Пророчество безумного поэта

В 1722 году в Старой Доброй Англии родился некто Кристофер Смарт, сын управляющего имением лорда Вейна. Мальчик рос, рос и, наконец, настолько понравился лорду, что тот оплатил его обучение в престижном Кембридже, где молодой человек прослыл первым поэтом ВУЗа.
К сожалению, высшее образование не помогло Кристоферу разбогатеть, он растратил свое скромное состояние и превратился в «поденщика пера», обивающего пороги лондонских журналов и издательств. В 1758 году наш журналист сходит с ума и в психлечебнице, где ему пришлось обретаться целых три года, сочиняет «Ликования из Бедлама» - своего рода дневник безумца, в котором имена из Библии и апокрифов вкупе с «божьими творениями» (животными, растениями, плодами) причудливо сочетаются со странными, подчас забавными суждениями и религиозно-философскими сентенциями вроде (перевод - Г.М. Кружкова):
«…Да возрадуется Андрей с Китом, в одеяниях синего цвета, который есть сочетание  неповоротливости и проворства. Ибо они обращают против меня свое железо гарпунное, потому что я беззащитнее прочих…»,
или
«…Да возрадуется Иуда с Лещом, рыбой меланхолической, живущей в глубине незамутненной. Ибо я вмещаю больше веселия и печали, чем другие…»,
или, наконец,
«… Да возрадуется Матфей с Пучеглазиком, чьи очи повернуты к Господу. Ибо я любопытен в Боге и защищаю мудрость Писания против праздных выдумок…».
Значительная часть «Ликований» Кристофера Смарта (56 из 145), между прочим, посвящена любимому коту по кличке Джефри, «ибо он из племени Тигра; несет дозор Божий против супостата; противостоит Дьяволу, сиречь смерти, своей живостью и проворством; не сотворит дела лихого, пока сыт; благодарно мурлычет, когда Бог ему говорит, что он хороший котик...» - ну и т.д. и т.п. Все эти восхваления венчаются безапелляционным утверждением, что «английские коты – самые лучшие во всей Европе».
Иногда безумца посещают мысли о женщинах:
«…Да возрадуется Нахманий с Майским Яблоком. Боже, пошли мне плоды в этом месяце. Ибо они весьма полезны для укрощения женщин…»
и
«…Да возрадуется Мисфереф с Длиннохвостым Попугаем. Ибо дерзость женщины неуклонно возрастает с грехопадения человеческого…».
Но, пожалуй, больше всего поражает следующее откровение сумасшедшего поэта:
«…Да возрадуется Филипп с Рыбой Бокой, умеющей говорить. Ибо АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК станет языком ЗАПАДА (заглавные буквы К. Смарта – А.А.)…».
Как в воду глядел.
В сумасшедшем доме поэт напишет свое лучшее произведение – поэму «Песнь к Давиду», которую впоследствии высоко оценят Э. Суинберн и Р. Браунинг.
Остается сообщить, что в конце концов Кристофер излечился (либо его излечили), покинул Бедлам и более ничего выдающегося не сочинил, уйдя из жизни в возрасте 49-ти лет.


Рецензии
Удивительно, как ему удалось выдержать три года в Бедламе при тогдашнем обращении с психически больными людьми.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   09.09.2021 11:39     Заявить о нарушении