Ода осенней флоре

     Почему вам нравится осенний лес,  читатель?  Вас влекут туда  грандиозные картины увядающей природы, ее буйные краски? Или,  быть может,  вам хочется погрузиться в настроение легкой грусти, светлой печали?  Может быть, вы найдете и то и другое, для этого не нужны какие-то усилия души, все лежит на поверхности.   Но есть краски особенные и особенное настроение, они возникают после встречи с осенними цветами.  Чехов назвал бы их цветами запоздалыми. Ботаник назвал бы их явлением  повторного цветения. Но мне нравится слово флора. Есть в этом слове оттенок античности, приобщения к вечным ценностям. Я приглашаю вас, читатель к общению с осенней флорой.

             Впервые осенний цветок я увидел в сентябре возле Кубинки. Был когда-то во Дворце пионеров замечательный кружок натуралистов КИПП. В будни мы приобщались к теории, словно обычные школьники, но по выходным  отправлялись на природу вместе с нашим руководителем Евгением Васильевичем Евстафьевым.  Он был мастер,  работал не только с нами, но и с юннатами  зоопарка. Кажется, что можно увидеть любителю птиц в сентябре? Мы встретили поющего зяблика. Оказывается, перед отлетом на юг птицы снова начинают петь!  И одинокие, сольные,   песни их на опушках  осеннего леса запоминается гораздо легче, чем весной в оглушительном лесном хоре.  Пение этого зяблика я запомнил на всю жизнь. Растения нам показывала Клава Глазунова. По правде,  я думал, что она знала все растения,  и знала всегда, никто ее не учил, это знание дается … от природы.  Через  много  лет она действительно стала хорошим ученым ботаником и преподавала в университете.  Вдоль дорог на Кубинке цвели одуванчики. Ну и что? Я и не знал, что перед зимой, словно птицы, поющие  перед отлетом на юг, одуванчики зацветают снова, словно весной.  И не все желтые цветы были одуванчикам. Клава сорвала один  из них и показала, что стебель  его внутри был совсем не полый. И прозвучало для меня первое имя – кульбаба осенняя, и, судя по названию, весной она не цвела.   Я помню этот цветок и сегодня, и после этой встречи я мог бы сказать,  как герой «Аватара»,
- Флора, я тебя вижу 

   Почему растения зацветают одновременно на разных материках? Почему растения зацветают осенью, а бывает и во второй раз? Явление цветения скрыто в генах, или оно зависит от погоды? Это тайна, над этой тайной ботаники ломают копья много лет, но мне нравится одна гипотеза. Были  в далеком прошлом благословенные доледниковые времена, когда и у нас в Сибири климат был мягким, с теплом и дождями,  и растения цвели круглый год.   Повторное цветение это отголоски цветения вечного. Экологи  считают, весной и осенью цветут растения короткого дня, осеннее и весеннее равновесие для них праздники.  Третьи утверждают, что цветут не все растения,  а только те, которые начинают стареть. Они зацветают перед смертью. А, может быть,  второе цветение зависит от  характера самого растения, которое не желает быть как все.
Давайте заглянем в сентябре в наш городской лес. Увы, мы не встретим там ни одного  цветущего растения.  Сумрачно и сухо. Зато на опушках, словно часовые,  хранящие покой леса, растения цветут и больше всех мне нравится желтый  донник . Вот уж действительно кто напоминает о лете. Разотрите его листок или цветок в пальцах. Запах донника это запах жаркого лета. Впрочем,  и здесь можно услышать споры. Одни поэты считают, что донник пахнет скошенной травой,  или плохими духами. Деревенские жители  скажут, что это запах мужских посиделок.  Какой самосад без донника! Ботаники находят в доннике особые вещества, кумарины. Донник на опушке кажется естественным и привлекательным. Розы, столь приятные взору в саду или парке, покажутся здесь неуместными, аляповатыми, кричаще яркими. Но если мы перейдем за границы поселка , в поле, то встретим множество летних цветов – розовые эспарцеты, лиловые остролодочники и даже чертополохи. Вот они цветы запоздалые. Их тонкие оттенки красок требуют внимательного взгляда и приносят особое настроение в наши души.

    Но есть в сентябрьской флоре цветы совсем не вторичные,  плоть от плоти осенние. На той первой экскурсии  Клава достала из полевой сумки и  показала нам, дилетантам от ботаники, удивительную книгу. Она была тоненькой, с черно-белыми рисунками, но в твердом переплете, изданная вскоре после войны. Это была «Осенняя флора» Маевского. Сначала я подумал, что это какой-то советский ботаник. Оказалось, Маевский это не просто автор определителя, это был шедевр  классической эпохи русской  ботаники, это был первый и лучший на все времена  определитель растений. Он переиздавался более десяти раз, и до революции и в нашем веке. Он продолжил традицию Ламарка. Создав «Флору Франции» Ламарк на спор предложил случайному прохожему определить растение. Прохожий никогда не читал научных книг, просто умел читать, и он растение определил. Маевский создал лучшие таблицы для русских растений,  и никто впоследствии не смог с ним сравниться. И вот странно, родной московский университет не нашел для него возможности преподавать любимую науку, не осталось ни одной фотографии ботаника, не сохранилась его могила.  Но тысячи ботаников и просто любителей природы знают слово «Маевский».

    Если вы хотите, читатель, увидеть вокруг не просто кусты и цветы, найти новые имена трав, возьмите  в руки  определитель Маевского. Спешите в осенний лес, читатель, не за букетами и грубыми красками осенних листьев, за утонченными красками осенней флоры. Зима близко.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.