Ишь ты, блин, какой!

«…надо писать с молодой головой, дорогой ты мой, где же ты раньше-то был?  Чем занимался? Писать надо было…». (Из рецензии Роберта Балакшина на мою первую книгу «Оборванная нить»).
                «А  я намёк не поняла и закусила удила»
                Клео.Тим.
               
 Да-а, пишу, и што с тово - што волос седатой? Сивина; в голову, а перо в руки!
Уж и ты-то сам - не молодё;нок, а ить тоже не а;хти-мне;ценьки, но. А ить уж ты-то дак мог бы и поднаторе;ть, ить с молоду пером балуешь! А те, што-жо, язык мой не по ндра;ву, ли што ли? Сам-от ты давно з деревни? Да вижу, вижу, што пижнацё;к-от городской, да и штибле;тики – в таких не коров пасти! Да, ладно-ладно, ты на меня бородой-от не тряси! Ить я и сама с уса;;ма.! А давай-ко я те поведаю о том, што ско;илосе однова ра;зу в нашому городи;шки. Вот пишу я сибе, пишу, (а писать-то я тольке в шыйся;ть нацела;, и, понимаш-ли, вдруг, накати;ло, как говорицце, не с тово-не с сево!). Ну, ладно, этова;, пишу себе, и пишу, а Тамарка возьми, да и ляпни мне-ка по;д руку-ту: «Ну – гыт: – и мане;е-ра у тя.!...»  Кака;-кака;…  Да не кака;, а всем уж извесная, а и ты тожо знаешь иё – Сизова Тамарка! Она как и ты тожо не зде;шная, языка на;шова дереве;нскова не понима;т. Она-она - та сама Сизова, она и есть! А шштот-тыы! Она в манерах-от в этих , о-охо – как розбираицце, не хужей цем ты, люба моя! Поднаторела она, с писателям-от знаюцись, так насоба;циласе – я те дам!  Об цём это я?..Ах, даа, это я к тому што манера моя деревенская, говор наш простой ёй, как и тибе не по нутру;. Ну вот, ладно-хорошо, сказала она мне по;д руку-ту, а я сибе и думаю: Аха – думаю, манера те моя  не нравится! Ах так!- думаю: Знацит, во-от каак!..  И, вот хошь верь, хошь не верь, а тольке гляжу – а и не Тамарка это вовсе! И как он тутока оказалсе-то – ума не приложу;! Ну, хто-хто!?  Дед Пехто, прости Хосподи, согрешыш с вам тутока;! Да этот, как ево, да, Роберто. Да, ты и ево тожо знаш, ыть, в «Санту к Барбары»  кажной дён пои бе;гаш! Нет? А ить он ище цем-то на тя сма;хиват! Да коне;шно жо, конешно я те про кино, об серьяле толкую, а ты на што подумал? Тоже за Круза пережываш? Ну, ак помниш: тамо красаве;ць приехал, деловой такой, он ишо за бабой за Крузовой волоци;лсе! Да, Хосподь с тобой, што тя с панталы;ку-то вышыба;т?! Да какой, к лешому, кабак,.. ну, ба-ар – кака разниця! Да неэт, он сам–от не из бар, он тольке пишот про бар? Ааа.., да-да-да-дааа!..Ну, да Бох с има ;, слушай же дале-то што было! Глянул он на миня это так – све;рьхю вниз (он -от на пецьке – высо;ка такая пецька русская, ну, он-от на пецьке, а я-та на при;пецье). Глянул  это он, да и говорит мне целове;цеским голосом: «Ты – грит: мать моя, куды преш,– грит: куды ты со своёй телегой?».
Оглянуласе, это, а я, и впрямь, на телеге! Ну, обнакове;нная, можно сказать, традиционно-кресья;нска телега - телега как телега, все цётыре колеса, в обшом, всё как положоно. И цё присы;калсе!? А это – грю ему:  мое; тради;цыи, потому как  «ми;нэ а;миа ми;а компо;ртэ!». Те с тальянсково-то перевести, ли  как? Ну да вижу-вижу, понял, што я всё своё ношу с собой? А он как зыркнет на миня: «На пензии – грит - твое традиции, и не;цё, грит, таскать за собой вся;ко нецево;! У нас, грит,  и свое;х , грит, воз и малинька тележка, дева;ть, грит, не;куда: пишут все – кому не лень, пишут и пишут! А тут, понимаш-ли, молоды; головы ну;жны, а ты ля;пашь – не весь што!..». 
Оой-ой-ой! - заобижаласе я - Фу;ты-ну;ты, лапти гнуты! Да, ты – это я-то ему на ответ даю, да бойко так (ну ты ыть миня знаш):  ой ты – говорю. да я больше забыла, цем ты щяс помниш! А ну, говорю, каки; у вас традиции? Споминай, споминай давай! Забыл? За-быыл! Ну ак я те слехка напомню: а угадаш-ли нет-ли, с трёх буквиць: хто по традиции у нас на пеци триццеть годков сидел, а? Цць!..Традиции блюдё;ш, а спомнить не можош! Ак ыть это жо и есь наша, наа-ша традиция-то  – си-иди на пеци, да жуй калаци, по;ки рак на горы; свиснёт, ли жареной петух  в те;мецько клюнёт, а как если не стригут, ак и не блей, а не просят, ак не подставле;й, а коль не спрашывают, ак и не спля;сывай!  Нуу, а как жо, как жо! Я-то дак и до;си блюду; традиции – и не кикирикаю у те под о;кнам! Пошто заздря; полошы;ти  наця;лство!? Где раньшэ-то была? А где была, ак тамо уж нет! Ить я-то думала как, ить в мои-то жизненные интересы не входило высовывацце на ваших этажах, и вот те-нате – вля;паласе! Ну и пошла поступённо, и тут же, как во;дицце, попала в лапы ярой оппазиции ва;шыей традиции. Ну, што ты скажош (коли; ста;нёшь)?! Стою, это я, на роспу;тье, на креста;х, и ступеньку  ту;ю  шарю, шарю… Я-то в лаптях опозиции, а остальные – ну те, кто в традициях-от, которы у пецьки калацики-ты пекут, ну те-то враз смекну;ли што к цему, скумекали, да и тожо (а во сере;ду это было-то) сколотили оне ступеньки - при;пецёк, присту;поцёк такой небольшой, (с ево -  с присту;поцька-та  ловце;й: каа-ак с размаху-ту, каа-ак… ); Ну, присту;поцёк–от сколотили и тожо - скок-поскок , пёрышки росправили, да… Цево ты сказал? Дак, а я и так уж скорей ско;рово!  Я те што говорю-то: жизнь-от городская наша застольная враз закипела, как вода в самоваре забурлила-забулькала,  с до;зволу властей (воо-роти;; што хошь: сам пеки, да сам свою стряпню; и ешь!).
Ууий, лю;бушка ты моя, от слобо;ды такой, все зазбры;кивали: все - хто, хош што-не, сотвори;л – все рванули по ступенецькам-от хто-куды (хто прямо, хто – мимо). Одне туды, други; - отту;дь, а которы ак так ходуно;м и ходют: туды;-сюды;, туды-сюды!..М;ат-тышки мое-э, таа-ако; толпотвореньё зацело;се, таки розворо;ты пошли;!.. Экспрессиони;сты в пост модерни;стам по традиции перстя;нки швыря;ют, мол, «Иду на Вы!». А цють што: «И-ишь ты, блин, какой!». И все пиишут, пиишут: хто - кому, хто – про ково…(а по;ки можно да льзя, ак куй железо пока горяцё); а топе;ре уж и весь город выпи;сываиццэ в эту историю с географией.  Ак ыть и не тольке город загореци;лся, но ить и ве;си: белозё;ра, вытего;ра, церепа;на, харовцяна, цягодо;щя, ця;ронда... в о;бшом, пошла писать губерния! И все волнуютсе: куды запропала хари;зьма? А заглавный харизма;тик  взял, да и выпустил её. А она вся жолтинькая такая -как пасхальнё яе;цько!
И все возрадовалисе. А харизматику дали…Аха,  держи, барин, шляп-пу, догонят да еще; дадут! Когда было-то?  Да, как бы те не соврать-от, потоцьнее-то…А было это, когда… а тогда  была среда  зимы 1998 года
   
 Пояснения некоторых выражений и говоровых слов: .
«Бох с има;» - Бог с ними»; блюдё;ш – соблюдаешь; белозё;ра, вытего;ра, церепа;на, харовцяна, цягодо;ща, ця;ронда...-: жители вологодских районов Белозерска, Вы;тегры, Череповца, Ха;ровска, Ча;годы, Во;жеги…; ве;си - поля, перелески, деревни; вля;паласе – ненароком, неожиданно вступила (попала в ситуацию, лужу и т.п.); «воо-роти;; што хош» - «делай всё, что хочешь»; «вся;ко нецево» - «всякая ерунда»; «до;си блюду;» - до сих пор соблюдаю»; за(в)збры;кивали = завыля;гивали – (букв)весело запрыгали, вскидывая ноги в разные стороны; зацяло;се – началось; зыркнет – быстро взглянет; «кажной дён пои» - «каждый день наверное»; ля;пни – (зд) «скзала не к стати; «ми;нэ а;миа ми;а компо;ртэ!» - (изв.выраж)«всё своё ношу с собой»; насоба;циласе, поднаторе;ла – научилась; на роспутье, на крестах –(зд) в раздумьи; «на тя сма;хиват» - «на тебя похожь»;; не по ндра;ву – не нравятся; оди;нова – однажды; перстя;нки – перчатки;  пижнацёк – пиджачёк; пова;ды -  многодневные праздничные молодёжные гулянья; «по;ки можно да льзя» - «пока можешь, да позволено»; «пошто заздря; полошы;ти» - зачем зря тревожить»; при;пецье – лавочка сбоку печки;  «сама с уса;;ма», «спм не промах»  – (изв. выраж) «сами с усами», т.е. «и сам такой»»; «Санта-Барбара» - известный американский телесериал ХХ века;  ско;илосе  - случилось; «с панталы;ку-то вышибат» =(ирон) «с ума выбивает»; «цё присы;калсе» - чего придрался»; штиблетики – (ирон) муж.туфли; эво как! этова;, тово… – (говор.) вводные слова;

© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2017
Свидетельство о публикации №217121801986


Рецензии