Концерт для школы с оркестром ля мажор

  «Гимназистки румяныя» грациозно танцевали менуэт, пели эстрадные и фольклорные песни, бойко щебетали на английском. Многие песни, сценки, стихи, поздравления и даже «рекламные паузы» тоже звучали на великолепном «инглиш».
 Справедливости ради надо сказать, что участвовали в интересном зрелище не только гимназистки, но и гимназисты, а также их наставники-педагоги. Было много улыбок, теплых слов, роскошных цветов и подарков. Ведь тридцатилетний юбилей отмечала целая школа, и не простая, а школа-гимназия, причем такая, каких не так уж много у нас в городе — школа № 44.

МОИ ЗНАКОМЫЕ подростки, говоря о сорок четвертой, частенько употребляют словечко из современного молодежного сленга — «мажоры»: «А!.. Это там, где «мажоры» учатся!..» В молодежных изданиях этим термином обозначают детей из «мажорных семей», что, кстати, не обязательно подразумевает какую-то  особую интеллигентность или душевное благополучие семьи, но обязательно высокую обеспеченность или же просто высокое положение «мажорских» родителей.

 «Мажоры» непременно параллельно с общеобразовательной заканчивают еще несколько школ, обеспечивающих в будущем высокий рейтинг: музыкальную, художественную. спортивную, "учат языки" и т. д. Об их светлом и престижном будущем родители, заботятся заранее, и часто оно, действительно, почти гарантировано. Что же, элитарность микрорайона, относящегося к 44-й всегда предполагала некоторую «мажорность». Здесь почти не бывает проблем с невниманием родителей к воспитанию детей, скорее есть проблемы с некоторыми излишками этого внимания.
Так что у педагогов школы здесь тоже свои специфические проблемы. К тому же в 44-й учатся не только «мажорные дети». Здесь есть и трудные подростки, и дети из неблагополучных семей. В школе действует  профилактический  совет, который старается обойтись своими средствами в работе с трудными, не загружая комиссии по делам несовершеннолетних и детские комнаты.

УЧИТЕЛЕЙ НА ЮБИЛЕЕ было много — пожалуй, почти все ветераны приняли приглашение. Директор 3оя Петровна Богдановская очень тепло представляла педагогов, для каждого находя хорошие искренние слова. Вместе с людьми пожилыми и заслуженными было немало молодых. Здесь, как нигде, пожалуй, работает много выпускников школы, особенно это касается учителей английского. Ведь общаться с детьми, которые изучают язык со второго (а с этого года и с первого) класса и даже экономику изучают на английском, чуть не с пеленок читают неадаптированную художественную и техническую литературу — сложно, если ты сам не привык к этому с детства.Е. Ю. Запольская, Л. А. Первухина, Н. В. Фе- дотина, Т. Е. Ануфриева, 3. И. Алиаскарова прекрасно чувствуют. себя и великолепно  работают в стенах своей альма-матер. Закончила 44-ю и  зам. директора по воспитательной работе Н. Е. Чаплыгина, семнадцать лет работает в родной школе учитель истории,  дочь первого директора  Мария  Федоровна Подколзиной Татьяна Олеговна  Крачковская.
   «Да он же 44-ю заканчивал» - это всегда о чем-то говорило. И уж, по крайней мере, подразумевало прекрасное  знание  английского,  даже если человек заканчивал не специальный класс,  а,  например, математический. Сейчас в старших классах тоже есть классы с дифференцированным изучением предметов — химии, математики, гуманитарных наук, есть класс с правоведческим уклоном, но и там идет интенсивное изучение английского — педагоги  стремятся подтянуть ребят, пришедших в десятый класс из разных школ до уровня 44-й, используя  при этом всевозможные методы, включая прекрасную технику лингафонных кабинетов.

  Рейтинг 44-й был всегда высок, выпускникам давали крепкие знания по всем предметам. И  еще умение работать самостоятельно, желание учиться, недаром многие из них с завидной легкостью поступают в самые престижные вузы страны, посвящают себя науке. Почти 28 тысяч выпускников за 30 лет — 28 тысяч прекрасно образованных людей.

  Русская классическая гимназия до сих пор непревзойденный образец для мировой педагогики. Она всегда славилась и прекрасным обучением языкам. Это не  то что мы. Много лет изучая иностранный в школе, а потом в вузах, попадая в общество англоязычных,  не только не можем объясняться, но и просто боимся произнести несколько фраз.
 
   СТАТУС ГИМНАЗИИ школе присвоен в этом учебном - году. Что изменилось? Появились новые предметы, новые, часто авторские программы, укрепилась связь с вузами (в школе работают два профессора и 12 доцентов). Все учителя- предметники распределены но кафедрам: гуманитарно-исторической, физико-математической, естественно-географической, начального обучения, художественно-эстетической, методико-воспитательной работы и, конечно, английского языка.
Кафедру английского возглавляет великолепный специалист,  хороший организатор, очень симпатичная Ирина Владимировна Зубко.

    Кроме ежедневных занятий английским, в специальных классах изучают техперевод, страноведение, экономику на английском, английскую художественную литературу... Вводится и обязательный второй иностранный язык. Его преподают зав кафедрами немецкого и французского языков  пединстута, а экономику  ведет  профессор политехнического О. И. Пилипенко.

    Очень помогают в обучении и технические средства. В школе два прекрасно оборудованных класса информатики и вычислительной техники. Информатику изучают со второго класса, малышам это очень интересно, обучение гораздо эффективнее, чем тогда, когда оно начинается в старших классах.

   ...В уютном кабинете информатики мы с Татьяной Олеговной Крачковской и преподавателем информатики Юрием Владимировичем  Гнездиловым  «проводили зачет». Программа для завтрашнего зачета по истории была уже готова, и мне оставалось только отвечать на вопросы. При неправильном ответе тут же в углу экрана появлялась краткая консультация, а в конце опроса компьютер выставил  оценку. Кстати, если  если  ученик не согласен с ней, то машина может выдать распечатку его ответов, они остаются в ее памяти.

  Педагог очень довольна: «Весь зачет занимает 10 минут. Пока с одной группой в историческом кабинете я провожу устный опрос, другая работает с машиной. Таким образом,  за 40 минут урока у каждого ученика по 2 оценки. Удобно, быстро, объективно и очень интересно для ребят». Такие опросы проводятся по всем школьным предметам в самых разных классах.

   В школе открыта психолого-социологическая служба, ее возглавляют преподаватели педагогического института. В младших классах введены уроки нравственности, ребята пишут сочинения, из которых можно судить, кому и какая нужна психологическая помощь, учитель передает эти сведения психологу. Подростки и родители часто приходят со своими проблемами сами. Помогает система тестирования, анкетирования, но больше беседа с  человеком добрым, понимающим, тет-а-тет в маленьком уютном кабинете.

  И ВООБЩЕ ИНТЕРЬЕР школы оформлен с безупречным вкусом. С завучем И. С.  Булгаковым прошли по этажам и кабинетам. До чего уютная, почти домашняя  и вместе с тем располагающая к делу, учебе обстановка! Блоки предметных кабинетов с небольшими холлами — рекреации, как здесь говорят. Везде очаровательные гардины, занавески и шторки, мягкие кресла, диванчики и скамеечки,  прекрасная икебана в вазах и необычные цветы на окнах. Раздвижные доски с потайными многочисленными шкафчиками очень удобны. И вообще все здесь до мелочей продумано — для удобства учителя и ребенка.
  Очень многое в школе - подарки спонсоров. Например, небольшой уютный конференц-зал с мягкими  кожаными скамейками, оригинальными  «стенками» — подарок давних и и надежных шефов из «Курскэнерго»,  и новых, недавно созданных фирм. Свой денежный  подарок они сделали и к юбилею.

  И вообще подарки были замечательные. Областной и районный комитеты народного образовання подарили школе три  цветных телевизора, курский  филиал «Союзпрофбанка» — музыкальный центр. По одному телевизору, который в  школе уже давно, малыши  смотрят на переменах мультики, новые рассчитывают использовать для развития в  школе системы учебного видео. И музыкальный центр  очень кстати. Ныне действующий ВИА (какой уже по счету после того первого, который создал  когда-то  Евгений Исаакович Лифшиц, директор областного центра технического творчества учащейся молодежи, а тогда учитель труда в 44-й!..) очень популярен у школьников Ленинского района.

   Спонсоры — очень модное нынче слово. В 44-й школе спонсоры были всегда — богатые н мудрые, понимающие, что деньги, истраченные на образование; оборачиваются  неоценимой прибылью.

    Среди легенд, без которых не живут талантливые и сильные коллективы и личности, есть одна, на мой взгляд, самая несправедливая. По этому поводу, кстати, недавно в одном нашем курском издании прозвучал то ли упрек, то ли ехидный намек на то, что материальным благополучием школа обязана богатым спонсорам — выпускникам и родителям нынешних учеников, в частности, «Союзпроф-банку». Действительно, в этой организации, кроме управляющего В.В. Ломакина, выпускника 1981 года, два его зама, юрист, бухгалтер, инженер учились в 44-й. Честь и хвала богатым меценатам, которые не забывают о своей альма-матер, и самой альма-матер, сумевшей внушить молодым банкирам такую любовь к себе.

 Если бы все богатые люди города (а их ведь уже немало) так же благодарили свои школы и школы, в которых учатся их дети, как замечательно зажило бы наше среднее образование! При нынешних сложностях с бюджетом ЭТО было бы ВЫХОДОМ и родители бы уже не уповали на частные школы, учиться в которых, увы; могут опять же отнюдь не все. Совместить бесплатность обучения с высоким качеством образования — как это было бы замечательно. И  если находятся спонсоры, готовые платить не только за образование своих, но и других детей, то, повторяю, лишь только добрых слов и подражания они заслуживают.
Столы с фруктами,самоварами, тортами, заказными и испеченными руками учительниц-мастериц, танцы и  песни — все было очень трогательно, пристойно и весело.
Атмофера дружеская и добрая, млодые очень бережно обхаживали ветеранов, было много воспоминаний и смеха. Имровизированный концерт по  заявкам с великолепным чувством  юмора проводили школьный психолог И.В. Золотарева и учитель пения Е. П. Толмачева.
Праздничные газеты украшали весь первый этаж — их подготовили нынешние школьники и выпускники разных лет. Веселые, грустные, праздничные. Даже меня, никогда к 44-й отношения не имевшую, одолела ностальгия при виде остановленных фотообъективом мгновений, кадров, запечатлевших то поездку в Ясную Поляну, то уборку картофеля, то школьную линейку или вечер, где я узнавала лица своих сверстников -  знакомых (Курск маленький город!) — мальчишек  с длинными прическами и девчонок в мини, куда «минее» нынешних...
   
 Атмосфера интеллигентности и раскрепощенности — увы, редкое явление в нынешних! школах. Коллектив в школе №44 талантливый, творческий, интеллигентный, и другим он просто быть не может — директор Зоя Петровна Богдановская, которая 22 года назад  пришла сюда организатором внешкольной работы и вот уже  16  лет возглавляет коллектив, вобрала в себя все достоинства современного руководителя. Все новое и оригинальное тут же находит отклик в ее душе. И кроме того, это очень обаятельная, энергичная женщина с великолепным вкусом.

  Общеизвестно,  от первого лица в коллективе зависит, если не все, то почти все. Среди лестных (и искренних) слов в адрес Богдановской, которые и прежде приходилось  слышать не раз, одно посвящение, на мой взгляд, самое верное: | «Везет тебе, талантливый учитель,  коль у тебя такой руководитель...»
Все в  коллективе 44-й идет как з хорошо отлаженном механизме. Создан, например, совет гимназии и при нем финансово-экономический совет из числа родителей, учителей, спопсоров, который занимается всеми вопросами, связанными  с укреплением учебно-материальной базы школы.

  А в том,  что Богдановская не проходит мимо талантливого и передового, еще раз убедилась,  увидев на сцене, среди сводного хора учителей и учеников начальной школы Н.В. Рукину, лауреата многих  городских и областных учительских конкурсов последних лет. Я неоднократно бывала на ее уроках  в 4-й школе. Надежда Викторовна — молодой учитель, но сюда, в 44-ю, была приглашена в качестве заведующей кафедрой начального обучения. Все начальные классы в 44-й теперь занимаются по системе развивающего обучения — одни по Занкову, другие по Давыдову.
...ТРИДЦАТЬ ЛЕТ — это возраст расцвета. Школа-новатор, школа с традициями, дай Бог, чтобы побольше было таких школ в нашем городе - и для детей-мажоров, и для ребят  не из "мажорных" семей!

 ("Курская правда", 1993)


Рецензии