Ностальгия по ушедшему миру

 НОСТАЛЬГИЯ ПО УШЕДШЕМУ МИРУ. МИРУ «НАСТОЯЩИХ» ВЕЩЕЙ. И – НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ!

 Смотрел, как наши хоккеисты (в очередной раз!) проиграли три матча из четырёх на "шведском" этапе турнира Европы. Подумал тогда: почему же вы, друзья, не можете порадовать нас "комбинационным хоккеем", что радовали наших отцов тогдашние советские "первые тройки" и "первые пятёрки"? Что вам мешает "закрутить карусель" у чужих ворот? Ушли старые мастера? Те, кто умели играть "в пас", а не только - на себя, любимого? Эх, почему бы ветеранам, кто покрепче, не тряхнуть стариной, встав на коньки и показав молодым оболтусам как это делалось раньше?

Подумал это, и тут же вспомнил, что ветераны -то как раз и играют. Даже ездят по городам и весям, радуя старое поколение болельщиков. (У нас команды ветеранов заиграли в 80-х, как с этим обстоит в Канаде и Штатах - не знаю, у них, может, такое было и раньше.)
До этого я уже писал о подобном феномене. Думаю, стоит привести эту статью полностью.
  «ЛИГА СТАРИКОВ» ГОЛЛИВУДА. НОСТАЛЬГИЯ ПО «НАСТОЯЩИМ ВРЕМЕНАМ». ЧТО НЕ ТАК С НАШИМ ТЕПЕРЕШНИМ МИРОМ?
 У Джека Лондона есть рассказ «Лига стариков». Сюжет его кровав и трагичен. Несколько стариков-индейцев решило сопротивляться экспансии белых. Племя их вымирает. Нет, его не загнали в  резервацию, хотя голод и болезни присутствуют. Белые выбивают дичь в окрестных лесах. Вводят свои законы – там не охоться, здесь не рыбачь. Заморские пришельцы уводят самых красивых девушек себе в жены. Спаивают юношей и молодых мужчин. Прививают им свои привычки -  молодёжь, что побойчее, бежит к ним в города, потому что там легче жить. Жить, как жили предки, они не хотят. Старейшины решили бороться. Объявить наглым пришельцам беспощадную войну. Но те из молодых, кто остался, не хотят воевать. Они спились, ослабели, у них нет воли к сопротивлению. И тогда старики решили сами взять в руки оружие. Тряхнуть, так сказать, стариной. Дать последний бой этим пугающим временам, что настали и губят людей их племени. Вернуть суровый и чистый мир, в котором жили когда-то.
 Лондон этим рассказом утверждает идею неотвратимости «прихода прогресса и экспансии белой расы, вытесняющей и ассимилирующей другие, «менее полноценные», народы. В советское время учителя литературы старались не рассказывать нам о этом, но бывший матрос из «Фриско» (Сан-Франциско) был тем еще расистом. Впрочем, теорией «борьбы рас» в начале ХХ века увлекались многие, до людоедских нацистских экспериментов дело ещё не дошло, а о «политкорректности» никто и не слыхал.
 Когда я, будучи школьником, читал этот рассказ, то искренне сочувствовал старому индейцу. Уже тогда Соединённые Штаты были в глазах советских людей сосредоточением мирового зла. Жаль было благородных коренных американцев, которых истребляли белые колонизаторы. Да еще таким иезуитским способом! Меняя саму жизнь и отнимая у них их собственных детей!
 А теперь внезапно понял, что наблюдаю похожее явление. Где в роли вымирающего индейского племени оказались мы сами. Не верите?
 Голливудские звёзды 80-х вдруг начали снимать сиквелы своих культовых картин. «Железный Арни» (Как теперь его называть? «Заржавевшим»? Больно неуважительно. ) снимается в новом «Терминаторе». Да и в последней серии «Хищника» в одном из отвергнутых вариантов финале хотели показать его постаревшего «Датча» - «Голландца». Жан Клод Ван-Дамм  снялся в ремейке «Кикбоксёра» (правда, уже в роли сенсея-наставника).  Но всех переплюнул «Слай» - Сильвестр Сталлоне. Он и не прекращал снимать бесконечные продолжения «Рокки» и «Рэмбо». Да еще засветился с многосерийным проектом «Неудержимые», куда собрал целую кучу «голливудских старичков».
 Казалось бы, участь постаревших актёров играть такие же «почтенные», возрастные роли. Каких-нибудь знаменитостей. Политиков, писателей… Или просто – людей своего поколения. Но нет. Что это? Нежелание стареть?  (Как раньше в театрах одряхлевшие «примы» чуть ли не до самой своей кончины исполняли роль юных джульетт, не желая «играть старух»?). Но в прошлые годы это вроде бы не наблюдалось как массовое явление. Вот и у нас в России последнее время постоянно пытаются снимать ремейки и сиквелы знаменитых советских фильмов – «Ирония судьбы 2», «Джельтмены удачи 2» и так далее. Получается не очень. Но желание наших режиссёров понятно – в старшем поколении наших соотечественников сильна ностальгия по Советскому Союзу.
 Неужели и западный зритель  (тот, который в возрасте) тоже тоскует по «добрым старым временам»?
 Пожалуй, так оно и есть. Ведь в современном кинематографе появилось еще одно направление: «ретро-картины» и «ретро-сериалы». У нас, кстати, оно особенно заметно. «Стиляги», «Оттепель», «Никогда не говори «Никогда», «Красная королева» и т.д.  Люди хотят смотреть фильмы о тех временах «Когда женщины были настоящими женщинами, а мужчины – настоящими мужчинами».
 Когда (добавлю от себя) мир вокруг нас не был «сделан из эрзацев и подделок». Когда костюмы и пальто передавались «по наследству» от отца к сыну, купленная семьей машина могла бегать десятилетиями, а не рассыпалась через пять лет, когда телевизоры, радиоприемники (особенно «японцы»), холодильники и стиральные машины тоже работали без нареканий долгие годы. Когда купив импортный товар, мы с уверенностью могли сказать  - вот это сделано в Англии, это – в Швеции, а это – в Германии ( «Западной» или «Восточной»), а не знать наперед, что всё «мэйд ин Малазия или Тайвань».
 …Когда у наших производителей сохранялся ещё  «дурацкий обычай» - класть в колбасу хотя бы толику настоящего мяса, не кормить кур и бройлеров антибиотиками, а быков и телят – стероидами, не вмешиваться в генную структуру овощей и фруктов, не класть куда ни попадя пальмовое масло и всякие «усилители вкуса», «загустители» и «заменители»…
 …Когда… А, впрочем – какой смысл перечислять дальше? Только травить душу себе и другим.
Вот и нежелание «голливудских стариков» уходить со сцены можно объяснить усталостью теперешнего зрителя от бесконечных «цифровых», «виртуально-зрелищных» фильмов. Где актерам не надо проводить как Чаку Норрису и Ван Дамму по несколько часов в ежедневных тренировках. (Для того, чтобы сняться в экшен сцены зачастую им достаточно просто висеть на канатах на фоне зелёного экрана.) Современный мир «эрзацев и подделок» берёт верх и в Голливуде, увы.
 Зритель моего поколения этого мира не принимает. Актёры-ветераны готовы поддержать нас в этом желании (И «немного подзаработать», конечно.). Но не превращаемся ли мы в «лигу стариков», пытаясь сопротивляться «приходу прекрасного нового мира»? Техническому прогрессу? Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой.  А ПРОГРЕСС ЛИ ЭТО? 

Вот и писал, что все эти идущие с продолжением боевики с "неудержимыми", бесконечные "терминаторы" и "рэмбо" - это не только и не столько, ярко выраженное желание "не стареть", а протест против сегодняшних времен. Где правят бал эрзацы и виртуальные миражи. Где певцу и певице не надо петь перед зрителями - обязательно будет "фанера" предварительно "приглаженная" на компьютере. А если будет снят клип, то и внешность "звезды" отфотошопят" - уберут лишний жир, морщины, улучшат цвет лица.
А актёру, снимающемуся в боевике, не надо изнурять себя тренировками - подвесят на тросах и снимут на фоне зелёного экрана, а потом что надо "подрисуют" компьютерной графикой.
Когда Ридли Скотт начал снимать "Прометей" и распорядился строить декорации (а это был март 2011-го - "новые времена" стояли на дворе) многие "киноспецы" в Голливуде крутили пальцем у виска: "Зачем так мучиться? "Нарисовали" бы компьютером - да и дело с концом!"
Но тут, возможно, тоже сыграл роль некий "протест" против "царства миражей".
Поймите, я вовсе не против технического прогресса и развития IT-технологий! Компьютеры - это здорово! Только вот когда это сочетается с застоем в других областях техники. До сих пор ездим на авто с ДВС, где электромобили и легкие электро-вертолёты, что нам обещали еще в 60-х? Где новые дома-башни, с внутренними парковыми зонами отдыха, спортивными сооружениями и реками в искусственных берегах, куда хотели переселить большую часть населения разросшихся городов (населения, а не офисы бесконечных банков и компаний!)? Где воздушные острова - термопланы, что подобно сегодняшним круизным лайнерам плыли бы в воздушном океане? Где подводные города, шахты и фермы? Где спутники-оранжереи, с обсерваториями и ракетными причалами, населенные десятками и сотнями исследователей - огромные, в виде колёс, где за счёт вращения поддерживается искусственная сила тяжести?
Лунные базы?
Нет этого. Новым хозяевам мира ЭТОТ прогресс не нужен. Компьютеры, Интернет, виртуальная реальность помогает "сильным мира сего" манипулировать основной массой населения, управлять ею.
Ну, а заодно нас, в буквальном смысле слова, кормят эрзацами.
Помню, как в советские времена как мы издевались над жилистыми курами, что (и то - не всегда!) , покупали в магазинах . "Синяя птица" - это про неё, родимую. Правда, в ней не было тогда антибиотиков и накаченной вовнутрь воды. (А в говядине и свинине - стероидов и гормонов.) Смеялись и над колбасой советских времен - "ухо, горло, нос..." Но в ней, в отличии от теперешней, хоть какое-то мясо было!
Не знали мы тогда, что молоко тоже, оказывается, можно подделать. И что за зверь такой - пальмовое масло.
А про машины и телевизоры, которые ГАРАНТИРОВАНО выходят из строя после СПЕЦИАЛЬНО ОТМЕРЕННОГО СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ мы даже не слыхали. Про одежду, которая линяет и расползается после одного сезона носки ( а обувь опять-таки ГАРАНТИРОВАНО разваливается).
Вот такой он наш теперешний мир - МИР ОДНОРАЗОВЫХ ВЕЩЕЙ И БЕСКОНЕЧНЫХ МИРАЖЕЙ.
И это - никакой не прогресс, друзья. Нас увело не туда. Совершенно. Именно в конце 70-х - начале 80-х "неоконы" ("новые консерваторы" - особая группа в западном истеблишменте) во главе с Рейганом в США и Тэтчер в Великобритании решили, что с этим миром, разделенным на два лагеря, где приходится обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни среднего класса, надо кончать - дорого выходит. И со всеми космическими "забавами" и уходом в глубины Мирового океана тоже следует завязать - это решили на совещании в Довилле еще в 67-м. Банкирам невыгодно. Нельзя, чтобы потенциальные клиенты "расползались" по Солнечной системе и морскому дну. Простой человек должен быть идеальным потребителем! Смотреть свои "миражи" и потреблять - то бишь покупать.
Правда, для этого надо было сначала покончить с Советским Союзом (Китай тогда не брали в расчёт.) Активное наступление на СССР, на советское общество началось, мне думается, где-то на момент начала Московской Олимпиады в 1980-м. Многие, кстати, тогда предчувствовали , что грядут "новые времена". Именно с этого момента человечество и свернуло с поступательного пути развития. Свернуло в тупик "безграничного потребления" и "мира
Pax Americana" .
Кстати, никогда не задумывались – а КОГДА ИМЕННО, В КАКОЙ МОМЕНТ случилось «отклонение» в истории нашего мира? Уродливое отклонение в сторону «мира эрзацев и виртуальных миражей»? Я вот уверен, что «вычислил» эту «точку бифуркации». Да, думаю, моё поколение и так этот день запомнило. Запомнило на всю жизнь…
…Мысль эта пришла на ум, когда наткнулся в You Tube на щемящую запись. Последний день Московской Олимпиады. Церемония закрытия. Над трибунами звучит неизвестная до того момента песня «До свиданья, наш ласковый миша…» Люди плачут, машут руками. Чувство грусти, чувство расставания просто зашкаливает. Даже сейчас. Почему? Мало ли хорошей музыки в мире и в Интернете! Композиция «Одинокий пастух» например… Но вот читаешь комментарии под роликом…
 «…Хочу обратно в СССР! Кто со мной?..», «…Люди были лучше, душевнее…», «…Мне 13, я не застал СССР, но почему сердце сжимается, когда слышишь первые слова этой песни?..» И так далее, и так далее…
 …А люди на трибунах? Тем летом 80-го в Москву приехало огромное количество иностранцев. И у большинства их во время церемонии прощания тоже были глаза на мокром месте. С ними-то что произошло?! Не все «гости Олимпиады» (особенно, граждане стран тогдашнего НАТО, жители «прифронтовой» Западной Германии и всяких «прочих Италий и Голландий») были «горячими сторонниками и друзьями страны развитого социализма». Но чувство глубокой печали, чувство утраты охватило большинство людей, собравшихся в Лужниках.
 Кажется, я нашел ответ в отзыве на ролик одной женщины. Не буду полностью приводить здесь ее комментарий. Главная мысль, которую она высказала: «Уже в тот момент мы поняли, что такого счастья, единения и праздника уже больше никогда не будет. ЧТО ЭТА ЭПОХА УХОДИТ НАВСЕГДА!..»
 Можно, конечно, сказать, что это сказано по прошествии лет, с послезнанием о том, что случилось после. Но я почему-то верю этой женщине. Известно ведь, что «представительницы лучшей половины человечества» живут не столько голой логикой разума, сколько – чувствами, переживаниями и эмоциями. Они «локаторны» от природы, которая возложила на них великую миссию по продолжению человеческого рода. Есть описание сотен случаев, когда женщины заранее предчувствовали наступление тревожных событий. Возможно, такое предчувствие ее, совсем еще юную девушку в тот момент.
  Заканчивалась эпоха. Эпоха относительно стабильного существования и на Западе и на Востоке. Время относительно сытого и спокойного существования, мира «развитого социализма» и «капитализма с человеческим лицом». Именно тогда в Соединенных Штатах и Западной Европе власти установили для рабочих и служащих («среднего класса») высокие зарплаты и социальные льготы, опасаясь, что «низы» захотят бесплатной медицины и образования, обеспеченности жильем и работой, гарантированных пенсий как в Советском Союзе. Потом, когда СССР был разрушен, кормить «нижних» было признано накладным делом, и на «социальные завоевания трудящихся масс» (как сказали бы коммунисты) повели жестокое и постоянное наступление. Впрочем, мы сами это теперь видим. Восстание «жёлтых жилетов» во Франции тому пример.
 Тогда, летом 80-го никто не мог предсказать такого будущего. Советский Союз продолжал свои пятилетки, совершенствовал «развитой социализм» и, казалось, совсем не собирался умирать. Но тучи на горизонте уже сгущались. Годом ранее СССР ввёл войска в Афганистан, и началась десятилетняя война, в которой погибло около 15 тысяч наших солдат. В конце этого года, года Московской Олимпиады в Соединенных Штатах станет президентом Рональд Рейган, который пообещает «выкинуть СССР на свалку истории». Начнётся заваруха в социалистической Польше. Министры Обороны стран Варшавского Договора начнут консультации о введении на территорию Польши войск. Но… В 1984 году случится невероятное.
 20 декабря 1984 г. в результате «острой сердечной недостаточности» скончался а министр обороны СССР Д.Ф. Устинов.
15 января 1985 г. в результате «сердечной недостаточности» скончался министр национальной обороны Чехословакии Мартин Дзур.
2 декабря 1985 г. в результате «острой сердечной недостаточности» скончался министр национальной обороны Германской Демократической Республики генерал армии Гейнц Гофман.
15 декабря 1985 г. в результате «сердечной недостаточности» скоропостижно скончался министр обороны Венгерской Народной Республики генерал армии Иштван Олах.
 Да и с нашими Генсеками творилось тогда непонятное. Брежнев – Андропов – Черненко… Все они умирали друг за другом в течении примерно одного года. Совпадение? Или кто-то помогал «расчищать дорогу» «молодым» - Горбачеву, Яковлеву, Шеварнадзе, Ельцину?
 Будут ли когда-нибудь открыты бывшие советские (и американские) архивы той поры? Боюсь, мое поколение не доживет до этого. Важнее то, что больше никогда не будет мира, поделенного напополам между двумя свердержавами, где остальные геополитические «игроки» пребывали строго на вторых ролях, где террористы высовывались редко из своих щелей (потому что были гарантированными смертниками), не думали создавать свои государства, и радовались, если удавалось наняться исполнять «грязную работу» для одной из сверхдержав, получив при этом ее покровительство. Международные финансовые аферисты не выпускали тогда своих учебников для «покоренных» стран, о всяких там «цветных революциях» никто и слыхом не слыхивал, злодеев-хакеров, ввергающих в хаос целые государства просто не существовало…
 …Наступила другая эпоха. Эпоха смут, этнических чисток и региональных войн.
Многие философы, историки и футурологи (например Сергей Переслегин и Максим Калашников) считают, что история человечества развивается не по классической спирали, а извилистым трудным путем. Который можно изгибать и так и этот в так называемых «точках бифуркации» - моментах, когда перед человечеством возникает развилка из нескольких «путей». До этого историческое действо напоминает движение по широкой и ровной дороге. Всё предсказуемо и безопасно. Но и ответвлений эта «дорога» не имеет, свернуть не получится. Но вот «исторический тракт» приходит к развилке (как в сказке: перед добрым молодцем возникает камень, а на нем выбито «Направо поедешь…»), и перед нами появляется возможность выбрать лучший путь. Или тот, который мы считаем лучшим. В конце 80-х – начале 90-х мы сделали на редкость неудачный выбор. Есть гипотеза, что этот выбор был сделан за нас некими «закулисными игроками».
«Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной…» - пела в те времена Алла Пугачёва.
А ведь и правда – этот мир не нами «сконструирован». И – не для нас. Царство всевозможных эрзацев и виртуальных миражей. Мир – обманка, мир – иллюзия. Где даже деньги превратились в безликие цифры на компьютерных банковских счетах.
 Лучше всего суть окружающего нас поняли создатели цикла фильмов «Матрица». Где человек, думая что он живёт настоящей, полнокровной жизнью, на самом деле пребывает в искусственном сне в недрах некой «капсулы», залитый отвратительной розовой слизью. Он думает, что живёт и творит свою судьбу, а на самом деле видит бесконечные цветные сны-«обманки», подсунутые ему хитроумной программой гигантского суперкомпьютера…
Теперь, слава Богу, появилась надежда, что мы выберемся из этого тупика. Этого бесконечного лабиринта, наполненного миражами и эрзацами…
Появились группы людей, и целые страны, которые не желают жить в мире, накрытым звездно-полосатым американским флагом. Где царствует лишь "его величество Доллар". Где передовые наука и техника доступны лишь самым богатым. Может быть тогда удастся победить и эрзацы с миражами. Если не полностью победить, то - потеснить. Открыть людям настоящий мир.

Очень хочется верить, что наш мир вернётся на правильный путь. Столбовую дорогу настоящего труда, творчества и прогресса...


Рецензии