Народный художник России Гиви Калмахелидзе

Гиви Дмитриевич Калмахелидзе родился в семье грузинского рабочего и русской крестьянки незадолго до Великой Отечественной войны, 4 мая 1941 г., в Тбилиси, где и прошло его детство. Вырос на родине матери, в ставропольском селе Овощи, сюда переехал в 1953 г., после смерти отца. По окончании школы долгое время работал как художник-самоучка, числился оформителем сельского клуба. В 1966 г. он поступил на отделение промышленной графики Харьковского художественно-промышленного института, а через год перевёлся на отделение станковой графики, занимался в мастерской эстампа под руководством В.П. Селезнева. Учился с большим энтузиазмом. В замыслах и идеях не было недостатка, за плечами имелся солидный багаж впечатлений. Тем сильнее было стремление проникнуть во все тайны графического языка, овладеть в совершенстве техническими приемами, чтобы обрести желанную свободу самовыражения. В нём рано пробудился экспериментаторский дух, переходы от ксилографии к линогравюре, от нее к литографии или офорту (последнему отдавалось особое предпочтение) совершались легко. Он уверенно и довольно быстро преодолевает сопротивление материала, будь то дерево или линолеум, камень или медная пластина, подчиняя своей воле выразительные возможности той или иной техники, чутко улавливая пластические диапазоны каждой из них.


Искусство мастеров Дюрера и Рембрандта,  Гойи и Домье, Фаворского, Кравченко, творчество современных прибалтийских и финских графиков служили ориентирами собственной художественно-образной системы. По ранним работам можно судить, как его натура, переплавляя достижения предшественников и современников, сохраняла вместе с тем самостоятельность видения и формировала собственный почерк.
Художник добивается содержательной новизны и проявляет немалую изобретательность в извлечении сложных тональных градаций из черно-белых пределов. Он широко использует смешанные техники, всевозможно варьирует изобразительные структуры для достижения художественной выразительности образа.
Гравюры несут на себе печать искусства «сурового стиля», им свойственны романтическая взволнованность настроения, экспрессивность выражения. Ему было что сказать, и он знал, как это сделать. Поэтому не возникало затруднений с выбором темы для дипломной работы, она была подсказана богатым жизненным опытом.

Имя народного художника России, почётного академика Российской Академии художеств
Гиви Дмитриевича Калмахелидзе прочно вписалось в общий контекст современной графики. Искусство этого орловского мастера хорошо известно в России и за рубежом. Его произведения экспонировались на зональных, республиканских, всесоюзных и международных европейских выставках.

Ученики
Наталья Геннадьевна Торлопова

(Материал из Интернет-сайта).
(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.171).


Рецензии