Об актуальности развития учения Карла Маркса

     К.Маркс не был пророком или предсказателем, он был великим мыслителем, энергичным политиком, создавшим Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), а также  талантливым журналистом. Сегодня, в начале третьего тысячелетия можно с уверенностью утверждать, что ни одно учение не оказало столь мощного влияния на развитие человечества, как марксизм.

     Выдающийся исследователь развития экономической мысли М.Блауг писал:

     «Идеи Маркса продолжают жить и все еще актуальны. Они подвергались переоценке, пересматривались, опровергались, их пытались похоронить, но они  всякий раз возрождались вновь! Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира, в рамках которого мы все сегодня живём. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования» (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994, с. 207).

     А вот ещё одно высказывание другого исследователя современного общества: «Повсюду, где существуют обиды, несправедливость, неравенство и угнетение, везде, где право на труд не гарантирует людям право жить достойно труда, марксизм становится каналом для выхода недовольства и агрессии» (Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: 1997, с. 209).

     Комментируя доклад министерства обороны Великобритании под названием «Будущая стратегия обороны» (2007 г.), в котором сделан вывод о том, что через 30 лет мир опять охватит эпидемия марксизма,  контр-адмирал К.Перри писал:

     «Спасаясь от глобального неравенства и усиливающегося падения морали, люди будут искать спасения либо в религиозной ортодоксальности, либо в такой  политической идеологии, как марксизм».

     В этих высказываниях скрывается в общем-то и ответ на вопрос – каковы причины столь необычайной силы воздействия учения Карла Маркса на умы неравнодушных людей.

     Можно отметить, что, во-первых, Карл Маркс впервые в истории философской мысли сформулировал логически безупречную методологию научного познания общества, сплавив воедино диалектику, логику и материализм. Он один из первых рассматривал развитие человечества как естественно-исторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли, техники и технологии, экономических отношений и политики, религии и искусства, морали и нравственности. Именно его методология позволяет предсказывать развитие исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей или случайностей.

     Во-вторых, Карл Маркс в своём «Капитале» провёл анализ капиталистического общества и в середине XIX века сформулировал закономерность появления и развития капиталистического  общества, возникновения прибыли из прибавочной стоимости и раскрыл сущность развития социальной справедливости из двойственности равенства рабочего времени, что должно определять и относительно равное количество честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда, и относительно равные нормы производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни от их общего производимого в обществе количества. Именно это должно увлечь огромные массы трудящихся угнетённых монополией капитала!(Капитал, т.1, стр.88-89.)

     В-третьих, он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность от производимых в обществе и необходимых каждому средств потребления от его труда, что должно формировать сознательное регулирование воспроизводства общества без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов и войн.

     Сегодня, когда в мире поднимается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются миллионы активного трудящегося населения угнетённого монополией капитала с консолидацией левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выход из надвигающейся на человечество катастрофы и те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен более развитый и учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.

    Почему именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ очень простой: ни одно из названных учений не развивает социальную справедливость в обществе.

     На множестве сайтов в Интернете в настоящее время разыгрываются нешуточные баталии между гуманитариями, которые пытаются осмыслить суть перехода от капиталистической экономики к социалистической, к начальной фазе коммунистического общества. Многие из них для этой цели в той или иной мере обращаются к теоретическому наследию Маркса, ибо ни у кого больше нет такой обширной информации по этой теме.


     Однако необходимо осознать печальный, но неоспоримый факт, что до единства среди участвующих в этой борьбе за развитие социальной справедливости в России ещё очень далеко, о чем недавно поведал нам Борис Кагарлицкий в статье «Сухой остаток левого форума».

     Анализируя происходившее на форуме, он отметил, что каждый говорил свои взгляды  и «…призывы к свержению капитализма чередовались с общими рассуждениями о достоинствах партийного парламентаризма. Кроме дежурных фраз о социализме и коммунизме многие периодически повторяли слова о необходимости реализации «некоторых социальных требований».

     И еще одно важное его наблюдение: каждый из участников форума выступал, не считаясь с товарищами. И в заключение своего сообщения Борис Кагарлицкий пришел к единственно верному выводу: «Для того, чтобы левые смогли стать самостоятельной силой, им нужно совершить всего лишь два действия: объединиться с социал-либералами, с социал-демократами и порвать с разными безумцами,  одного присутствия которых на форуме достаточно для того, чтобы оттолкнуть от себя многих недовольных капиталистическим режимом. Интеллектуалы, особенно молодые, ещё могут терпеть пустые лозунги и трескотню революционных речей, а зрелые трудящиеся прагматичны и ждут конкретных предложений.

     Размежевание означает сужение политического спектра движения за развитие социальной справедливости, но в том-то и состоит диалектика политической борьбы, что сужение политического спектра - единственный путь к консолидации и расширению борьбы социальной базы. Есть такое немецкое выражение - Erst Klarheit, dann Einheit. Не будет ясности, не будет и единства».

     Мы живем в эпоху начала освобождения человечества от монополии капитала и движения к монополии законов о реальных социальных гарантиях по труду прежде всего в социально-бытовой сфере. Начало революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук объединённых трудящихся масс. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

     Сегодня призрак коммунизма бродит уже не только в Европе, но он, к сожалению, почти ушёл из России. Но этот революционный процесс уже неотвратим и даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».

     Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие начал заложенных в марксизме.  Причем идеи марксизма надо предъявлять массам таким образом, чтобы их можно было легко и просто понять и усвоить, чтобы они стали основой менталитета будущих революционеров, людей, которых действительно можно было бы называть марксистами.


Рецензии