Молодой оператор

Портрет в 14 лет

Сыну в то время было лет 13. Меня очень беспокоило его увлечение компьютерами. И больше всего это  беспокойство подогревала  реакция наших, православных, вердикт которых был однозначным: компьютеры – абсолютное зло. Детей от них надо держать – подальше… А у меня как раз – все наоборот. Компьютера дома еще не было, но наш сосед заведовал отделом этой самой компьютерной техники военного института. Он закупал их в большом количестве, менял на более совершенные… Менее совершенные отправлял в другие места. Дома у него всегда было по крайней мере два компьютера, на которых он сам работал до ночи и позже. Его сын был сверстником и приятелем  сына. Вот этот самый Соколов и допустил ребят до компьютера. Ни о каких беспокойствах, ни о каком вреде для здоровья он слышать не хотел: «Я научу их работать с этой техникой, они еще этим на хлеб будут зарабатывать».  Так, кстати, и вышло. Но в то время мое беспокойство зашкаливало.

Сын уже не следовал, Высоцкому, не «глотал» приключенческую литературу, соответствующую его возрасту, «пьянея от строк». Настали другие времена. Он «пьянел от строк», читая толстенные книжки по компьютерным языкам, которые давал ему дядя Володя Соколов.  И если бы дать ему волю, жил бы у соседей на коврике рядом с компьютером.
Мне даже поговорить об этом было не с кем. Муж проблемы не видел… Никто из знакомых священников для такого разговора не годился, все они не были «батюшками». В нашей компании было несколько священников,  но все больше теоретически-политического, «думского»  склада. Выручил меня опять же  Игорь Андреич. Он прекрасно понял меня и сказал: «У меня есть для вас такой священник. Он как раз - батюшка. Точнее, это мой давний приятель, который стал священником. Он окончил биофак МГУ, а потом … Ну да он вам сам расскажет. Очень легкий в общении человек. Это то, что вам нужно».

Отец Роман
С о. Романом мы встретились на каком-то монастырском подворье. Он действительно оказался очень приятным и легким человеком. Спокойным и умиротворенным. Когда я рассказала ему о своем беспокойстве, совершенной безвыходности, невозможности воздействовать на эту «компьютерную ситуацию», он улыбнулся: «Сейчас я вам расскажу притчу. Историю про себя. Отсчет у меня пойдет от 28 лет. К этому времени я закончил университет, защитился, был женат и имел двоих сыновей. У меня была хорошая, интересная работа… Казалось бы… Но именно в это время меня начали мучить сомнения: то ли я делаю, так ли я это делаю? Какая-то тоска. И вот в один из таких, далеко не лучших, дней я шел по Москве… И неожиданно для себя оказался прямо перед дверями храма.  Вошел… купил свечи, и почему-то прошел в один боковой придел. Здесь, стоя перед какой-то иконой, я отчетливо услышал голос своей бабушки: «Вот ты и пришел…». Это было такое потрясение, которое потом перевернуло всю мою жизнь. После этого я и стал священником… Дома я не мог найти себе места, а на следующий день поехал в этот храм, мне хотелось еще раз побывать на том месте, где я услышал голос бабушки. Так вот, оказалось, что я пришел в храм в день ее именин и стоял перед иконой ее святой…
Бабушка растила меня с младенчества, родители были постоянно заняты. Она водила меня в храм, причащала… Когда мне исполнилось 16 лет, бабушка умерла. После этого я ни разу за 12 лет не был в храме. И вот этот день… В чем урок-то… О детях мы должны молиться не только до смерти, но и после смерти. Бабушка молилась за меня не только при жизни, но и 12 лет после смерти. Она конечно и сейчас за меня молится. Потому что меня не покидают «чудеса». После того, как я стал священником, у меня родилось еще четыре сына… Один погиб. Ехал на велосипеде, и его сбила машина. Он теперь наш молитвенник… Мне дали два храма в Подмосковье. Восстанавливать их надо. Ну в одном-то служить  еще можно было. А другой – развалины в чистом виде. Крыши нет. Надо искать спонсоров. А что это такое, я понятия не имею… И вот на епархиальном собрании один священник дал мне совет: «А ты молись святому Федору». Так как  других советов не было, я с небольшой группой прихожан стал по воскресеньям  служить молебен св. Федору. И вот чудо. И двух месяцев не прошло, приходит ко мне один человек, через время другой… И предлагают деньги на храм. И того, и другого звали Федором…

Ай-Би-Эс работает по будням
О. Роман  успокоил меня, что называется, на высоком, методологическом уровне. Но ведь надо же было как-то с этим жить и ежедневно. А ежедневно было все то же, и даже больше.
Компьютер я рискнула купить в 96-м году. Он просто нужен был мне по работе. Уж тут-то сын развернулся. В 13-14 лет он создал какую-то «сеть», объединив тринадцать или пятнадцать пацанов со своими компьютерами. У них даже есть общая фотография, сделанная где-то  на ВДНХ. Зима, все – в одинаковых черных вязаных шапках. Горящие глаза и счастливые лица.  Позже я слышала его телефонные переговоры со своими «сотрудниками»: «Или делай, как говорю, или сам книжки читай…», «Если будешь скачивать всю эту муть, выгоню». При этом он совершенно блокировал наш домашний телефон. Когда кто-то нам звонил, то включался автоответчик, который сообщал: «Си-Би-Эс (а м.б. Ай-Би-Эс) работает по будням» и второе: «Позвоните после 00 часов».
Однажды я зашла к нему в комнату, когда он говорил по телефону. Он зажал рукой микрофон: «Мама, подожди, я консультирую взрослого человека».  В моей голове это не умещалось: ну по какому поводу он может «консультировать» взрослого человека!?
А вот звонит какой-то учтивый, явно «взрослый» человек: «Простите, по этому телефону работает молодой оператор… его зовут Андрей. Можно ли с ним поговорить?». Знал бы он, насколько молодой этот «оператор», не связывался бы…
 В это же время он стал интересоваться тем, что  такое – «юридическое лицо»…
-Послушай, «молодой оператор», ты телефон нам вернешь?
 -Ну, мне немного осталось… вот отлажу систему… 
Мы вязли в уговорах, но ответ был один: еще немного, еще совсем немного…
Мобильные телефоны были еще дорогими, но один пришлось купить… За его уроками стали следить с утроенной энергией, но он и здесь находил выход. После девяти вечера «вдруг» вспоминал, что завтра надо сдать сочинение. С десяти до одиннадцати вечера я пишу сочинение, до двенадцати он его переписывает, да еще и правит.
В 14 лет он устроился на работу в компьютерный магазин, что был в соседнем доме. Произошло это так. Он выпросил у меня две тысячи на какую-то деталь для усовершенствования компьютера. Купил ее, проверил, оказалось – брак. Пришел в магазин, ему поменяли деталь. Снова – брак. В третий раз – тоже брак. Директор магазина пригласил его в подсобку: выбирай, проверяй. Он проверил и сказал, что вся партия – бракованная. «А мои-то умники куда смотрят? – озадачился директор, - слушай, парень, а ты не смог бы подъехать со мной на базу и подобрать комплектующие? Это здесь, не далеко.  И себе возьмешь, что надо…» - «Могу».
Когда они вернулись из поездки, директор сделал ему неожиданное предложение.
-Иди ко мне работать… Ты когда из школы приходишь? Ну вот… раза 2-3 в неделю приходи с трех до шести. Если будешь приносить пользу, деньги буду платить.
Работать в магазине Андрею очень понравилось. Все сотрудники опекали хорошего мальчика, приглашали  пить чай… Для этого в магазине была отдельная комната и еще - набор фруктовых чаев, чего дома не было. В торговом зале он собирал компьютеры, устанавливал программы… У него появилось даже такое выражение: «Я покупателям объясняю…». Прошло какое-то время, наступило 23 февраля. Директор: «Ну что, пора тебе Андрей зарплату платить. Что тебе для компьютера надо?».  Вот такой способ зарплаты! Ну что же… вполне приемлемо. Да и сын приходил «с работы» довольный. Проработал он еще месяц, а потом вдруг решительно  заявил: «Не буду я у него больше работать». Что, как, почему, - так и не сказал. Но произошло  наверное что-то существенное.
Где-то на это же время пришелся его неудавшийся бизнес-проект, о котором я конечно же узнала задним числом от того же Соколова.
-Что-то не везет Андрею в бизнесе. Я тут стал учить их с Юркой программированию… Андрей написал программы для решения типовых задач по математике и по физике. И решил продавать дискетки с этими программами  ребятам в классе по пять рублей. Ну что… дискетки ребята конечно брали, а денег ему так и не платили. Не понимали своего счастья.
*****
Вот такой получился портрет в 14 лет. Даже веселый. В реальности же было  одно напряжение.

Май 2015 г.


Рецензии
Браво! Прошу исполнить на Бис! Прошу отзыв!

Андрей Павлов 7   23.10.2021 11:43     Заявить о нарушении
Спасибо, рада, что понравилось.

Светлана Колосовская   25.10.2021 06:17   Заявить о нарушении