Противникам круглогодичной натаски собак посвящает

После долгих лет охоты, когда у меня и моих друзей было потерянно безвозвратно немалое количество добытых но не найденных уток, в нашей семье появилась маленькая курцхариха, назвали ее Тейси. И вот тут то я и столкнулся со всей этой неразберихой по поводу натаски и нагонки собак охотничьих пород.

Сейчас невероятно много идет дебатов по поводу натаски и нагонки собак. Я хоть и начинающий легашатник, но рассказы опытных наставников о прошлых временах порой наталкивает на мысль, что нынешнее руководство нашей охотничьей структуры своими приказами и распоряжениями хочет не только исконно русское собаководство развалить в пух и прах, но и охоту на Руси вообще.

Раньше было просто: пользователи сами себе определяли места натаски и нагонки, согласовывали его с районными охотоведами. В этих местах прокашивались поля, регулировалось поголовье ворон. Там и натаскивалось молодое поколение будущих помощников в охоте, а опытные собаки могли поддержать свою квалификацию.
К сожалению, противники круглогодичной натаски вероятно думают, что раз натаскав собаку, ее можно держать дома от сезона к сезону. Сразу скажу - нет, так как сам завел себе курцхаара.
Родилась она 5 января, и назвали мы ее с женой Тейси. С мая я вступил в клуб «Курцхааров», и начались у нас трехразовые в неделю занятия.
Замечу, что к моменту начала обучения сученка уже выполняла все нужные команды. Сначала это был «челнок», затем знакомство с подсадным перепелом, попутно, занимаясь в будни самостоятельно, показывал ей коростелей недалеко от дома, и она начинала по ним делать первые осторожные стойки, после которых птица взлетала.
Далее, при организации клуба, в поле было выпущено более тридцати перепелов, и в паре с опытной собакой мы имели на счету уже пять пойманных и поданных в руки птиц, из которых две найдено самостоятельно. Затем последовала натаска по подсадному перепелу с добычей такового. Все прошло на твердую четверку – поиск, стойка, посыл, выстрел и подача (пусть не уверенная, но подача).
За пару недель до охоты сученка уже нашла и встала в стойку по трем перепелам, уже диким. За два месяца натаски мы не уничтожили ни одного гнезда и ни единого птенца.
И вот долгожданное открытие. Попасть в поле из-за работы мне удалось только в выходные. Отправился я в Гагаринское хозяйство МВОО ЦО ВУ. Из-за дождя пропустил утро, но вечером, около половины десятого, был уже на поле. Определил ветер, которого практически не было и который постоянно менял направление, и послал свою первопольницу в поиск.
Так как она еще слишком молода, я решил потратить на охоту не больше часа (да и друзья меня ждали с шашлыком, если честно). За все время Тейси раза три вставала в стойку, однако шустрая, невидимая дичь ускользала. Немного расстроившись, я повернул в сторону машины, держась не по ветру. Не доходя до дороги метров двести, моя помощница вдруг резко метнулась назад и буквально сразу приняла стойку в сторону двух одиноко стоящих березок. Я, было, подумал, что, скорей всего, там затаился молодой тетерев, уж больно место было подходящее. Перед посылом поднял ружье вверх стволом, чтобы при взлете птицы просто выстрелить в воздух и сразу дать впервые понюхать собаке свежий тетеревиный запах. Однако когда я дал команду вперед, буквально из-под ее носа  взлетел коростель, и, будто фазан, свечкой взметнулся вверх, а потом, выпрямившись, пошел на удаление. Тейси, как и по подсадному перепелу, пробежала пару метров, села, я же от неожиданности, дождавшись, когда птица удалится от собаки, позорно промазал первым выстрелом, но потом, справившись с волнением, в угон добыл «дергача».
Скомандовал: «Ищи», сам двинулся за собакой прочесывать траву, местами достающую до колена.
С первого раза найти не получилось, так как псина в азарте пошла в поиск дальше, и я, вернувшись к месту выстрела, подозвал Тейси и зашел немного по дуге, чтобы ветер помог собачьему чутью определить, где находится птица. Именно так мне советовал на тренировках наш опытный наставник Олег Батов. И, действительно, моя помощница прямо с места взяла нужное направление и сразу нашла и схватила нашу добычу. Дав ей пару раз придавить ее, я скомандовал: «Подай», которую Тейси с радостью выполнила, после чего была отблагодарена лакомством.
Теперь хотелось бы задать вопрос всем противникам круглогодичной натаски и нагонки собак: смог бы я со своей первопольницей, выведя ее в поле на открытие впервые с момента рождения, добыть свой первый трофей?


Рецензии