это систематизированные знания в какой-либо области человеческого познания.

     Так в истории состоялась периодизация - условное деление исторического процесса на определённые хронологические периоды на основе как реального времени, так и реальных событий. Если логика это система доказательств или опровержений на основе причинно-следственной последовательности суждения о происходящих процессах, то используя эту систему в результате рассуждений можно подойти к тому, что существует логика противоположная истине и эту логику психиатры назвали кривой логикой. И если на ней станет основываться метод мышления, то он будет кривым или паранойяльным, а не нойяльным.

     Теперь можно сказать, что ум, использующий в умозаключениях традиционную логику и соответствующий метод, увидит закономерность, определяемость и предопределённость разных процессов происходящих во Вселенной. Традиционная логика позволит и науке, и метафизике правильно прогнозировать эти процессы. А вот кривая логика не позволит этого делать из-за любой ошибки закравшейся в сущнось определения исследуемого процесса.

     Ошибка может быть непреднамеренной и может быть и преднамеренной, как это часто происходит в экономике, в политике, в семейных и в других общественных отношениях.

      Если экономика это хозяйственные отношения  направленные на удовлетворение потребностей членов общества, то наука занимающаяся этой областью взаимоотношений в обществе называется политэкономией.  А наука не может терпеть ошибок, заблуждений, паранойи, в том числе и неэквивалентного товарообмена в коммерции для того, чтобы безошибочно прогнозировать развитие общества.

      Но как же теперь разобраться в том, что происходит в экономике, если нет условий для проведения научного анализа?  Если почти всё то, что  происходит в экономике, основанной на кривой логике? А ведь экономика это базис, на который опирается политическая надстройка  любого общества. Как управлять тем, чем в принципе нельзя управлять? Как понять то, чего ум, использующий одну только традиционную логику понять не в состоянии?

     Человек не животное, он составляет свой образ будущего, личный социальный проект, в котором он имеет престиж, признание, состояние, высокий социальный статус и прочее. Этот образ он встраивает в социальную реальность, которая либо позволяет ему реализовать мечту, либо нет, что действует как судьба, которую не все согласны принять без борьбы, то есть без навязывания своей воли и своего представления счастья другим людям.

     «Мир как воля и представление» - это работа немецкого философа Артура Шопенгауэра. Даже одно название работы указывает на то, что для человека мир это не столько объект, природа, сколько проекция. Но эта проекция двузначна. Для одних это отражение того, что есть, для других это собственное умозрение: это образ, который должно принять общество по его воле!

     Так когда-то очень удачливый и успешный человек в России, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв, решился на то, чтобы изменить мир, сделать таким, каким он был в его воображении. Он провозгласил новое мышление, плюрализм, многообразие форм собственности, демократию. Но фортуна изменила ему в удаче. В его судьбу вмешалась чья-то более мощная воля. Получалось, что он смог сделать лишь отведённую ему часть той работы, в результате которой развалилось, казалось бы, очень мощное и нерушимое государство…

         В это же время подобные изменения в виде системной приватизации начались и в КНР, но при единстве партии, народа и государства это не привело к таким последствиям, как в СССР. Китаевед Н.Вавилов в одном из своих видеороликов на ютубе «Левый поворот в Китае» сказал, что более сорока лет в КНР государственная экономика превращалась в частную. К 2019 году частный сектор экономики в КНР составил 60%, а 40% пришлись на государственные монополии. При этом 80% работников частного сектора работали на предприятия, ориентированные на экспорт, в том числе в США и ЕС.

         Как известно, в ноябре 2002 г. на XVI съезде КПК Ху Цзиньтао был избран генеральным секретарем ЦК КПК. В марте 2003 г. на сессии ВСНП он получил высший государственный пост – председателя КНР. В 2003 г. прошел третий пленум ЦК КПК (на третьих пленумах традиционно принимаются ключевые экономические решения), по итогам которого были приняты лозунги "Ведущая роль рынка в сфере распределения ресурсов" и "Оздоровление государственного макрорегулирования".

     Ху Цзиньтао поддерживал курс на построение в стране своей модели капитализма. Госпредприятиям было рекомендовано изменить форму собственности путем акционирования, а партийные ячейки снижали контроль за хозяйственной деятельностью компаний. В результате проведенных Ху Цзиньтао реформ КНР достигла рекордного темпа увеличения ВВП: в 2007 г. прирост экономики составил 14,2% (данные Всемирного банка).  Под руководством Ху Цзиньтао Китай стал второй экономикой мира.  В 2012 г. КНР обошла США по объему внешней торговли.

     Но как это изменило жизнь народа Китая, стало больше гуманизма, равноправия и социальной справедливости, или произошло только  ещё больше экономическое расслоение общества на богатых и бедных? 

     Ху Цзиньтао относится  к "четвертому поколению" китайских руководителей (первое "поколение" - Мао Цзэдун, второе - Дэн Сяопин, третье - Цзян Цзэминь).

     До Ху Цзиньтао Цзян Цзэминь не только продолжил те реформы, которые были начаты еще до него Д. Сяопином, но и смог внедрить новые.

      Дэн Сяопин 10 лет занимал должность генерального секретаря ЦК КПК, начиная с 1956 года.  При Дэн Сяопине были отменены народные коммуны. На смену им пришли семейные подряды. Новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, которые можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

     Приходит Си Цзиньпин к власти и в 2013 году объявляет один пояс один путь. «Понятно,- говорит китаевед Н.Вавилов,-  что до этого Китай и США сращивались в единый экономический организм». И вот разворот на 180 градусов.      
    
     Мы видим как бы начало обратного процесса на новом хронологическом витке. Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин всё больше становится похож на И.Сталина, который проводил борьбу с новой экономической политикой Ленина. Он наращивает огосударствление ранее приватизированной собственности, стремясь надолго закрепиться на лидирующих позициях. И хотя противники Си Цзиньпина пытаются перехватить власть, используя эпидемию коронавируса, начавшуюся в Китае в конце 2019 года, это ещё не сам факт его устранения.

     Не столь явно ослабление позиции левых либералов, пришедших во власть на волне горбачёвских реформ, происходит в настоящее время и в России.

     Заметим, буржуазная (Синьхайская) революция  в Китае, свергнувшая монархию — империю Цинь началась Учанским восстанием в 1911 году и закончилась 12 февраля 1912 года отречением шестилетнего императора. А 1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская Народной Республика, и завершилась китайская социалистическая революция. Но уже в 1956 году под руководством Дэн Сяопина исподволь буржуазный строй начал возвращаться, грозя распадом Китаю, наблюдаемым во время буржуазной (либеральной) революции.

     Это могло означать, что, во-первых, борьба людей, отстаивающих противоположные идеи и социальные проекты, не прекратилась. Во-вторых, что ликвидация одной единой формы собственности на средства производства ради частной формы собственности ведёт страны к раздробленности из-за  погони за прибылью, которая есть преднамеренная ошибка в расчёте стоимости товара.

     Частная собственность предполагает не одного, а множество – плюрализм собственников, мышление которых опирается на кривую логику. Эти собственники выступают против государства, за рыночную анархию – за хаос, который олицетворяет эклектику - отсутствие единства, всеобщей связи, детерминизма, закономерности в мире, который есть в их представлении и  умозрении. Другого они не видят, не знают и не хотят знать.

     Поскольку есть лица с противоположным умозрением и мировоззрением, ядром которого является не философия сама по себе, а философский алгоритм мышления, связанный либо с традиционной логикой, либо с кривой логикой, то между этими лицами начинается борьба. Смена перевеса сил в борьбе определяет то, в какую сторону меняется общество, в сторону централизации, или децентрализации.

     Доказательством является то, что в истории древнего Китая между династийными периодами, представляющими государственные образования, пролегают периоды «смутного времени» - административно–территориальной раздробленности страны, на что указывают терминологические определения: «Эпоха борющихся царств 403 – 221 гг. до н.э.», «эпоха Шести династий 220 – 589 гг», «Троецарствие с 220 по 280 год нашей эры» и так далее.

     Как известно, первым вошёл в историю как создатель и правитель первого централизованного китайского государства униат, а не эклектик  Цинь Ши хуанди.  Вместо того чтобы раздать новые земли в управление и на прокорм своим родственникам и другим аристократам Цинь, как делалось традиционно, Цинь Шихуанди вывел на первый план бюрократию и централизацию.

     Таким образом страна была разделена на административные округа, где управляли назначенные императором чиновники, причем происхождение не играло никакой роли и получали они исключительно государственное жалованье. Радикально решался вопрос и с этничностью. Все были объявлены равными гражданами и назывались "черноголовые". Любые упоминания о старых названиях народов были запрещены под страхом наказания. На первый план выводилось принадлежность к государству, а не принадлежность какому-либо феодалу или этносу.

      Были проведены крайне эффективные реформы практически во всем. Вплоть до таких вещей как длина оси колесниц, которая была стандартизирована по всей империи. Вообще было стандартизировано все - единая валюта, единая сеть дорог, которые строились под стандартизированные повозки, единая система иероглифов, которая до этого была разной в разных царствах и княжествах и многое другое.
         
     В России к типу Цинь Шихуанди можно отнести Ивана Грозного, Петра Первого, Иосифа Сталина.

     Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что если повторяются в истории типы правящих личностей, значит могут повторяться и проекты будущего общества. А то, что часто повторяется, можно учитывать при прогнозе будущего!

     И вот мы видим, что уже пять тысяч лет, начиная с Шумер в мире всегда есть люди, стоящие за эквивалентный продуктообмен, за равноправие и за социальную справедливость, но на разных уровнях диалектической спирали развития.  Также в обществе всегда есть люди, стоящие за неэквивалентный продуктообмен, за социальное неравенство, за кривую логику.

     Наш 21 век характеризуется тем, что как и всегда, в зависимости от того, с какими убеждениями люди сплочены и организованы лучше, так и будет развиваться общество!  Важно только, что для достижения цели необходимо чётко поставить задачи, хорошо знать законы развития общества и убедить большинство в необходимости достижения этой цели!

     И для реализации какого будущего будем объединяться, господа россияне? Или всё, что происходит сегодня в России вас всех устраивает?


Рецензии