Мой Хрустальный мир. Глава первая

На горе Хрустальной мой Хрустальный дом
В нём мой сон кристальный, лёд кристальный в нём!

Я вырос в Свердловске – Екатеринбурге причём в раннем детстве нередко ночевал с мамой в Музее камней Свердловского Горного института, который моя мама сторожила по ночам. Вообще она училась на дневном отделении с двумя сыновьями на руках. Сестра её была сердечницей, и, как и её мать, инвалидом. Отца мать выгнала «за пьянку», хотя в конце жизни  признавалась, что пил он немного по 50 грамм в день, поскольку был прекрасный музыкант и играл ежедневно то на юбилеях, то на похоронах. Так или иначе, мама работала на четырёх работах:
На швейной фабрике во вторую смену что то шила
В мастерской пошива одежды топила две металлические  печки торфяными пакетами и убиралась
В каком-то бюро по утрам мыла полы
Всю ночь сторожила музей Горного.
Утром отводила меня в садик и шла на лекции
Я научился читать в четыре года и с удовольствием по вечерам рассматривал камни выставленные в музее.
Особенно мне нравился горный хрусталь.
Друзы горного хрусталя зачаровывали.
Я рассматривал их подолгу.
Так долго я любил смотреть ещё только на тигров в зоопарке.
Тигры и хрусталь потом сошлись для меня в Чатуранге.
Осознание того, в каком жутком режиме двигалась мама, изучая высшую математику, сейсмику, гравику, электроразведку, химию горных пород я по-настоящему осознал только к началу девяностых.
Я прекрасно помню, как мы с ней ходили по Радищева, обходя одну за другой её приработки.
Денег всё равно систематически не хватало.
Школьную форму мне покупала школа.
По окончании Горного мама распределилась в Грозный. Но вскоре вернулась с откреплением.
Сначала она работала в партиях на среднем Урале в нашей области, когда мы с ней обошли многие места вокруг Билимбая, Первоуральска и т.д.
А потом мама на несколько лет «застряла» под Кыштымом в Слюдоруднике.
Конечно преступно, на мой взгляд, находясь с девочками в полутора часах от Слюдорудника не устроить им посещение этого уникального месторождения горного хрусталя! Три лета мой детской жизни прошли в Слюдоруднике. Именно в нём в возрасте 11-ти лет я впервые целый месяц отработал почтальоном. Разносил по посёлку газеты и письма. Именно в нём я отработал две недели в возрасте 13-ти лет в гараже, притирая клапана на двигателях Зилах-157-ых. Естественно мы с братом пролезли во все его штольни и шахты.
Самородное золото, хрусталь, слюда, десятки пород и удивительных минералов! А когда Иван Емельянович сводил нас с мамой в Ильменский заповедник, там в шурфах я добыл свой первый александрит, свой первый голубой аквамарин невероятных размеров чуть не в полторы моей ладони! Прозрачный голубой! Но это было позже, уже на юге Челябинской области в Светлом.
Наконец свою официальную трудовую карьеру я начал с мамой в городке Арти, на окраине которого работала наша геофизическая лаборатория.
Горный хрусталь на Урале – почти непременный спутник любого жителя. В самом простом виде он украшает полки в форме разнообразной хрустальной посуды. Хотя некоторым вполне достаточно одной – двух скромных хрустальных рюмочек, стаканчиков или бокалов.
И зимой и летом мы ездили на железнодорожную станцию Хрустальная, посещали гору Хрустальная, ходили в гости в посёлке гора Хрустальная.
В какие бы гости мы не приходили, везде нам являлся на столах разнообразный горный хрусталь.
Хрустальные друзы украшали комоды и серванты многих гостеприимных хозяев.
Изделия из хрусталя нередко становились подарками родным и знакомым. Хрустальными кубками награждали победителей множества соревнований.
Хрусталь был естественной средой моего обитания в детстве.
Магический кристалл! Я не уставал рассматривать его проявления десятки лет и не мог насмотреться!
Он манил! Он восхищал! Он оставался таинственным и непостижимым! Одно время мой дом просто ломился от хрустальных друз и отдельных кристаллов разнообразнейших форм и цветов. Волосы Венеры, голубой, зелёный, с налипшим золотом, вросший в самые разнообразные породы, чёрный, белый, всех степенней прозрачности, розовый, жёлтый, красный!
И когда я работал над реконструкцией древней Чатуранги, а этим я занимался с двенадцати лет и практически всю жизнь – сомнений о четвёртом камне базовых фигур у меня не было!
Алмаз, рубин, изумруд и его величество Хрусталь!
Хрусталь – моя любовь с детства.

Иллюстрация: прекрасное фото из Интернета.


Рецензии