Редакция наизнанку

В 16 лет у меня появилась мечта – не просто работать в редакции газеты, а быть частью этого организма под названием редакция.

Случилось это в 1996 году. Я училась на втором курсе технологического коллежда, получала очень в то время модную и востребованную профессию – программиста, оператора ЭВМ. Нужно было пройти производственную практику: самостоятельно найти организацию, договориться с руководителем, заключить договор. Мне повезло, моя мама поговорила с редактором газеты «Земля и люди», с которой была знакома… Так я и попала в редакцию газеты.

Определили мне наставника – наборщика текстов, верстальщика – Ирину Мельникову. В то время тексты будущих статей были в рукописном варианте. Наборщик переводил все рукописи в электронный вид, затем отдавал редактору и выпускающему редактору на литературную и редакторскую обработку. Затем текст читал корректор, и все это «богатство» с правками, исправлениями, зачеркиваниями отдавались снова наборщику, чтобы он внес изменения. После необходимых манипуляций вроде уже совершенный исправленный текст снова оказывался на столе редактора. И вот тут, с моей точки зрения, начиналось все самое интересное.

Главный редактор из множества статей выбирал нужные и сочинял, создавал газету. Есть такое понятие – «скелетный план» или флет-план верстки газеты. Вначале в голове создается образ будущей газеты. Рисуется «скелет». Потом он обрастает плотью – статьями.

Именно этот процесс меня заворожил и заставил мечтать об этой профессии. Быть творцом чего-то неповторимого, интересного – так здорово!

Ничего нет – чистый лист. И тут, как в игра в паззлы, чем больше ты видишь и представляешь в воображении готовую картинку, тем лучше, быстрее и интереснее окажется результат. Читателю и невдомек, каким будет очередной выпуск газеты. А ты – работник редакции – уже знаешь, но все равно с каким-то трепетом ждешь из типографии свежий тираж так вкусно пахнущий типографской краской. 

Мой кумир – Любовь Ивановна Пятецкая, главный редактор – любила и знала свое дело. Видя мой неподдельный интерес, она разрешила мне участвовать в творческом процессе. Я сидела рядом и смотрела, как компонуются статьи на одной полосе, как рисуется макет будущей страницы, подбираются фотографии и иллюстрации. Как в итоге получается общая картина, привлекающая читателя и побуждающая его прочитать газету. Так я вникала и постигала тайны редакторской работы.

Еще более интересный процесс – обсуждение на редколлегии тем будущих статей, их актуальность на тот или иной этап времени. Журналист предлагал тему, говорил, как планирует ее раскрыть. Какой жанр использовать в написании: фоторепортаж, обзорная статья, интервью, очерк, репортаж, рецензия на произведение... Главный редактор подсказывала, как будет лучше, выигрышней смотреться статья. К ее мудрым советам всегда прислушивались.

Мне в качестве исключения дали небольшую тему. Написать о чем-нибудь необычном, увиденным мной в природе. Появилась моя первая заметка «Шрамы земли». В ней я написала о том, что недалеко от моего дома есть место, где ничего не растет в радиусе 6-7 метров. Огромное лысое пятно среди буйства летних красок поразило меня. Я выяснила, что на этом месте когда-то, лет 10 назад, располагался склад ядохимикатов,  которые были нужны для обработки полей от вредителей. Нет уже ни полей, ни склада, а обожженная земля осталась лежать неприкрытой, голой пустошью.
Создание статьи – творческий процесс, требующий от автора много душевных и физических сил. Казалось бы, что тут сложного – сел и написал. Но не тут-то было… Всегда трудно начать писать. Мой секрет в том, что статьи рождаются у меня в голове перед сном. Все домашние дела переделаны, родные спят, в квартире тихо и спокойно. Я начинаю размышлять над выбранной темой. И строчка за строчкой, как петли в вязании, вырисовывается, вывязывается моя статья. На следующий день я прихожу на работу, включаю компьютер и пишу текст. 2-3 часа, и готово. Потом нужно заняться другими делами. Часа через 2 заново прочитать текст и подкорректировать его. 

После первой публикации в газете стали появляться и другие мои работы. Мне тогда и сейчас очень нравится писать портретный очерк. По одной простой причине, чтобы написать очерк, нужен респондент. А это значит, что впереди тебя ждет новое знакомство с пока неведомым человеком. Интервью – это несколько иное. Тема задана. Вопрос – ответ. И все. А портретный очерк – это судьба человека твоими глазами. И насколько человек тебе откроется, доверится, настолько и получится статья. 

В общем, закончилась моя изумительная производственная практика, на которой я научилась  правильному, а главное быстрому набору текста, освоила редакторские программы, прикоснулась к верстке.

К слову, верстка – это искусство, сродни созданию картины. Верстальщик – тот же художник. Если журналист пишет словом, то дизайнер создает визуальное восприятие газеты. Читатели видят газету его глазами. Хороший верстальщик, как и журналист, на вес золота.

Вернулась я в колледж с мечтой – работать в газете. И я осуществила свою мечту. Получив профессию программиста, поступила в пединститут, окончила его и в 2005 году пришла работать в областную газету «Амурский дилижанс» корректором. Через пару лет стала выпускающим редактором. В этой должности я многому научилась, постигла тайны и подводные течения оборотной стороны творческой работы в редакции, а именно: сколько стоит печать газеты в типографии, как работать с распространением издания, с договорами, счетами, счетами-фактурами, списаниями, заработным фондом, гонорарами. Больше всего меня радовала обратная связь с читателями, я вела переписку с ними в индивидуальных письмах, на страницах газеты…Последний год работы была и.о. главного редактора. В этой должности я обобщила и закрепила все полученные ранее знания, но творчество отошло на второй план.

В 2015 году меня позвали возглавить интересный проект «Первую автомобильную газету». Я подумала и согласилась, хотя это был совершенно другой для меня мир – мир техники, автомобилей, запчастей, ремонта, автосервиса...

Несколько лет я была счастлива: создавала, творила, училась, но в 2019 году в разгар пандемии руководство приняло решение газету в печатном виде закрыть и перевести в электронный формат, а в 2020-ом и вовсе сделать просто очередным новостным порталом.

Почти год я занимаюсь тем, от чего всегда пыталась убежать в журналистике. Что такое новостной портал? Для меня - это постоянная гонка за очередной новостью. Нет времени подумать, поразмышлять. Написала новость, выгрузила на просторы интернета и снова в погоню за другой новостью. Предыдущая новость живет ровно столько, сколько потребуется времени на создание и выгрузку другой, - 30-40 минут. И все. Уже не интересно и не актуально.  Совершенно не понимаю и не люблю такую журналистику.

Хочу снова мыслить, мечтать, создавать печатное СМИ. Но увы. Реалии времени требуют интернетных изданий.   

Сейчас я с уверенностью могу сказать: создание газеты – это таинство, прикоснуться к которому – великое счастье. Я была счастливым человеком, занималась любимым делом, к которому стремилась и мечтала еще в юности.

Желаю вам увидеть в своей работе что-то особенное, что зажжет в вашем сердце непреодолимое желание быть частью этой работы. 


Рецензии
Маша, вы, конечно, поймёте, почему я с большим интересом прочла эти ваши воспоминания о первых шагах в журналистике, о первой редакции. Вроде бы много общего для всех, работающих в этой сфере, и всё-таки восприятия различаются, а пересказ их - тем более. Мне нравится, что вы пишете душой - это трогает. Поэтому так перекликаются с собственными воспоминаниями о родителях ваши рассказы о маме и отце.
Удачи вам на литературном поприще!

Татьяна Никитина 7   04.10.2021 16:48     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна, за слова поддержки. Рассказы о родителях рождаются внезапно, как летний дождик. Сразу набираю их здесь, чтобы не потерять в рабочей суете. Приятно, что читаете и откликаетесь.

Марина-Маша Кулакова   06.10.2021 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.