Два ключа. Часть 5

     Все то время, пока Анджей и Мария были в больнице, Юлиан не находил себе места. Он слишком любил брата, чтобы ожидать исхода со спокойным видом. У Анджея были серьезные переломы, и врач опасался, что тот может на всю жизнь остаться прикован к постели. Все зависело только от Анджея и от его желания встать на ноги. Мария получила сотрясение мозга и множественные ушибы. Доктор Войцехович, один из известнейших врачей страны, сказал Юлиану, что она родилась в рубашке.

     Но Юлиану не давали покоя некоторые факты, которые он выпытал у полиции и случайных свидетелей. Он был неравнодушен к разного рода загадкам и головоломкам, потому сам отправился на место трагедии, и все там осмотрел. Там то ему и попалась на глаза разбитая фигурка. Искусность мастера была заметна даже на сохранившихся крупных осколках. Вертя их в руках, Юлиан вспомнил события десятилетней давности.

     В тот год весна пришла поздно, и его отец, торговец предметами искусства, отправился в поездку в Австрию позже запланированного срока. Он спешил, поскольку вскоре должен был быть день рождения Юлиана - он родился 31 марта. Трофим Ястржембский планировал купить сыну в подарок отличное издание «Дон Кихота» на испанском у знакомого букиниста в Вене. Но сложилось иначе.

     К назначенному сроку, 28 марта, Трофим не появился дома. Это было не странно, ведь в дороге случались разные задержки, потому волноваться семья начала 31 числа, ведь Трофим никогда не пропускал семейных торжеств. В его стиле было ворваться во двор на коне, оставив карету на кучера и помощника где-то в дороге. Однажды Трофим даже отказался от приема в одного из знатных чиновников Польши, чтобы присутствовать дома, когда Магдалена, его жена, рожала их первенца – Анджея.

     Потому 31 марта, не дожидаясь обеда, Магдалена отправила на встречу мужу Анджея, но Юлиан напросился поехать с братом. Магдалена опасалась отпускать шестнадцатилетнего сына в эту поездку, боясь, что он может стать свидетелем события, о котором она даже боялась подумать. Магдалена отгоняла от себя страхи о том, что ее муж может лежать где-то у дороги убит и ограблен. Она старалась закрепить в сердце предчувствие возвращения Трофима, приятное тепло, которое разливалось в ней каждый раз перед его возвращением. Но ум строил свои мрачные предположения. Потому Юлиану было запрещено покидать дом, и Анджей выехал в сопровождении двух кузенов.

     Вспоминая, как он спускался по карнизу и яблоне у дома, Юлиан улыбнулся. Прошло много лет, но он, сидя в кресле в библиотеке, вспоминал события с той же ясностью и четкостью. Юлиану пришлось красться к конюшне, как вору, но его затея удалась, к тому же, он  быстро догнал Анджея. Вместе они проехали достаточно много, но ни следов кареты, ни следов Трофима не обнаружили. Никто из встречных не видел человека, похожего на Трофима.

     На ночь они остановились у друга Анджея, а утром вернулись домой. Но там, где их обычно встречала мать, их встретила уже другая женщина. За одну ночь Магдалена из дышащей молодостью дамы превратила в пожилую женщину. Слабую и печальную. Она все чувствовала и все понимала.

     «Задержать Трофима на такой срок могла только та, от кого у него не было бы возможности вырваться. И это не искусная любовница, мальчики», – печально вздохнула Магдалена, обнимая сыновей.

     Юлиан сидел и прокручивал в голове эту сцену. Он и сам не мог понять, почему среди зимы ему вспомнилось то, что обычно грызло его душу в начале весны. Он вспоминал, как его окликнул какой-то мужчина в военной форме, когда Юлиан прогуливался ранним утром у дома друга Анджея. Он протянул ему сверток со словами: «Ваш отец хотел это вам отдать вчера, Юлиан, но его путь далек».
Ко всем вопросам Юлиана незнакомец был глух. Он быстро вскочил на коня со словами: «Мы уважаем вашу породу», и умчался откуда приехал. В свертке Юлиан обнаружил прекрасно оформленное издания «Дон Кихота»

     Воспоминания о потере отца потянули за собой воспоминания о Хелене. Он не верил, что она сбежала из дому, но эта версия понравилась полиции, потому поиски прекратили. В памяти Юлиана всплыли слова Анджея:
«Сегодня я купил эту обложку вместе с книгой у Астри на блошином рынке. Помнишь Астри?».

     Ему казались подозрительными ее действия. Он не верил, что госпожа Хансен просто так отдала личные вещи дочери. Потому Юлиан решил навестить Астри лично. Разузнать у разговорчивых торговцев, где она живет, не составило труда.

                ~*~*~*~*~*~*~

     Женщина осторожно формировала женскую фигурку из фарфора, когда в ее дверь кто-то постучал. Сердито ворча, она осторожно положила фигурку на стол, рядом с фигуркой мужчины, и пошла открывать дверь. На пороге никого не было. Только следы на свежем снегу вели за угол дома. Оглядываясь по сторонам, женщина прошла немного вперед и осторожно заглянула за угол – но там тоже никого не было.

     Вернувшись к открытой двери, она ужаснулась. В полутемной комнатке был мужчина. Он стоял ровно, держа руки за спиной, и вытянувшись, как струна. Астри на всякий случай оставила дверь открытой и сделала шаг в дом.

     «Простите, не хотел  вас напугать, - мягкий голос Юлиана Ястржембского наполнил однокомнатный домик. – Вы, наверное, меня не помните. Я - Юлиан Ястржембский – жених Хелены».

     Астри наклонила голову на бок, изучая мужчину. Она скрестила руки на груди и изобразила мягкую улыбку. Только сжатые челюсти выдавали ее напряжение.

     «Здравствуйте, господин. Я вас помню, - тон Астри был неровным, хотя она и старалась держаться приятно. – Что вы хотели?»
     «Мой брат, Анджей, недавно купил у вас кое-какие вещи, принадлежавшие Хелене».

     Юлиан выдержал паузу. Волнения Астри он заметил, но не мог понять, с чем конкретно они связаны.

     «Да, я помню. Сожалею, что с мисс Хеленой такое произошло».
     «Какое – такое?».

Юлиан почти наигранно изображал удивление. То, что Астри что-то скрывает, было ему ясно, как дважды два. Но что именно она скрывала  - только предстояло узнать. Поэтому Юлиан небольшими шагами передвигался по комнате, разглядывая разные немногочисленные предметы домашней утвари.

     Аккуратность была в Астри в крови. Все стояло на своих местах, ни единой паутинки по углам, даже печка была белоснежной.

     «Я хотела сказать, что… она сбежала. И что с мисс Хеленой случилось такое нехорошее происшествие. Пришла такая нехорошая мысль, - Астри улыбалась, напряженно наблюдая за Юлианом.

     И когда он оказался за пару шагов от стола, за которым Астри лепила фигурки, она не выдрежала и рвонула к нему, изображая уборку.

     «У вас удивительно чисто в доме, Астри».
     «Спасибо, господин Юлиан. Я могу еще чем-то помочь?».

     Астри старательно собирала все из стола и распихивала по карманам передника. Неосторожно махнув рукой, она уронила часы на цепочке. Юлиан решил помочь, подхватив их с пола и удивленно замер. На крышке часов была гравировка: «А. Я.» и рисунок в виде ворона с веткой в лапах.

     «Что это?» - грубо спросил Юлиан.

     Он хорошо помнил эти часы. Их подарили Анджею на день рождения лет с пять назад. И позавчера за ужином тот жаловался, что потерял их.

     «А…Это…Я нашла», - голос Астри сорвался на высокие ноты.
     «Вот как, - Юлиан сердито взглянул на Астри. – И вещи из дома Хансенов ты тоже нашла?».
     «Мне их отдала мисс Хелена перед исчезновением».
     «Серьезно? – Юлиан хмыкнул. Он спрятал часы себе во внутренний карман пальто. – А вот Анджей мне говорил, что, из твоих же слов, тебе отдала их МИССИС Хансен уже ПОСЛЕ исчезновения Хелены… Так ты - воровка, значит».
     «Значит, ваш брат ошибся. Я - не воровка, - прорычала Астри. – Уходите из моего дома».
     «Ну уж нет, мы пойдем в полицию».

     Юлиан хотел схватить Астри, но девушка отскочила подальше от стола.

     «А это откуда?!».

     На столе, рядом с фигуркой женщины, которую Астри не успела накрыть полотенцем, лежал браслет с рубинами. Точно такой же браслет Юлиан видел на руке Марии – невесты Анджея.

     «Тоже нашла?» - Юлиан сердито фыркнул и взял в руки фигурку женщины.
Фигурка была неимоверно похожа на Марию. Лицо Астри уже успела разрисовать – оставалось закончить ноги. Повинуясь любопытству, подстегнутому чувством справедливости,  Юлиан убрал полотенце: под ним лежала фигурка мужчины, точь-в-точь напоминающая Анджея.

     «Может ли человек сделать это? Такую тонкую работу в пору приписать только Богу».

     В отличие от фигурки женщины, в мужской фигурки были разрисованы только ноги. Возвращая фигурку на стол, он заметил на ее дне надпись: «Анджей».

     «Что это такое?».

     Юлиан не услышал ответа.

     «Что это?» - он повернулся к двери, где стояла Астри, но ее там уже не было.

     Схватив фигурку женщины, он увидел там же другое, не менее знакомое имя, -  Мария.
     Юлиан взял обе фигурки в руки, и тут взгляд его упал на полочку, занавешенную куском ткани. Раньше он ее не видел – ее закрывала фигура Астри.

     Подойдя вплотную, он отдернул занавеску и застыл на вдохе. На полке было несколько мужских и женских фигурок.

     И тут Юлиан увидел в углу девушку с длинной заплетенной косой, переброшенной наперед через плечо. На девушке было длинной вишневое платье. А в руках она держала блокнот в сине-белой обложке.

     От удивления руки Юлиана непроизвольно разжались, выпуская незавершенные фигурки брата и его невесты на пол. Сначала разбилась фигурка Анджея, затем – Марии.


Рецензии