Пьеса по рассказу В. Шукшина Экзамен

Профессор – высокий старик, худой как щепка, нервозный, немного сутулый.
Студент – взрослый парень с хорошим открытым лицом крепкой чеканки. В облике и движениях сквозить усталость и волнение.

Большая аудитория с рядами, расположенными амфитеатром; на стенах портреты Сталина, Ленина, Луначарского, Горького; свет горит только над кафедрой. Сумрачно. Экзамен закончился. В аудитории остался один профессор, который неторопливо складывает экзаменационные листы. Входит студент.

Профессор  - Почему опоздали?
Студент    – Извините, пожалуйста, прямо с работы… был срочный заказ…
Профессор отрывисто, сердито, – Берите билет. Номер?
Студент    – Тринадцать.
Профессор  – Что там?
Студент    – «Слово о полку Игореве» - первый вопрос. Второй…
Профессор, прерывая студента, - Хороший вопрос. Готовьтесь.

Профессор закуривает и отходит к окну, студент поднимает и садится в последнем ряду аудитории, склоняется над бумагой, быстро пишет, потом задумчиво смотрит на кафедру. Профессор неподвижен, погруженный в свои мысли. Смеркается. Студент встает и включает в аудитории свет.

Профессор, оборачиваясь,  – Готовы? Давайте. Слушаю. Садитесь за первый стол.

Студент, протягивает билет профессору, билет мелко дрожит. Пальцы студента грязные, под ногтями грязь. Профессор пристально смотрит на руку студента, дрожащий билет, хмыкает, отворачивается.

Студент    – «Слово о полку Игореве» - это великолепное произведение… это шедевр… Относится к концу двенадцатого века… кхэ… Автор выразил здесь чаяния…
Профессор, резко, не сдерживая раздражения, – Не читали!
Студент    – Просмотрел… кхэ…
Профессор  – Как вам не стыдно?!
Студент багровеет от лба до шеи, - Я… Простите, была срочная работа, я не мог подвести товарищ…
Профессор, обрывая его, - Меня меньше всего интересует ваша работа. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Очень интересует! Вы сами пошли учиться?
Студент, грустно, устало, - Сам, конечно…
Профессор  – Зачем? А? В люди хотели выбиться?
Студент, болезненно, - Не надо так… - совсем тихо, - разве я не человек?..
Профессор – Нет, это колоссально! – хлопает себя по колену и встает, - Это колоссально! Хорошо, я не буду так. Меня интересует: вам стыдно или нет?!
Студент    – Стыдно.
Профессор  – Слава тебе господи!

Профессор берет с кафедры пепельницу, фыркает, качает головой. Возвращается и садится недалеко от студента.

Студент, не поднимая глаз, - Спросите еще что-нибудь. Я же готовился.
Профессор  – О чем вас спрашивать, молодой человек?! Молодой человек – заочник, - последнее слово произносит пренебрежительно, - не понимаю, зачем вам высшее образование, да еще гуманитарное! Не понимаю! – закуривает, молчит, молча курит несколько секунд, - Что случилось с князем Игорем?
Студент   – Попал в плен.
Профессор – Ах, какая досада! В плен попал! Какой вы немногословный гуманитарий, настоящий гуманитарий! Как же это князь в плен попал?!

Студент, встает, говорит решительно, – Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь!

Профессор, удивленно приподнимая брови, - Это вы, мой милый, мучаетесь на гуманитарном факультете. Мучаетесь, что экзамен не кончается. Правильно? Желаете, чтобы все в жизни вам легко давалась, даже сегодняшняя злополучная двойка?! Сядьте! Привыкайте отвечать!

Студент прикусывает губу, молчит, продолжает стоять.
Студент тихо, – К чему весь этот разговор?
Профессор, обескуражено, - Что?! Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте!
Студент, стоя, - Ставьте мне двойку!
Профессор, быстро поднимаясь, почти крича, - Как чувствовал себя в плену князь Игорь? Как чувствует себя в плену человек?! Неужели даже этого не понимаете?!
Студент, смотрит в глаза профессору, – Понимаю.
Профессор, устало, – Что понимаете?
Студент – Я сам был в плену.
Профессор – Так.. То есть как в плену были? Вы воевали?
Студент – Да. Пошел добровольцем в 43-м. Попал в окружение…
Профессор, затушив недокуренную папиросу, - Садитесь. Ушли добровольцем сразу после школы?
Студент кивает, садится. Профессор продолжает стоять.
Профессор – А в плену долго были?
Студент   – Три месяца.
Профессор – Бежали?
Студент   – Ночью. С этапа…
Профессор – Вы были ранены?
Студент, глухо, - Нет… попал в окружение… замерзал, это было в декабре… - поднимает голову, смотрит пристально на профессора – Вы считаете, как комсомолец, я должен был сопротивляться?! Не сдаваться врагу?! Потому что это – позор!
Профессор, сгорбившись, тихо - Нет. Нет, я так не считаю… Вам сколько лет было?
Студент   – Семнадцать…
Профессор – Мой сын.. ему в 42-м исполнилось восемнадцать… сдал экзамены в университет и ушел на фронт. Его отряд тоже попал в окружение. Знаете, он был у нас с женой поздним ребенком, единственным. Мы до последнего надеялись, что он в плену… А он… Он  такой был жизнерадостный! Я вот хмурый, угрюмый, а он, он во всем умел находить светлую черточку. Его любили. Легкого веселого человека всегда все любят. Я думаю, он, как и вы… как и вы, считал, что сдаться – позор. Вас так учили… не сдаваться врагу. Закуривайте. В аудитории, правда, не разрешается, но… ничего…
Студент   – Спасибо, не хочу. А вы считаете, что это не позор?
Профессор – Если бы я попал в плен, то верно, думал бы, что позор. А про сына думаю, пусть бы лучше бежал, вернулся бы живым… Вы единственный у матери?
Студент   – Нет. Нас пятеро. Старший брат погиб под Сталинградом.
Профессор – Знаете, что бы вам ни говорили, хорошо, что вернулись живым. И хорошо, что не опустили руки, работаете, учитесь. Гражданская жизнь порой, не легче военной…  В том смысле, что она тоже требует и мужества, и честности… О чем вы там говорили между собой?
Студент   – Где?
Профессор – В плену?
Студент   – Ни о чем. О чем говорить? Молчали.
Профессор – Да, о чем говорить! У врага молчат. Это самое мудрое… Послушайте! Вы ни в чем не виноваты. Никого ж не предавали!
Студент   – Не предавал.
Профессор – Ну, так живите, не терзайте себя! Князь Игорь тоже мучился. А вы не прочитали… А прочитали бы, поняли, что хорошие люди во все времена испытывают одни и те же чувства, поэтому они так близки друг другу по духу. Прочитали бы, и вам бы стало легче. Страна наша много воюет. Трудно воюет. Это всегда народное горе… великое испытание… Понимаете?
Студент   – Да.
Профессор – Это хорошо, солдат. Это хорошо, что вы меня понимаете. «Слово» надо прочитать. И не раз. Я вам подарю книжку… У меня есть с собой… - Профессор подходит к кафедре, достает из портфеля «Слово о полку Игореве», что-то быстро пишет на обложке книги, подает ее студенту – Не открывайте сейчас. Дома прочитаете.
Студент, молча, берет книгу.
Профессор – Один бежали?
Студент   – Нет, нас семеро было.
Профессор – Все семеро дошли живыми?
Студент   – Все.
Профессор – Пишите сейчас друг другу?
Студент   – Нет, как-то, знаете…
Профессор – Знаю. Знаю. Это все, дорогой мой, очень русские штучки. А вы «Слово» не читали… Да ведь это самая русская, самая изумительная русская песня! – потом сухо добавляет – прошу на пересдачу и до свидания.

Студент подходит к дверям аудитории, тихо усмехается, качает головой. Раскрывает книгу, читает вслух: «Учись солдат. Это тоже нелегкое дело». Оборачивается. Профессор стоит у окна, курит.


 


Рецензии