Всплывающее окно номер 28 Поощряемое стукачество

Я вот всё пытаюсь понять – почему сестрица в детстве непрерывно на меня стучала нашей доброй фее? Ябедничала, доносила. Она что, не понимала, что шпионить за младшей сестрой и потом натравливать на неё мать – это подло?

Только что меня осенило – нет, не понимала. Наоборот. Она пребывала в глубокой уверенности, что всё, что она делает – это хорошо и правильно. И она именно потому и хорошая, что ябедничает.

- Психология стукача.
 
- Ага. Точчно. Фундамент всего ужаса сталинского террора. Он на этой психологии держался.

- Об этом есть у Довлатова: ..."Кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?

Ничего подобного. Их написали простые советские люди".
 
- Вот-вот. Наша маленькая семья как модель большого социума. Микрокосм – отражение макрокосмоса.

Я нашла ответ на свой вопрос. Мир людей болен. В психику рядового обывателя вмонтировано подчинение и приспособление. Если для выживания нужно кидать и предавать близких – близких предают и кидают.
 
Постой – постой. Не всегда это нужно для выживания. Часто подлость, кроме материальных девидендов, доставляет и другое удовольствие. Психологическо-физиологическое. Вот ты – такой умный, хитрый, сообразительный, а этот, другой, который добренький – такой глупенький. Дурачок. Донёс на него – а он и не догадывается, идиот. Мучается, страдает, лапками слёзы утирает и не видит, как ты ликуешь, незаметно наслаждаясь своею тайной властью над ним. Коктейль чистой радости в одном флаконе.

 Главное – виду не подавать. Вот это самое приятное. Ты не просто невидимый властелин чужой судьбы, ты ещё и гениальный лицедей. Великий актёр, и только ты сам об этом знаешь. Ты и тот твой незримый подсказчик, который князь мира сего.
 
- Слушай, у тебя уже какая-то Достоевщина получается. Записки из подполья.

- Ой, не люблю я Фёдор Михалыча. Сколько раз ни пыталась читать -  не заходил. Ну не хочет моя голова его впускать. Только когда-то в ранней юности одолела «Подростка» и осталось от этой повести впечатлени многословной тягомотины непонятно о чём.

- А между тем твои выкладки напрямую перекликаются с некоторыми пассажами из его текстов.
 
- Ха ха. Видимо, уровни осмысления реальности у нас в каких-то местах случайно совпадают. А может не случайно? Достоевского называют гением. Вдруг и я тоже? А? Чем Бог не шутит?
 
- В этом месте тебя следует щёлкнуть по носу.

- Не надо, не рискуй. Вдруг я и в самом деле – его, Фёдор Михалыча, новая инкарнация? В женской форме.

- Ладно уж, не буду. Инкарнация ты наша. Продолжай про поощряемое стукачество.

- Продолжаю. Почему Наталия Александровна в детстве, как будто её нанял кто, усердно ябедничала на свою младшую сестру? Потому что это был лучший способ доказать маменьке свою хорошесть. Продемонстрировать лояльность к существующей власти. Ну как же, как же? Ведь мама по её сигналу сразу кидается стегать Таньку волшебным резиновым шлангом. Значит, всё правильно. Хорошая Наташа проявила бдительность и не позволила нанести непоправимый урон семейному благополучию, исходящему от преступной деятельности младшей Таньки. Она – молодец. Она на страже порядка. А за этой Танькой – за ней глаз да глаз нужен. 

- Называется плюс подкрепление.
 
- Ну да. Условный рефлекс. Настучала на Таньку – получила поощрение. Как собака Павлова. И заодно материнскую агрессию от себя отвела, которая в любом случае на кого-нибудь из детей неизбежно обрушивалась бы. Я уже сравнивала нашу *бнутую маменьку…

- Стоп. Мы договорились про политкорректность.
 
- Хорошо. Нашу несчастную больную на всю голову маменьку с действующим вулканом, причины извержения которого находятся не во внешнем окружении, а в его внутреннем, загадочном, не до конца науке понятном вулканическом устройстве.

- На всю голову вычёркиваем, остальное оставляем.

-  Представим себе некий раскалённый внутри на большой глубине вулкан, наполненный клокочущей субстанцией, лавой, и эту субстанцию ему нужно время от времени изрыгать. Иначе его разорвёт на части. И вот на склоне этого вулкана появилось два селения. Одно возникло несколько раньше, второе – позже.

Житель первого, раннего, к моменту появления второго хорошо изучил повадки своего вулкана и понял - если есть возможность прорыть канал для отвода лавы в сторону соседнего селения – этот канал нужно прорыть и поддерживать в рабочем состоянии, иначе раскалённые потоки родительской агрессии обрушатся на твой посёлок. Всё очень просто.

То, что я принимаю за подлость, было со стороны сообразительной юной Жабы приспособительным модусом вивенди, позволяющем более комфортно существовать в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах. Коли уж ей досталась Такая маменька, и появилась Такая младшая сестрёнка (то есть я), такая маленькая, такая всё понимающая, такая безотказная добренькая дурочка, хучь до ран її прыклАдуй, то сам бог велел сделать из неё чучелко для битья. Ну, подумаешь, говорящее чучелко. С глазками. Тем хуже для чучелка. Справедливой маменьке нужно же кого-то метелить? Вот пусть Таньку и метелит.

"Я Таньку всегда защищала". От кого защищала? От свирепой маменьки. Правильно. Сначала сама натравливала, а потом сама и защищала. Молодец, умница. Всё, как в Библии. Правая рука не знала, что делает левая. ...Вот откуда начинается любое расщепление психики. Смотри в детство.

…Знаешь, а ведь именно так и формируются будущие социопаты. Женщина с багами материнской программы рождает ребёнка, или несколько ребёнков, и принимается на них воздействовать. И коли установочные параметры этой детородицы повреждены, она по определению не может воздействовать на своих детей правильно. Как полагается нормальной матери.
 
- Вот тут мы залазим в дебри. Что такое норма и что такое нормальное поведение нормальной матери.

- Вас понял. Быстрый ответ готов - нормальные матери не откусывают головы своим детёнышам. Не открывают огонь на поражение по детям, вылезшим из их животов. Не сбрасывают их в выгребные ямы.

Для развёрнутого же ответа понадобится таймаут на предмет поразмыслить. Мне опять пора позаниматься своими делами.

                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

Иллюстрация: фото Maarit Hohteri, "Айно просыпается" Париж, 2003 (Хельсинская школа фотографии).


 ©Моя сестра Жаба


Рецензии