Охота для двоих

Погода на последние выходные сентября в Переславском хозяйстве выдается на удивление замечательной.
Как иногда бывает, напарники отказываются от охоты в силу своей занятости, и я, в гордом одиночестве, прихватив четвероногую помощницу, выдвигаюсь пятничным утром на охоту.
Сезонка выписана на всю дичь; проехав Переславль-Залеский, не сворачивая на базу, сразу несусь на ивановские торфяники, попытать счастья добыть рябчика на манок. Помнится, последний раз я работал с пищиком лет эдак 10-15 назад, поэтому и захотелось вспомнить юность.
Погода просто балует: небольшая облачность с теплым осенним солнцем,  разноцветные и яркие краски листвы...
В этот день, пройдя за четыре часа несколько километров, я так и не встречаю ни одного выводка, хотя накануне охотовед хозяйства убеждал меня в обратном. Пора выдвигаться на базу, чтобы хорошо отдохнуть перед утренней зорькой на водоплавающую дичь.
Рассвет субботнего утра застает нас с Тейси на номере. И хотя место многообещающее, богиня охоты Диана вновь отворачивается от нас. Простояв до десяти утра и не сделав ни единого выстрела, решаю переместиться к точке, куда все утро пикировали утки. Пока перемещаюсь, по ходу несколько раз вне выстрела снимаются несколько пар кряковых. Вдруг громкий шум множества хлопающих крыльев заставляет настороженно присесть – вверх взмывает приличная стая, голов семьдесят, не меньше. Спугнуть я их не мог, так как впереди протока уходит вправо, и птица просто не могла меня видеть. Пока ломаю голову над разгадкой, «разгадка» стремительно проносится мимо, держа в крючковатых когтях крупную крякву.
Основная утка улетела, и мне достается небольшая стайка голов в двадцать, однако и она, напуганная крылатым хищником, снимается раньше, чем я успеваю их заметить, и мой запоздалый дуплет не наносит никакого ущерба.
Дойдя до места, вижу небольшое расширение в протоке, где пестрит такое множество утиных перьев, что становится понятным: у никем не потревоженной утки в этом месте проходила линька. Решаю немного посидеть в камышах и дождаться возвращения птицы на насиженные места.
Спустя полчаса на другом берегу, далеко в лесу, слышится свист рябчиков. Не мешкая, достаю набор пищиков и заливисто веду пересвист. Терпение – мое второе «я», пересвистываемся минут сорок. Затем перелив с их стороны неожиданно смолкает… Решаю взять паузу, но тут слышится посвист «в одно колено»… Из опыта, знаю, так могут свистеть только молодые особи.
Минут пятнадцать пытаюсь вымучить особь классическим переливом, она же меня доводит своими коленами, то приближаясь, то удаляясь. При этом гадкий птиц находится на другом берегу протоки, и ближайшее крайнее дерево - метрах в пятидесяти от засидки.
В конце концов, взаимные переливы достают, пытаюсь скопировать его свист, рябчик реагирует, перелетает протоку и приземляется где-то рядом, за спиной. Еще пара перекличек, как вдруг на другом берегу отвечает «взрослым» переливом другой ряб… О, думаю, это по-нашему, заворачиваю ему три колена с переливом, и он, долго не мешкая, вспархивает именно на это крайнее дерево, на обломанный сук.
В стволе первый патрон - контейнерная пятерка, и моя старушка МЦ 21/12 не подводит...
Тейсюхе с подобной дичью встречаться еще не доводилось, однако врожденные рефлексы еще никто не отменял… Кидаю в место падения птички камушек, даю команду: подай. Собака нехотя входит в холодную воду, переплывает протоку, отряхивается, недовольно оборачиваясь на меня, и уверенно трусит по направлению падения камня. Вдруг, разом учуяв запах свежей птицы, она стрелой бросается в траву и спустя пару секунд, гордо держа ряба поперек тушки, влетает в воду. Плывет моя собачка, держа птицу высоко над водой, словно боясь ее намочить. Чувство собственного достоинства, с которым Тейси подает дичь, надо просто видеть…
Спустя четверть часа я вновь шагаю по лесу, по ранее намеченным ориентирам, предварительно дав команду собаке идти рядом. Вот уже рядом просвет, ружье в руках, в стволе пять бесконтейнерных патронов с номером «пять». Осторожно выглядываю из-за бугра и замечаю мирно отдыхающих уток. Беру на прицел первого крыжня… выстрел… он, к моего великому удовлетворению, переворачивается вверх лапками.
Честно говоря, такого количества птицы я не ожидал, паслось, наверное, голов семьдесят, не меньше. Мимо… Черт, опять мимо… Крайние два выстрела останавливают полет еще пары перелинявших крякашей.
Больше не шумлю, хотя и налеты реальные, надо срочно добирать подранка, уплывшего на противоположный берег, и упавшего туда же еще одного селезня.  Помощница только и ждет команды; послав ее, мне казалось, что она, в первую очередь, подаст крыжня, который дрейфует на открытой воде почти по ее курсу, однако Тейси уверенно устремляется туда, где подранок спрятался у берега. Пара минут возни, и она выгоняет его на открытую воду, с удовольствием ныряет вслед за птицей, выхватывает и, вполне живого, подает прямо в руки. Затем, нетерпеливо отряхнувшись и наскоро сглотнув комочек сухого корма в благодарность, повторяет то же самое со вторым селезнем.
Далее как по отрепетированному сценарию: вновь посыл на другой берег, три-четыре минуты, и у меня в руках очередная кряква.
Смеркается. От неожиданно налетевшего вальдшнепа чуть не падаю со стула. Соображаю, что попал на осеннюю  тягу, меняю «пятерку» на «девятку» «дисперсант», и второго осеннего долгоносика чисто кладу на середину протоки. Тейси вновь с удовольствием отрабатывает отрепетированный сценарий.
Еще два налета… По паре, летевшей на фоне леса, досадно промахиваюсь, а налетевшего в штык долгоносика провожаю вслед взглядом.
Вот и плотные сумерки. К счастью, забываю сменить патроны с «девятки» на «пятерку», быть может, это обстоятельство и стало причиной моих последующих трех удачных выстрелов.
Матерка идет на посадку практически без облета. Просчитав заранее, встаю ближе к воде в надежде, что добытые утки упадут на мой берег, в крайнем случае - в воду. После выстрела кряква камнем падает на воду «чисто битый», не успела собака добраться до него, как очередной подранок уже ковыляет недалеко от меня. Тейси, едва успев подать мне в руки первый трофей, несется за очередным.
Пора… Столько сожаления пролетает в голове от этой мысли. Кидаю за спину рюкзак, с облегчением выпрямляю спину, перехватываю ружье – и тут над головой шум крыльев. Бью чисто рефлекторно, навскидку. «Девятка» в стволе уносится в небо, настигая крякаша…


Рецензии