Кабардинские мифы в истории
в исторический тупик
Анонс новой темы
Нам, как и многим нравиться сказочный фильм «О золотой антилопе», когда богатому господину предлагается столько золота, сколько ему хватит. Единственное условие он должен сказать волшебное слово – «Хватит».
А, если господин, не скажет – хватит. То, все горы золота, которые вылетели из - под копыт волшебной антилопы превратиться в прах.
Богатому господину не хватило силы духа сказать «Хватит» и все горы золота пропали выросшие под ударами копыт волшебной антилопы.
Когда-то давным-давно кабардинские мурзы – это название владетелей народом адыге, которых называли Кабарты, по названию местности, расселялись по правобережью реки Копа (Каб Арты- Кубань) на Азовском море. Татары это море называли «Забак (Цабак) тенгиз – рыбное море с тюркского языка.
Вряд ли до первой половины XVI века можно говорить о таком название народа как Кабарты, таких исторических сведений нет, кроме одной работы с участием казанского историка И..., где в искажение одной работы он упоминает в XIII веке название Кабарты, имея ввиду адыго – кабарты народ.
Кабарты в исторических документах становится известной только в первой половине XVI века, как в прочем и многие другие народы, вовлечённые в отношения с русскими княжествами и в первую очередь - Московским.
Нам всем надо знать, что к XV веку на развалинах Золотой Орды существовали множество государств называемых ханствами на тюркском языке. Такие как: Крымское, Казанское, Московское, Касимовское, Ногайское,Астраханское, Тюменское, Сибирское, Тобольское и др.
Захват Османской империей в 1453 году Генуэзских колоний существовавших в Крыму и на Азовском побережье, и вслед за этим захват и подчинение Крымского ханства в вассальные отношения с Османской империей в 1475 году, привели к движению малых народов, племён находившихся в составе Крымского ханства. Это движение в первую очередь было связано с кочевым хозяйственным бытом крымско-ногайских юртов (владений).
В это движение были вовлечены и Кабарты – адыги со своими мурзами черкесскими татарами. О коих мы позже расскажем в отдельной главе «Черкесы».
Первые документы, в которых кабарты-адыги становятся известными это первая половина XVI века, во времена правления крымского хана Сахиб-Гирея. И эти сведения нам позволяют узнать, что Кабарты-адыги не имеют постоянной территории, границ, государственного устройства.
Самым большим заблуждением, на наш взгляд искусственно созданным является тема о вхождении Кабарты – адыгов в 1557 году в состав русского государства. Для того, чтобы убедиться в том, что этого союза не было достаточно изучить титулатуру русских царей. В XVI веке на всем горизонте Русского царства, Кабарты именуемые, как Кабардинские земли начнут упоминаться только в первой четверти XVII века. И следует отметить, что заявление о «военно-политическом союзе Кабарды с Россией это показатель научной незрелости кабардинских историков замахнувшихся стараться быть равными с великими государствами, как Османская империя, Англия, Иран. Для заключения военно-политического союза, прежде всего надо иметь наличие государственности, таковых признаков Кабарты-адыги не имели даже в XIX веке.
В ряду этих заблуждений многих исследователей Кавказа является тождество названий Кабарты и Пятигорских черкесов. Это совершенно разные политические и этнические образования. Этому доказательство та самая титулатура о которой мы упомянули.
В ней идут рядом «Черкесские, Кабардинские земли…» и это не подразумевает, что это одно образование. И даже не подразумевает, что это та туманная «Черкесия на Таманском полуострове». Эта та Черкесия, которая расположена от устья Волги к западу Каспийского моря. А Кабарты-адыги, как нам известно, в первой половине XVI века отмечены на левобережье реки Терек.
И ещё одно Темрюк Айдаров – это «Пятигорский черкес» и не имеет никакого отношения к владениям кабарты-адыгов.
Темрюк Айдаров до конца своей жизни имел недружественные отношения и постоянные столкновения и стычки с применением всех видов холодного и метательного вооружения и вогненого боя русских стрельцов Ивана Грозного защищавшего своего тестя от кабардинских Пши.
Продолжение следует
Хадис Тетуев, 08. 09.2021 г.
Свидетельство о публикации №221090800544