Прошлое и настоящее

Почему одни народы слабеют и исчезают?

Мы часто слышим — сегодня в нашем обществе не те люди, наши предки были другими.
Лучшие из нас уничтожены. Нас подменили народами  другого типа.
Насколько в этом есть правда и насколько предубеждения?
Попробуем разобраться.

У Льва Гумилёва есть теория пассионарности, и длительности жизни определенного этноса.

Для начала попробуем разобраться в понятии пассионарность.
Пассионарии это личности с большим запасом энергии, волей к изменению окружающей их действительности.

Стремление у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели могут быть далеки от реальных возможностей, часто находятся вне рациональных объяснений, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни. 

Гумилёв рассуждает, что продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет
от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда
агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.


Постепенно вследствие резни  заряд энергии этноса сокращается. Это фаза надлома.

Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу называют инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.
Постепенно пассионарность иссякает.

Когда энергии в системе становится мало, ведущее
положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью. Они
стремятся уничтожить не только беспокойных, но и трудолюбивых гармоничных
людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе
становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся
потребительской психологией. А после того как они проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная,
когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память:
приходит время равновесия с природой , когда люди живут в гармонии с родным
ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в
этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство».

Согласно теории Гумилева, мы видим,  что  перемены в обществе народов не являются чем-то странным, это лишь следствие пережитых исторических потрясений, многочисленных кровопролитий от рук более сильного по численности и территории  государства. Вопрос в другом, как быть с тем, что остаётся после всех трагических потрясений ?
Ведь  стадии  перечисленных изменений проходили многие народы, одни из которых в результате пережитого исчезли, другие превратились в инертную массу, даже на том же Северном  Кавказе слывшие  некогда своенравными, гордыми. Другие же народы, что подверглись тем же испытаниям, смогли это пережить, живут и процветают по сей день.

Пассионарность в своём чистом, но незрелом виде не только не гарантирует нормальной жизни народу, но и обречена подвергаться гонениям, уничтожению. Подобно тому как дети с неуемной энергией наказываются сильными взрослыми, часто ломая всю их индивидуальность и натуру.

Тогда за счёт  чего некоторые  народы продолжили развиваться и строить гармоничную жизнь?
Может быть за счёт развития  интеллекта, знаний и образования?
Что как не разум  может победить животную кровожадность больших, захватнических государств? Опасных зверей человек тоже побеждает разумом.

Как говорит наш замечательный современник Дмитрий Быков : «Всё кругом склоняет к разнообразной мерзости, а потому учиться сегодня можно только в знак протеста. Это и есть самый эффективный протест против нынешней эпохи, ее методов и нравов. Учиться — сегодня опасней, чем экстремальный спорт, увлекательней, чем политика, сложней, чем любая компьютерная игра. Это вызов и насмешка, это одинокое противоборство с системой расчеловечивания».

   Выбор любого человека как и народа в целом лежит между двумя дорогами — дорогой интеллектуально-нравственного прогресса и дорогой полного разложения.


Рецензии