Учитель. Урок IV. Переутомление и чувствительность

Ученик:
"Мой опыт ментальных взаимодействий разнообразен, но многое в нем было непонятно и казалось загадочным из-за недостаточной образованности. Я очень долго считал, что многообразие - обычное явление и что загадки случаются со всеми. В редких случаях, однако, меня посещало чувство какой-то отличительности, "особенности", неуязвимости, и оттого иногда становилось некомфортно (ведь  большинству людей свойственно желание быть "как все"), а иногда - приятно и легко. Чтобы снять дискомфорт, я старался не отличаться от сверстников и охотно следовал советам людей из своего окружения, подобострастно соглашался со всеми, особенно с начальниками, хотя порой очень хотелось возразить и на душе оставался неприятный осадок. Я чувствовал себя не то что некомфортно, я чувствовал себя ужасно, а иногда со мной случались неприятности, из-за которых я заболевал.

Так было до определенного момента, пока не произошло событие, как казалось, случайное, вынудившее меня поменять взгляды на окружающий мир и отношение к себе самому в этом мире. Выяснилось, что странности, которые мой ум был не в состоянии переварить и объяснить, случаются не со всеми. Точнее, они случаются со всеми, но большинство их просто не замечает, равнодушно проходя мимо них. Нужно сказать, что на тот момент, когда мне подсказали, со стороны, во время одной беседы, что мои наблюдения необычны и что делать такие наблюдения - это своего рода талант, которым обладают немногие, я довольно долго занимался любительской гимнастикой (с элементами йоги), исправляя здоровье и тренируя гибкость позвоночника, от природы негибкого. Хотя занятия проходили с большими перерывами, они приносили эффект и даже доставляли большое удовольствие, оттого что улучшали общее состояние и поднимали настроение. Но я по-прежнему не интересовался учениями и теорией, не вникая в суть вещей и по привычке веря в случайное стечение обстоятельств, отвлекаясь лишь на некоторые творческие занятия и всякие виды спорта. Интересы мои были разнообразны и кое-в чем я достиг больших успехов, но по незнанию все списывал не на природную чувствительность, а на свой характер, который, как известно имеет социальную природу, так как формируется в конкретной среде и под влиянием обстоятельств, от нас мало зависящих.

Когда выяснилось, что мои привычки и условно говоря "видения"(ибо это всего лишь образы, рождаемые чувствительным умом) – это мои собственные "странности", я стал интересоваться практиками и учениями, это явление поясняющими. Среди всего набора практик и теорий я обнаружил еще больше "странностей" и "неадекватностей", кем-то переданных и описанных. Чтобы прояснить кое-что в себе, я решил поработать с психотерапевтом и прошел несколько сеансов, которых хватило, чтобы разобраться в деталях и нюансах и понять, что к чему. Дальнейшее вмешательство психотерапевта показалось мне излишним, и от помощи пришлось отказаться, так как постороннее настойчивое, если не сказать назойливое, вмешательство только усиливало дискомфорт. После этих терапевтических бесед оставалось ощущение, будто в душу заглядывает Карлик Нос".

Учитель:
"Психотерапевт похож на хирурга - он копается в душе, так же как хирург копается в теле; прикосновения психотерапевта к душе иногда бывают спасительными, особенно для тех, кто абсолютно безволен и беспомощен, снедаем страхом и неуверенностью, но для человека сильного, волевого его помощь может оказаться не только мало эффективной, но и вредной. Наступает момент, когда такой человек начинает чувствовать холод Чужого прикосновения, как будто металлическим скальпелем по горячему сердцу во время операции без наркоза... Если это сравнение удачно, то его можно продолжить: неловкий психотерапевт может оставить свой "инструмент" в  глубине пациента, подобно незадачливому хирургу, который позабыл вынуть инструмент и зашил его во чреве больного. Почувствовать эту грань между дозволенным и недозволенным в общении с психотерапевтом и вовремя остановить его вмешательство - дело чувствительности "пациента", ибо настоящая польза от анализа души будет только в том случае, когда ты сам научишься предугадывать желания своего сердца, управлять ими, как управляешь своим умом."

Потому я и говорю, что способность быть чувствительным – это особое творческое воображение, которое развивает в том числе и йога, но необязательно только йога, а и другие духовные упражнения, физические, умственные, интеллектуальные, научные, эстетические и другие, развивающие такие качества, как внимание, концентрация, сосредоточение, умение работать последовательно, упорно, монотонно (создавать, делать) и при этом относится к любой работе, любому занятию (даже мытью посуды, уходу за растениями и т. д.) творчески, с воображением, энтузиазмом, если хотите рвением, но рвением не лихорадочным, поспешным и фанатическим, а контролируемым дисциплинированным умом. Однако, почему все-таки йога? Потому что йога и ее философия, лишенные фанатизма и пристрастия, дисциплинируют ум, успокаивают раздраженные нервы, упорядочивают внутренний хаос, хаос желаний, и в целом дают очень верное представление о том, что мы из себя представляем и для чего мы здесь, на этой земле, на этом месте, в этой среде. Упорядочивать хаос - это дело рук гения."

Ученик:
"Когда сейчас в минуты сильного переутомления мне кажется, что где-то рядом что-то хлопает, шумит, стонет, грюкает, падает, скрипит, слышатся шаги, шепот и т. п., я отдаю себе отчет в том, что это подсказки и что они идут изнутри, из моей головы, утомленного, перегруженного долгой работой ума."

Учитель:
"Это потому, что у чувствительного человека есть способность улавливать электромагнитные вибрации, которые не замечает человек малочувствительный, торопливый, хаотичный, и в этом нет ничего мистического. Если эти волны настигают   вас, если вы чувствуете тревогу, нужно собраться и волевым усилием успокоить их движение, перенаправив их в нужное, полезное "русло", следуя за принципом "приятное с полезным". Энергии, вас окружающие, энергии внутренние не должны бередить ум, в противном случае их работа бесполезна, как холостое движение,  и даже вредна, ибо нагнетает страхи, раздражает сознание, настраивает на волну беспокойства, в то время как во время переутомления необходим покой (равновесие).  Потому и нужно учиться, прежде всего, достигать равновесия во всем – в мыслях, чувствах, поступках, делах. Если в вас проявилась тонкая чувствительность, то нужно научиться применять ее с пользой, для блага, для полезного и приятного дела, путешествий, учебы, заботы о других, о растениях, о животных, не позволяя этой силе (способности) действовать хаотично, бесконтрольно, ибо бесконтрольная чувствительность переходит в новое качество - в бесконтрольные эмоции, которые захлестывают и уносят безвольного человека на гребне стихийной волны в океан бесконтрольных, неуправляемых чувств и удовольствий. Там человек и тонет в волнах пустых и бесполезных развлечений, ненависти, злобствований, жадности, ревности, зависти."


Рецензии