Наблюдатель

«Школьная пора чудесна!».
Хоть кто-то не лжет, произнося эту фразу? Нет? А вы помните, как чувствовали себя там? Комфортно? Чтож… повезло.
Школа – долгая и очень важная пора в жизни человека. Не такая долгая как та треть жизни, которую вы преподносите работе, чтобы заработать денег, чтобы было где спать, чтобы с новыми силами работать, на еду, чтобы восполнить энергию, чтобы работать, чтобы оплатить проезд, чтобы добраться до работы, на которой вы будете работать, чтобы заработать денег и так по кругу. Грустно, не так ли? Грустно, но такова жизнь. Или то, что мы называем жизнью. В общем так было и будет. И не стоит задумываться над этим слишком сильно. Да и вообще, сейчас не об этом.
Школьная пора – не самый долгий период жизни человечка, но бесспорно самый важный.
Какими вы помните себя в первом классе? Милой плюшкой с корицей, горящими глазами смотрящим на мир? Или тем, кто думал, что будет самым крутым с кучей новых друзей? А какими были другие первоклашки? Среди них, скорее всего не было тех самых, что держались подальше от всех, тех, наполненных безразличием. Но были те, кто очень воодушевленно тянулся к знаниям. Особенно они, такие одинаковые, но при этом такие разные. Совершенно разные зачатки характера…
А время неумолимо бежит вперед.
Зачатки характера становятся все ярче, приобретают большую выразительность.
Те самые, некогда тянущиеся к знаниям, становятся все более замкнутыми. К знаниям они продолжают тянуться, но… я не скажу, что это разочарование. Скорее несоответствие ожиданий и реальности. На уроках становится все скучнее и надо как-то убивать время. На уроках и между ними… те самые, тянущиеся к знаниям становятся «наблюдателями».
Наблюдатели мало что помнят из школьной жизни. Это либо связано с эмоциями, либо действительно что-то из ряда вон выходящее.
Наблюдатели хотят забыть все, как страшный сон.
Наблюдатели – это тень. То, что не дает скатиться не очень умному классу. Кстати, классы, в которых есть наблюдатели, знает вся школа, но исключительно в плохом свете.
Мы, наблюдатели, конечно, можем участвовать в школьной жизни, но от этого откровенно подташнивает. Особенно, если наблюдатель в принципе не испытывает вселенской любви к социуму.
Но, наблюдатель точно четко помнит об объектах наблюдения. Ими могут быть кто угодно: ученики, целые классы и даже учителя.
Наблюдатели смотрят, анализируют и не вмешиваются. По возможности. В основном наблюдатели видят разложение личности своих одноклассников. Кому-то, конечно, удается застать развитие, но мне этого видеть не довелось.
Седьмой класс. Урок английского. Англичанка, потеряв надежду ворать в нас свой предмет, ушла пить чай. «слава богу» - мысленно вздохнула я, и со спокойной душой занялась своими делами. Порисовать там или в игру на телефоне поиграть. Тогда была очень популярная игра «Doodle Jump». Играю, параллельно делаю вид, что участвую в разговоре своих одноклассниц. Они рассказывают о том, что пробуют алкоголь и сигареты. Хвастаются, чтобы казаться круче. А наблюдатель понимает, что да, это немного интереснее, чем совсем ничего. Да и интересно становится, как быстро они разложатся.
Восьмой класс. Все те же уроки английского. Англичанка окончательно потеряла веру в нас. Особенно в девочек. Несправедливо? Да. Волнует ли это хоть кого-то? Увы, нет. Разговоры этих одноклассниц обрастают интересными подробностями, но все, по большому счету, одно и то же: алкоголь, сигареты, взрослые мужчины держащие бары, тусы до утра. В какой-то момент даже становится немного завидно. Они делают то, что хотят. Приходят, когда хотят, уходят – когда вздумается, никому ничем не обязаны, а вашему покорному наблюдателю, топать в другое место, к другим людям, на собрание, после которого придется делать что-то кроме основной нагрузки. Что-то организовывать. Все пойдет по известному месту. И это бесит. Раздражает. Скинуть на кого-нибудь другого никак. То ли доброта, то ли просто избегание конфликтов. Нет, это было отсутствие характера и неумение лгать. Это еще печальнее, чем взрослая жизнь. С горем пополам все пройдет, но ваш покорный наблюдатель, получит по шапке, за неумелую организацию. За то, что все пошло по известному месту. Получит по шапке, без возможности послать всю эту организацию по известному месту. Без возможности надавать по шапке своему классу, который подводит всех и вся. Воспитание, чтоб его…
Девятый класс. Те же пресловутые уроки английского. Или то, что от них осталось. На нас положили большой ржавый болт. Как и мы. Все те же разговоры. Алкоголь, сигареты, каждый раз новые взрослые мужчины. Первые страхи забеременеть. Первые появления в школе с похмелья. Слушать очень интересно. И грустно. Но и зависть тоже есть. Они все такие же. Делают что хотят. Пьют, где, что, сколько хотят. Это может продолжаться по нескольку дней. Всем уже понятно, куда все катится.
Наблюдатель не осуждает. Не сочувствует. Только наблюдает.
Одиннадцатый класс. Другой класс. Почти взрослые люди. Весна. Май. Духота. Солнце жарит в окна. Но в школе все равно холодно. Выбегаем погреться.
Весна. Май. Духота. Птички. Пчелки. Цветы. Математика.
Какой-то странный запах разнесся по классу. И математичка со странным выражением обеспокоенности на лице ходит между рядами. И тут мне под партой доходит огурец. С вырезанной серединой. Внутри водка. Интересно. Грустно. Понятно.
До выпуска из девятого класса приходилось наблюдать первую стадию распада человеческой личности. А в одиннадцатом классе наблюдала последнюю. Алкоголизм.
Вот, спустя несколько лет после окончания школы я понимаю, что школа – это не чудесная пора. И даже не жизнь в миниатюре. Это начало. Начало начала или начало конца. Тут уж как человек проявит волю или поддастся.
Наблюдатель лишь наблюдает. Не осуждает. Не жалеет. Не ругает. Не стыдит.



п.с.это сочинение для конкурса "воспоминание из школьной жизни"


Рецензии
Грустные выводы наблюдателя. Но может он не совсем лояльно относился к своим одноклассникам? Не все же были такими. И сейчас не все стали плохими. Иначе жизнь была бы невесёлой.

Валентина Забайкальская   03.10.2021 05:21     Заявить о нарушении