Митрополит Назарий Кириллов в Курске

Аннотация: В статье рассказывается о самом сложном периоде жизни митрополита Назария (Кириллова), управлявшего Курской епархией с 1920 по 1928 годы. Уточняются даты его пребывания на кафедре и ухода на покой. Вводятся в научный оборот документы, отражающие борьбу митрополита с обновленческим движением в Курском крае. Объясняется, почему историки допустили ошибку, причислив владыку Назария к узникам Соловецкого лагеря. И цитируется подлинное следственное дело, по которому проходил митрополит в качестве главного обвиняемого.

Ключевые слова: митрополит Назарий (Кириллов), Курская епархия, репрессии, обновленцы, следственное дело.

Долгое время нигде в литературе нельзя было найти точного ответа, когда именно был арестован митрополит Назарий и чем для него этот арест закончился. Сколько раз его брали под стражу? До сих пор по просторам интернета блуждают противоречивые данные об арестах владыки, бывших  1920-е годов, и даже о пребывании его в Соловецком лагере. Однако никаких ссылок на достоверные документы исследователи не дают. Многие вопросы, связанные с курским периодом жизни владыки Назария остаются без ответа. Попытаемся ответить некоторые из них, опираясь на документы региональных архивов ФСБ, Государственного архива Курской области и раритеты, хранящиеся в частных коллекциях краеведов.

Узником Соловецкого лагеря особого назначения митрополита Назария сделали не чекисты, а историки , поспешившие с выводом из письма священномученика Петра (Зверева). Широко известны немногочисленные послания архиепископа Воронежского Петра, отправленные им из соловецкого плена своим духовным чадам. В одном из писем (от 7 августа 1927г.) владыка сообщает, что состоит на должности сторожа "вместе с Курским архиепископом" . Поскольку Курской епархией на протяжении ряда лет (начиная с 1920 года) управлял митрополит Назарий (Кириллов), то исследователи и предположили, что он оказался на Соловках. Тем более, что с 1927 года его следы пребывания в Курске теряются. Но, во-первых, священномученик Петр едва ли назвал бы митрополита архиепископом. А во-вторых, сторожевое послушание на Соловках он нёс вместе с владыкой Иувеналием (Масловским). Именно архиепископ Иувеналий стал в 1923 году преемником митрополита Назария на Курской кафедре, но уже в 1924 году был арестован и сослан в СЛОН. Поэтому там он соузниками и титуловался по последней кафедре служения. А митрополит Назарий вновь был призван к управлению епархией, что само по себе в это время в глазах светских властей уже являлось преступлением.

Ведь Русская Церковь в эти годы была фактически в подполье. Власти признавали обновленцев, а «тихоновцев» они поставили вне закона. Легализовать своё положение Церкви удалось лишь при Заместителе Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополите Сергии (Страгородском). Не удивительно, что владыку Назария обвинили в организации в Курске "нелегального Епархиального Управления" .

Следственное дело, заведённое в отношении митрополита Назария и его помощников в апреле 1927 года, является ценным источником по церковной истории Курска и области в этот период. Оно даёт понять: в каких условиях и в каком состоянии здоровья пришлось слабеющему архиерею удерживать нити церковного управления. Немало интересной информации о жизни и деятельности митрополита Назария в Курском крае содержится в следственных делах других священнослужителей, а так же в документах из Государственного архива Курской области, из частных коллекций краеведов и из Синодальной библиотеки.

 Епископ Курский Феофан (Гаврилов) и епископ Белгородский Аполинарий (Кошевой) покинули Курский край осенью 1919 года в период отступления Добровольческой армии Деникина. Ими же была вывезена главная курская святыня – Коренная икона Божией Матери «Знамение». Многие приходы Курской епархии в это время лишились пастырей, которые отступили вместе с архипастырем. Но если большинство священников всё же вернулось в пределы Курской епархии, претерпев горести скитаний, то указанные архиереи навсегда покинули Отечество.

Как бы то ни было, с уходом епископата церковная жизнь в Курском крае не замерла. Патриарх Тихон управление епархией временно поручал разным архиереям, надеясь на возвращение владыки Феофана. Первым временным управляющим Курской епархией стал Преосвященный Евфимий (Лапин), епископ Якутский и Вилюйский.

Владыка Евфимий попал в ситуацию, подобную той, в которой оказался владыка Феофан. Он прибыл из Якутии в Москву на Поместный Собор и не смог вернуться обратно, поскольку разгорелась Гражданская война и дорогу в Якутию изрезали линии фронтов. Управлять делами Курской епархии епископу Евфимию было поручено 4 декабря 1919 года. В Курск он не выехал. Однако нельзя сказать, что он вообще не занимался вопросами курской церковной жизни. К примеру, уже в день своего назначения владыка Евфимий на подворье Валаамского монастыря рукоположил псаломщика из Старого Оскола Феодора Чекрыгина в сан диакона .  А 7 декабря 1919 года там же епископ Евфимий рукоположил диакона Андрея Феодоровского в сан священника . Иерей Андрей и диакон Феодор были определены на служение к Вознесенской церкви, что в слободе Казацкой близ Старого Оскола . (Ныне в черте города).

Известны случаи, когда клириков для Курской епархии рукополагали другие архиереи. Диакона Георгия Оболенского из Старого Оскола рукоположил во священники епископ Острогожский Владимир (Шимкович). Рукоположение состоялось 22 марта 1920 года в Сергиевском храме Алексеевского монастыря в Воронеже. Но допрашивал ставленника за три дня до священнической присяги клирик Курской епархии протоиерей Георгий Мусатов .   

Летом 1920 года владыка Евфимий был определён на Олонецкую кафедру.
Но уже весной того же года пастыри и паства Курского края обращались за разрешением вопросов к архиепископу Назарию (Кириллову) или же его помощнику епископу Белгородскому Никону (Пурлевскому). Этот факт подтверждают документы ГАКО. В частности, «Дело о назначении окончившего курс Курской Духовной Семинарии Иакова Петровича Дагаева священником к церкви с. Кунья Старооскольского уезда» , «Дело о назначении диакона с. Прилеп Тимского уезда Иоанна Романова священником в с. Бараново Старооскольского уезда» .

К мятежному 1917 году владыка Назарий уже достиг почтенного возраста. По свидетельству митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископ Назарий добровольно уволился от управления Херсонской епархией и получил в управление Симонов монастырь в Москве . В этом статусе он и продолжил дальнейше
е участие в работе Поместного Собора 1917-1918 годов с 21 октября 1917 года .

В Курск владыка Назарий прибыл в апреле 1920 года, к Пасхе. Первый период его пребывание в курском крае был коротким, поскольку он «вскоре был арестован и привезён в Москву, где ему дозволено было жить в частном доме» . Это сведения из письма Н.В. Нумерова, делопроизводителя Священного Синода при Патриархе Тихоне. В этом же источнике сообщается, что в августе 1921 года Патриарх возвёл архиепископа Назария в сан митрополита «без всякого повода» . Поводом мог быть тот факт, что владыка Назарий уже 28 лет нёс крест архиерейства и давно желал на покой. Патриарх хотел удержать одного из старейших иерархов в строю. И владыка Назарий смиренно вновь взвалил на себя беспокойные обязанности. Указ о возведении в сан митрополита подписан 23 августа 1921 года .

Некоторое время (до весны 1921 года) Курской епархией (опять же временно) управлял епископ Белгородский Никон (Пурлевский). 31 марта 1921 года, когда надежда на возвращение в Курск епископа Феофана (Гаврилова) окончательно умерла, Патриарх освободил от управления Курской епархией и эмигрировавшего архипастыря, и Белгородского викария, назначив на Курскую кафедру владыку Назария . Уже без приставки «временно управляющий». Благочинным были разосланы циркуляры, в которых предписывалось по всей епархии поминать архиепископа Назария . В мае у владыки Назария появился ещё один помощник-викарий – епископ Рыльский Павлин (Крошечкин).
21 сентября 1921 года митрополит Назарий в Коренной пустыни рукоположил в сан диакона Феодора Анпилова, бывшего ранее псаломщиком Николаевской церкви в с. Незнамово Старооскольского уезда . 

Курская епархия в то время напоминала Карфаген времён священномученика Киприана. Клир разделился на тех, кто остался в Курском крае после смещения линии фронта на юг, и тех, кто теперь возвращался с юга. Поступали на имя митрополита и такие покаянные письма: «Поддавшись общей панике в 1919 году, я вместе со всем духовенством города Старый Оскол уходил на юг, где служил в Таврической епархии. Но совесть не давала мне покоя и я все время стремился возвратиться в оставленный мною приход, что и удалось наконец сделать только в мае месяце этого года» . (Из письма священника Димитрия Карпинского).

Случалось, что некоторые священнослужители, покинувшие приходы и успевшие потрудиться в советских учреждениях, подавали ходатайство «о возобновлении пастырской деятельности» . Такие прошения рассматривались очень внимательно. Курский епархиальный совет по этому поводу издал специальное постановление. Возобновить пастырскую деятельность разрешали лишь тем, кто не допустил отречения от Церкви. Возникали конфликтные ситуации между новыми настоятелями храмов и вернувшимися старыми. Разрешение споров требовало от архиерея рассудительности и любви.

А новый 1922 год потребовал от митрополита Назария змеиной мудрости и голубиной простоты (Мф. 10.16). В этот год государство перешло в решительное наступление против Церкви, маскируя свою атаку заботой о голодающих Поволжья. Кампания по изъятию церковных ценностей плавно перетекла в кампанию по разделению (читай – уничтожению) Церкви. Кампанию, теперь печально известную как обновленческий раскол. Известно ныне и о тайных ниточках, за которые дергали наиболее рьяных обновленцев строители новой жизни в советской России. Уже существует достаточно много научных работ, подробно описывающих кампанию по изъятию церковных ценностей и обновленческое движение в масштабах всей Церкви. Из тех трудов, в которых эти процессы рассмотрены на уровне Курского региона, можно выделить работы А.Ю. Бунина , С.Н. Емельянова , В.Г. Пидгайко  и др.

Митрополит Назарий, не дожидаясь указки властей, уже в августе 1921 года откликнулся на нужды голодающих, призвав свою паству провести сбор пожертвований на приходах во время двух воскресных служб. Собирали не только деньги, но и продукты: зерно, картошку и прочее .  В марте 1922 года епископ Царицынский Нифонт (Фомин) обращался к владыке Назарию с просьбой оказать помощь хлебом для голодающих. Но местная власть не разрешила передать собранное духовенству Царицынской епархии, дозволив сдать пожертвованное в Курский комитет помощи голодающим для последующей передачи в аналогичную комиссию в Царицыне.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей митрополит Назарий старался всеми силами сохранить мир. Он увещевал верующих не сопротивляться представителям власти: «Лишнее в церковных ризницах, но имеющее ценность, как серебро и золото, должно быть без всякого колебания передано на нужды голодающих. Только священные сосуды, употребляемые для совершения таинства, св. Евангелия, ризы на чтимых св. иконах – дары верующих убедительно прошу не подвергать изъятию, особливо, если эти предметы представляют археологическую или художественную ценность. Посему я уверен, что на выдачу их не будет предъявлено требования…» .

Требования всё-таки предъявлялись. И без конфликтов не обошлось. Но архипастырь паки и паки призывал к миру: «Ввиду доходящих до меня слухов, что в некоторых местах Курской губ/ернии/ представители церковных советов при изъятии церковных ценностей на нужды голодающих позволили себе возражать или скрывать их, считаю необходимым напомнить… и разъясняю, что церковные ценности отнюдь не должны быть удерживаемы или скрываемы при осмотре их представителями по изъятию…» . 
А через год была ещё одна кампания: «доизъятия» церковных ценностей. И она прошла уже без эксцессов .

Но насколько мягок и гибок был митрополит Назарий в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, жертвуя земным, чтобы спасти небесное, настолько твёрд и непримирим был владыка в отношениях с обновленцами. Удивительно, что некоторые исследователи поспешили его самого записать в стан обновленцев . Не даётся ссылка на документ, в котором зафиксирован факт признания митрополитом Назарием обновленческого ВЦУ. Зато существовали послания пастырские владыки, в которых он обличал раскольников-обновленцев. Одно из них сохранилось в следственном деле протоиерея Александра Плетенева, благочинного 4-го Корочанского округа . Второе было перепечатано… самими обновленцами в «Церковном листке», издававшемся в Старом Осколе в 1924 году . Разумеется, за обращением архипастыря следовал ответ самих обновленцев, в три раза превышающий по объёму текст владыки. Но все потуги раскольников высмеять митрополита и подбить догматическую и каноническую базу под свои нововведения лопнут, когда мы проследим дальнейшую судьбу издателя этого «Церковного листка» протоиерея Захария Саплина. (По всей видимости, он и являлся автором ответа).

Митрополит Назарий в обращении указывал, что «своими поступками и действиями обновленцы дали достаточно богатую пищу для успешной пропаганды безбожия. Наиболее последовательные из них  снимают сан, выступая с публичными лекциями против Бога, Христа и Св. Церкви, как например бывший священник Калиновский» . Примеру Калиновского последовал и Саплин. Снял сан, публично отрекся от Бога и стал постоянным автором атеистической страницы в районной газете «Путь Октября» .
Ну, а о том, как обновленцы в 1925 году пытались привлечь митрополита Назария к участию в своём Соборе, мы тоже знаем от них же. Рассказ протоиерея Г. Мусатова - одного из визитёров, опубликованный в обновленческой периодике, ныне широко растиражирован .

С 1917 года владыка Назарий пытался уйти на покой, но ему то и дело приходилось возвращаться к хлопотам по управлению епархией. Понимая, что митрополит трудится, уже превозмогая немощи, священноначалие присылало архиерею помощников. Но светские власти, не заинтересованные в нормализации церковной жизни в Курском крае, подвергали викарных епископов преследованию. Так за время служения владыки Назария в Курске были арестованы епископ Рыльский Павлин (Крошечкин) и епископ Димитриевский Иоасаф (Жевахов). Попал в тюрьму епископ Белгородский Никон (Пурлевский), едва вернувшись из обновленческого раскола. Не успели местные власти в Курске арестовать епископа Александра (Раевского). Так арестовали его в другом месте. Епископ Новооскольский Серафим (Игнатенко) уклонился в григорианский раскол. Недолго управлял Курской епархией и архиепископ Иувеналий (Масловский), назначенный на курскую кафедру 17 октября 1923 года. Уже в следующем году его арестовали и приговорили к заключению в Соловецкий лагерь. И митрополит Назарий летом 1924 года вновь вынужден был взвалить бремя епархиального управления на свои плечи.

Ещё 22 августа 1923 года в письме к Патриарху Тихону владыка Назарий сообщал, что изгнан властями из закрытой Коренной пустыни и печаловался: «Я имею честь и крайнюю нужду доложить Вам, что далеко не пользуюсь достаточным здоровьем… Я могу ещё пока служить обедню, но управлять церковным кораблём, не имея положенного Управления или Совета при себе, - откуда я возьму силы и средства для этого?» .
Коренная пустынь закрыта. Знаменский собор в Курске захватили обновленцы. Помимо немощей телесных, митрополит Назарий терпел и бытовую неустроенность.

Зарегистрирован он был клириком Ильинского храма . И какое-то время принимал просителей в церковной сторожке . Затем – на съёмной квартире. Дом №29 (ныне №31), где в 1926 году жил митрополит, был сырым и это доставляло его жильцу дополнительные неудобства. Владыка часто болел.

Епархиальное управление, в помощи которого так нуждался престарелый архиерей, ему не разрешали зарегистрировать. Но всё-таки помощников себе владыка нашёл, надеясь, что позднее сможет юридическую проблему разрешить.

Митрополит Назарий привлёк к работе в неофициальной епархиальной канцелярии одного из старейших клириков Курска протоиерея Илию Пузанова из Сергиево-Казанского собора, городских протоиереев Иоанна Моисеева из Преображенского храма, Алексия Карасёва из Покровского храма, Леонида Иваницкого из Никольского храма слободы Стрелецкой, Григория Ампелонского из Благовещенского храма. Эти же лица присутствовали при экзамене, который устраивался для соискателей священного сана или должности псаломщика. Последнее слово на этих испытаниях всегда было за митрополитом.

В 1923 году владыка Назарий рукоположил в сан диакона (а через два года – в сан пресвитера) Афанасия Докукина, которого в 1937 году ждал мученический венец на Бутовском полигоне .

Весной 1927 года и самим экзаменаторам пришлось пройти экзамен на верность Христу. В отношении митрополита и его помощников было возбуждено уголовное дело.
Всего по делу владыки Назария обвинялись 8 человек. Сотрудники ГПУ, кроме священнослужителей, арестовали доктора Валериана Ивановича Каманина и супругов Мизецких Николая Александровича и Анну Ивановну. Последние изредка помогали владыке по хозяйству. (Дело в отношении протоиерея Леонида Иваницкого было выделено в отдельное производство, но именно он дал наиболее пространные показания).

Владыку Назария арестовали 9 апреля, но 21 мая отпустили под подписку о невыезде. Учли, что узнику 77 лет. Протоиерей Илья Пузанов был ещё на два года старше. Незадолго до ареста он перенес тяжёлое простудное заболевание, приковавшее его на несколько дней к кровати. Дочь священника Наталья обращалась к сотрудникам ГПУ с просьбой отпустить отца: «Ему необходим домашний уход… прошу не отказать мне, так как вопрос /идёт/ о жизни или смерти старика, которого дни и без того сочтены» . 
Два месяца шло следствие. В обвинительном заключении сказано, что члены «нелегального епархиального управления», возникшего в Курске по инициативе митрополита Назария, «распространяли среди верующих нелегальный журнал «Оборона истины церковной», контрреволюционного характера» . (Во время обыска было изъято четыре номера этого журнала). А что же было в изъятых изданиях? Читаем далее: «В названных журналах сообщаются рецепты борьбы с атеизмом. В том же журнале преподносится список расстрелянных сов. властью церковников и др.» . 

Ещё через месяц, 8 июля 1927 года дело митрополита Назария и его соузников рассматривал заместитель курского губернского прокурора. Он нашёл, что «означенные выше граждане… обвиняются в том, что, сохраняя старые традиции русской церкви, возглавляемые руководителями т.н. «тихоновского» течения, дабы укрепить своё положение и действовать организованно, /создали/ нелегальное Епархиальное Управление, каковое фактически и руководило всей работой как среди церковных, также и трудящихся масс Курской губ /ернии/» . «Учитывая, что религиозные предрассудки среди масс Курской губ /ернии/ распространены и сохраняются по сие время в большей своей степени», всех обвиняемых приговорили к трём годам заключения. Правда, митрополиту Назарию и протоиерею Илье Пузанову, учтя их преклонные лета, меру наказания избрали условную. А все остальные были высланы из Курска.

Все фигуранты дела митрополита Назария реабилитированы Военным прокурором Северного флота 27 декабря 2002 года .

На давно желанный покой митрополит Назарий (Кириллов) вышел в конце зимы 1928 года. 12 февраля он тепло попрощался с курской паствой, написав завещание:
«По милости Божией более 50-ти лет в разных должностях служил я Святой Православной Христовой Церкви. Из этого времени около восьми лет моего служения падает на Курскую епархию. Теперь же, когда силы мои ослабели, для меня стало трудно управлять кораблём церковным в наше бурное время, а потому я, с разрешения Высшей Церковной Власти, ухожу на покой и уезжаю к своим родным в г. Одессу, чтобы в тиши, вдали от людской борьбы, провести последние дни своей земной жизни и приготовиться к вечному упокоению. Прошу меня простить, если я кого обидел. Я же всех вас прощаю и благословляю…» .

Митрополит Назарий скончался в Одессе в июле того же года.

Копия текста его завещания, заверенная епископом Рыльским Алексием (Готовцевым), сохранилась в следственном деле протоиерея Александра Плетенёва, расстрелянного в Белгороде в мае 1930 года.

Первая публикация: "Seminarium: Труды Курской духовной семинарии". №01. 2019.

П.С. К сожалению, при переносе текста на сайт автоматически исчезают все ссылки. Поэтому здесь приводится лишь список источников, а точные ссылки вы найдёте в журнальной публикации.

Библиография и источники
1. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник: На Поместный Собор: 1917-1918. Под ред. Н.А. Кривошеевой. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С.84.
2. Архив УФСБ РФ по Белгородской обл. Архивно-уголовное дело №7883. Т.3.
3. Архив УФСБ РФ по Курской обл. АУД №П-18791.
4. Бунин А.Ю. Деятельность православного духовенства Курского края в 1905-1929 гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Курск, 2005.
5. ГАКО. Ф. 750. Оп. 1. Д. 319.
6. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д. 121.
7. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д. 534.
8. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д. 807.
9. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д. 1209.
10. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д. 1286.
11. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д.1594.
12. ГАКО. Ф. 750. Оп. 2л. Д. 2041.
13. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4. Тверь : Издательский дом «Булат», 2000.
14. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 7. Тверь : Изд-во «Булат», 2002.
15. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т.3. Протоколы Священного Собора / отв. Ред. Священник Алексий Колчерин и А.И. Мраморов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2014.
16. Емельянов С.Н. Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья, 1917-1922. М.: Слово; Курск : Изд-во КГПУ, 2001.
17. История Воскресенско-Ильинского храма города Курска. 1768-2018 годы // Авт.-сост. Садварий Ж.В. Курск, 2018.
18. Кобец Олег, протоиерей; Крупенков А.Н., Крупенков Н.Ф. История Белгородской епархии. Белгород : Изд-во Белгородской епархии, 2006.
19. Левитин-Краснов А., Шаров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое подворье, 1996.
20. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016.
21. Пидгайко В.Г. Обновленчество // Православная энциклопедия. Т.39. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2015.
22. Письмо Н.В. Нумерова митрополиту Антонию (Храповицкому) от 1 (14) сентября 1921 г. // История иерархии Русской Православной церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006.
23. Русин Владимир, священник. Преимущество в страданиях. Очерки о священниках, пострадавших за Христа в 1937-1938 гг. Старый Оскол : Издание Покровского храма, что в селе Кунье Курской обл., 2008.
24. Святители земли Нижегородской // Авт.-сост.: Тихон (Затёкин Н.И.), игумен; Дёгтева О.В. Нижний Новгород, 2003.
25. Что такое Обновленчество и его последователи? (Обращение Митрополита Назария к верующим Курской епархии) // Церковный листок. 7 декабря 1924 г. №6. С. 1. (Из частной коллекции О.М. Радина).
26. Я всех люблю и о всех скорблю. Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. 1876-1929. В двух книгах. Составитель монахиня Еликонида (Кулик). М.: Индрик, 2013.


Рецензии