Хроники Апачерии. Век 21. Элбис Онеа Найче Хугар

С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871



Хроники Апачерии. Век XXI.

https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xxi/

Элбис Онеа Найче Хугар


2012.

13 июня 2012 года, в полдень, Элбис Онеа Найче Хугар (Еlbys Onea Naiche Hugar) умирает в возрасте 82 лет в Mescalero (округ Отеро, Нью-Мексико) в окружении своей семьи, прямых потомков вождя чирикауа Кочиса. Элбис была правнучкой Кочиса. Ее дедом  был Найче, один из двух сыновей Кочиса. Найче был последним лидером единственной свободной группы индейцев в Америке в 1880-х годах, наряду с Джеронимо. Найче был военнопленным в течение почти 28 лет, наряду с другими апачами чирикауа. Его сын Кристиан Найше-младший, отец Элбис Хугар, родился военнопленным.

 
Апачи чирикауа были в заключении дольше, чем любая другая индейская нация в истории США. В течение этих 28 лет они жили в очень суровых условиях в Алабаме, Флориде и Оклахоме.

Когда они были освобождены в 1913 году, некоторые из них отправились в Нью-Мексико, где апачи мескалеро приветствовали их и уступили часть своей земли. По сей день они живут рядом с апачами-мескалеро и липан.
Элбис  была последней в своей деревне, последней в своем поколении. Все ее близкие родственники скончались.


В родной традиции женщин называют «дарителями жизни». Это те, кто принимает решения. Для апачей Элбис была выдающейся женщиной, почитаемой и уважаемой всеми. На протяжении всей своей жизни она была отличным примером для других женщин-апачек за ее изящество, красоту, доброту, щедрость и лидерские способности. У нее был необычный талант делиться обширными знаниями, которые она  унаследовала.

Вот почему было в порядке вещей, когда Элбис разыскивали режиссеры кино и историки. Она была непревзойденной в своей преданности сохранению родного диалекта апачей, и ее знания часто нужны были для того, или иного важного дела.
 
Элбис была соавтором первого словаря апачей мескалеро. и консультировалась с многочисленными кино и телевизионными проектами, включая «Know Your Roots» (поис корней, телепрограмма),  «Geronimo and The Apache Resistance»(Джеронимо и сопротивление апачей), «The Missing and Geronimo» (Пропавшие без вести и Джеронимо, из серии PBS, We Shall Remain- мы останемся).

Элбис работала с Роном Ховардом в 2003 году в качестве лингвиста и историка, чтобы подготовить его актеров к отмеченному наградами фильму «Исчезнувшая» (Последний рейд),  с Томми Ли Джонсом и Кейт Бланшетт в качестве исполнителей главных ролей.  Это было в первый раз, когда на истинном диалекте чирикауа заговорили актеры. Даже в фильме Уолтера Хилла 1993 года «Джеронимо: американская легенда» язык был неправильным, и актеры говорили не на языке чирикауа а на диалекте западных апачей.

 
Элбис сделала язык апачей в  «Исчезнувшей» как можно более аутентичным, давая ведущим актерам уроки произношения каждый день, в течение нескольких часов. Она была на съемочной площадке ежедневно, слушая диалоги в наушниках, чтобы убедиться, что говорят правильно, поскольку атабаскано – это один из самых сложных языков для освоения. 

Элбис сделала свое последнее появление на шоу  «Путешествия, приключения и кулинария» BBC America. Она заканчивает эпизод «Round Dance» (хороводный танец), традиционным социальным танцем апачей.

 
Она жила простой жизнью. Ее имя и история упоминаются во многих книгах, и ее родословную продолжают восемь детей: Джойс Уотерс, Дебби Найче Мартинес, Джеки Блейлок-старший, Джеймс Натчез, Деннис Блейлок, Рональд Блейлок, Трой Блейлок-старший и Альда Мэй Энджади, а также ее 22 внука, и 39 правнуков.

Она была похоронена в субботу, 16 июня 2012 года, рядом с могилами многих исторических лидеров и вождей апачей, таких как ее дед Найче, и отец Кристиан Найче.

Элбис говорила,
что если мы слышим гром,
когда кого-то хоронят, то это означает,
что он приближается к загробной жизни,
и если пошел дождь,
то это Бог смывает его следы.

Когда ее гроб был опущен в могилу, ее дети и небольшая группа певцов исполнили старую традиционную песню апачей. И тогда вдруг в небесах над их головами пророкотали громкие раскаты грома, как будто Бог был наготове. А когда ее похоронили, на присутствующих обрушился дождь, который вымыл все дочиста, а вдалеке послышался боевой клич апачей, за которым последовали оглушительные выстрелы, эхом разнесшиеся по горному каньону.   

Согласно традиции апачей, мужчины семьи бросали лопатами землю на нее и ее вещи, которые были похоронены вместе с ней. Элбис была сильной традиционной женщиной, и обладала Силой  даже в свой последний день на Земле.

Элбис ушла к своему создателю, Усену, Богу апачей. Хотя она и была традиционной женщиной-апачкой, она также была и христианкой, которая следовала  учению Христа. В конце своей жизни она читала  Библию, от начала до конца.

Апач никогда
не прощается.
Он говорит
naan dus tse l ! -
мы увидимся снова!


   Jay Tavare (участник похорон, актер, певец, писатель, гуманитарий).
         
 

 «Я был так тронут эмоциями, когда меня пригласили в Мескалеро (резервация), чтобы почетно нести гроб, и быть одним из немногих ораторов на ее службе в субботу, 16 июня 2012 года. Мы последовали с ней на священное кладбище, где находятся могилы многих исторических деятелей апачей, и руководителей, включая вождя Найче, ее деда, и Кристиана Найче, ее отца.

Я чувствовал себя благословленным священной пылью старого кладбища, когда помогал укрыть ее в последний раз. Элбис была сильной традиционной женщиной, и я чувствовал, что она обладала властью даже в свой последний день на земле.

 

Я всегда буду дорожить тем фактом, что она дала мне мое взрослое апачское имя ‘E na ‘l di n, что означает Тот-кто-помнит. Она приняла меня в свою семью, и именно поэтому меня встречают с такой любовью и уважением всякий раз, когда я приезжаю в резервацию в Нью-Мексико.

Она научила меня всегда делать все что в моих силах,  и иметь добрые намерения во всем, что я намеревался сделать. Она всегда говорила: «gu ‘zhu daa l», что означает «Пусть случится все хорошее», чтобы подчиниться воле чего-то высшего, даже если мы так сильно хотим, чтобы наши собственные желания проявились. Она также научила меня  всегда «оставаться сильным», независимо от неблагоприятных факторов. Она говорила: «Nan ‘t l ‘ as,  мой сын, продолжай быть сильным».

Когда я рассказываю об этом, мое сердце переполняется печалью, но я сдерживаю слезы, потому что знаю, что Элбис теперь свободна от боли. Я знаю, что она на пути к своему создателю Усену, Богу апачей. Хотя она была традиционной женщиной апачей, она также была страстной христианкой, которая следовала учению Христа. В конце своей жизни она в третий раз перечитывала Библию, от корки до корки.

Она живет в сердце и духе всех нас, кто имел удовольствие и привилегию знать эту истинную американскую икону.

Апачи никогда не прощаются. Мы говорим:  naan dus tse l  - увидимся снова, моя дорогая Элбис.

 
(Мой предстоящий музыкальный альбом «Слезы шамана» будет посвящен памяти Элбис Найче Хугар».


Рецензии