Учитель. Урок IV. Переутомление и чувствительность
"Мой опыт ментальных взаимодействий разнообразен, но многое в нем было непонятно и казалось загадочным из-за недостаточной образованности. Я очень долго считал, что многообразие - обычное явление и что загадки случаются со всеми. В редких случаях, однако, меня посещало чувство какой-то отличительности, "особенности", неуязвимости, и оттого иногда становилось некомфортно (ведь большинству людей свойственно желание быть "как все"), а иногда - приятно и легко. Чтобы снять дискомфорт, я старался не отличаться от сверстников и охотно следовал советам людей из своего окружения, подобострастно соглашался со всеми, особенно с начальниками, хотя порой очень хотелось возразить, и на душе оставался неприятный осадок. Я чувствовал себя не то что бы некомфортно, я чувствовал себя ужасно, а иногда со мной случались неприятности, из-за которых я заболевал.
Так было до определенного момента, пока не произошло событие, как казалось, случайное, вынудившее меня поменять взгляды на окружающий мир и отношение к себе самому в этом мире. Выяснилось, что странности, которые мой ум был не в состоянии переварить и объяснить, случаются не со всеми. Точнее, они случаются со всеми, но большинство, главным образом из-за своего невнимательного и рассеянного ума, их просто не замечает, равнодушно проходя мимо них. Нужно сказать, что на тот момент, когда мне подсказали со стороны, во время одной беседы, что мои наблюдения необычны и что способностью к таким наблюдениям обладают немногие, я довольно долго занимался любительской гимнастикой (с элементами йоги), исправляя здоровье и тренируя гибкость от природы негибкого позвоночника. Хотя занятия проходили с большими перерывами, они приносили эффект и даже доставляли большое удовольствие, оттого что улучшали общее состояние и поднимали настроение. Но я по-прежнему не интересовался учениями и теорией, не вникая в суть вещей и по привычке веря в случайное стечение обстоятельств, отвлекаясь лишь на некоторые творческие занятия и всякие виды спорта. Интересы мои были разнообразны и кое в чем я достиг больших успехов, но по незнанию все списывал не на природную чувствительность, а на свой характер, который, как известно, имеет социальную природу, так как формируется в конкретной среде и под влиянием обстоятельств, от нас мало зависящих.
Когда выяснилось, что мои привычки и условно говоря "видения" (ибо это всего лишь образы, рождаемые чувствительным умом) – это мои собственные "странности", я стал интересоваться практиками и учениями, это явление проясняющими. Среди всего набора практик и теорий я обнаружил еще больше "странностей" и "неадекватностей", кем-то переданных и описанных. Чтобы прояснить кое-что в себе, я решил поработать с психотерапевтом и прошел несколько сеансов, которых хватило, чтобы разобраться в деталях и нюансах и понять, что к чему. Дальнейшее вмешательство психотерапевта показалось мне излишним, и от помощи пришлось отказаться, так как постороннее настойчивое, можно сказать, назойливое вмешательство только усиливало дискомфорт. После некоторых терапевтических бесед оставалось ощущение, будто в душу заглядывает Карлик Нос".
Учитель:
"Психотерапевт похож на хирурга - он копается в душе, так же как хирург копается в теле; прикосновения психотерапевта к душе иногда бывают спасительными, особенно для тех, кто абсолютно безволен и беспомощен, снедаем страхом и неуверенностью, но для человека сильного, волевого его помощь может оказаться не только мало эффективной, но и вредной. Наступает момент, когда такой человек начинает чувствовать холод Чужого прикосновения, которое можно сравнить с прикосновением металлическим скальпелем к горячему сердцу во время операции без наркоза... Если это сравнение удачно, его можно продолжить: неловкий психотерапевт может оставить свой "инструмент" в глубине пациента, подобно незадачливому хирургу, который позабыл вынуть инструмент и зашил его во чреве больного. Чувствительное сердце (ум) обязательно почувствует грань между дозволенным и недозволенным в общении с психотерапевтом и вовремя остановит вмешательство, когда оно не приносит настоящей пользы - освобождения от излишних тяжелых и угнетающего душу скопления эмоций. Хочу обратить твое внимание, что в последнее время в ходе развития психологии, не следует путать ее с психотерапией, эмоции и эмоциональность постоянно путают с чувствави и чувствительностью. Сегодна скажу только, что это не одно и то же, и этой теме нужно выделить отдельный урок. Польза в анализе души будет только в том случае, когда ты сам научишься предугадывать желания своего сердца, управлять ими, как управляешь своим умом."
Потому я и говорю, что способность быть чувствительным – это особое творческое воображение, которое развивает в том числе и йога, но необязательно только йога, а и другие прежде всего духовные упражнения, безусловно, связанные с физическими, умственными, интеллектуальными, научными, эстетическими и т. д., развивающие такие качества, как внимание, концентрация, сосредоточение, самодисциплина, умение работать последовательно, упорно, монотонно (создавать, делать) и при этом относиться к любой работе, любому занятию (даже мытью посуды, уходу за растениями и т. д.) творчески, с воображением, энтузиазмом, рвением, но не фанатическим, лихорадочным, беспорядочным и поспешным, а контролируемым дисциплинированным умом. Но почему все-таки йога? Потому что йога и ее философия, лишенные фанатизма и пристрастия, дисциплинируют ум, успокаивают раздраженные нервы, упорядочивают внутренний хаос, беспорядочные и стихийные желания, и в целом дают очень верное представление о том, что мы из себя представляем и для чего мы здесь, на этой земле, на этом месте, в этой среде. Упорядочивать хаос - это дело рук гения."
Ученик:
"Когда сейчас в минуты сильного переутомления мне кажется, что где-то рядом что-то хлопает, шумит, стонет, грюкает, падает, скрипит, слышатся шаги, шепот и т. п., я отдаю себе отчет в том, что это подсказки и что они идут изнутри, из моей головы, из утомленного мозга, перегруженного долгой, напряженной работой ума."
Учитель:
"Это потому, что у чувствительного человека есть способность улавливать электромагнитные вибрации, которые не замечает человек малочувствительный, торопливый, хаотично-эмоциональный, и в этом нет ничего мистического. Малочувствительные и неопытные люди, фанатично настроенные на успех, склонны к состоянию, получившему название "выгорание". Если волны выгорания настигают вас, если вы чувствуете тревогу, нужно собраться и волевым усилием успокоить их движение, перенаправив их в нужное, полезное русло, следуя за принципом "приятное с полезным". Энергии, нас окружающие, и энергии внутренние не должны бередить ум, в противном случае их работа бесполезна, как бесполезно холостое движение, а в некоторых случаях может быть вредна, ибо нагнетает страхи, раздражает сознание, настраивает на волну беспокойства, а порой беспомощности и отчаяния, в то время как после переутомления необходимы умственный покой и духовно-душевное равновесие. Потому и нужно учиться, прежде всего, достигать равновесия во всем – в мыслях, чувствах, поступках, делах. Если в вас проявилась тонкая чувствительность, то нужно научиться применять ее с пользой, для блага, для полезного и приятного дела по вкусу и настроению: путешествий, учебы, заботы о старших, о детях, о растениях, о животных, не позволяя этой силе (способности) действовать хаотично, нервно и бесконтрольно, ибо бесконтрольная чувствительность переходит в новое качество - в бесконтрольные эмоции, которые захлестывают и уносят безвольного человека на гребне стихийной волны в океан неуправляемых чувств и опасных удовольствий. Там человек и тонет в волнах пустых и бесполезных развлечений, ненависти, злобствований, жадности, ревности, зависти."
Свидетельство о публикации №221090800426