Вступление

ИЗ КНИГИ «КИНО И ЖИЗНЬ»...


В з г л я д   н а   м и р   ч е р е з   п р и з м у   к и н е м а т о г р а ф а

Эта книга не столько о самом кино, сколько о нашей жизни. Можно сказать, что это взгляд на мир через призму кинематографа…

Существует одно очень интересное и всем известное изречение, приписываемое Уильяму Шекспиру: «Весь мир - театр, а люди в нем актеры». Но теперь имеет право на жизнь и фраза, которая звучит наоборот: весь театр - мир, а актеры в нем люди. И то, и другое - в определенной степени верно, потому что в наше время театр (к нему относится и кино) и реальный мир отражают и пополняют друг друга.

Таким образом, кино - в каком-то роде «зеркало» нашего мира. Во многом именно поэтому в жизни любого современного человека хорошие художественные фильмы занимают одно из ведущих положений.

Кино - это «зеркало», которое, конечно, отражает не прямолинейно, а достаточно искаженно и утрированно (собственно этой особенностью кино привлекает к себе внимание), но тем не менее. В кинолентах, даже в фантастических, так или иначе, рассматриваются все мыслимые и немыслимые моменты и ситуации, в которых может оказаться любой человек в реальной жизни. Если сюжет напряженный, то, как правило, сопереживая героям, мы ждем благополучного завершения истории. Как, собственно, и в жизни: никто не хочет, чтобы всё закончилось плохо. Оттого финал любого фильма - это его или сила, или слабость, в зависимости от того, что показано в конце.

Также в кинолентах анализируются участи и нравы людей, столкновения различных характеров. Сопоставляя психологические фигуры различных героев - положительных, отрицательных или нейтральных - с портретом собственной души, мы стараемся лучше узнать самих себя; когда мы хотим измениться, то пытаемся иногда в чем-то подражать тому или иному понравившемуся герою, или наоборот - испытываем явную антипатию к какому-то экранному образу, если замечаем, что он или похож на нас в своих отрицательных проявлениях, или по объективным соображениям делает нечто ужасное…

А иногда мы смотрим киноленту с целью просто отдохнуть душой.

***
В этой книге каждый фильм - это, своего рода, отправная точка, от которой автор отталкивается при рассуждении о различных категориях нашей жизни, наших судеб, характеров, «ролей». Но кино не существует само по себе, оно зависит от тех, кто его делает. Это режиссеры, актеры, операторы, сценаристы и многие-многие другие, включая даже тех, кто производит кинотехнику. Вследствие этого внутренняя суть самого кинематографа хоть и в немного меньшей степени, но тоже рассматривается (с позиций зрителя).

Кинорецензии, вошедшие в книгу, были  написаны большей частью в 2009-2010 годах. Спустя десять лет (в 2019-2020 гг.), некоторые положения из них существенно устарели, что потребовало от автора отредактировать их должным образом, в соответствии с современным положением вещей - как непосредственно в кинематографе, так и во внутреннем (и внешнем) мире самого автора.

Также в книгу было включено двадцать девять отзывов, полностью созданных уже в 2021 году.

Все представленные читателю рецензии достаточно разные, хоть и выдержаны в одном стиле. К какому-то фильму потребовалось написать всего несколько десятков слов, чтобы выразить в полной мере точку зрения автора по поводу того или иного вопроса, касающегося нашей жизни. А где-то не удалось избежать, что называется, «литья воды», хоть и достаточно обоснованного, правомерного. Одни рецензии написаны в объективном ключе, а другие - в субъективном, то есть от своего имени (и таких отзывов достаточно много). В субъективных рецензиях автор выражает сугубо личное мнение по поводу самих фильмов и сопряженных с ними жизненных ситуаций.

В некоторых кинорецензиях автор даже пытается ставить оценки произведениям киноискусства - с точки зрения полезности фильма для обычного зрителя.

Рецензии на плохие (слабые, одиозные и скабрезные) фильмы были включены в сборник для того, чтобы дать более полную картину самого кинематографа, а также выделить красными чернилами его отрицательные стороны и «заставить» читателя задуматься: а стоит  ли смотреть то, что душе не полезно… Хотя, конечно, разделение автором всех отрецензированных лент на «хорошие» и «плохие» тоже носит достаточно субъективный характер, даже несмотря на то, что при таком разграничении он руководствовался общепринятыми понятиями об истинном предназначении любого вида искусства, а также учитывал оценки многомиллионной армии зрителей и мнения профессиональных кинокритиков.

Иностранным (в основном западным) кинолентам в книге было уделено более пристальное внимание - в связи с тем, что западный менталитет, который открывается в соответствующих зарубежных фильмах, во многом чужд нам, и для его понимания требуется более глубокий анализ. Отечественные же постановки отражают в полной мере нашу жизнь, нашу суть, которую мы знаем, можно сказать, не понаслышке.

Книга посвящена преимущественно классическим фильмам, поскольку они уже проверены временем, выдержаны и поэтому достаточно прочно закреплены на кинематографическом небосклоне… а главное - в сердцах и умах людей.


Рецензии